Выступление на педагогическом совете по теме "Технология, основанная на создании учебной ситуации"
учебно-методический материал по теме

Петрокина Александра Владимировна

Раскрывается вопрос о том, как  учебное задание, превратить в учебную ситуацию не только теоретически, но и предлагается практическое задание.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 07.11.14 г.

Петрокина А.В.,

руководитель ШМО

учителей начальных классов

Технология, основанная на  создании учебной ситуации

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия,
исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично – запоминают.

        Совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Чтобы создать учебную ситуацию, нужно  поставить учебную  задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения (когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу, учителя, не потому, что иначе поставят двойку, не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим, как это важно каким-то – пусть даже и всем на свете – незнакомым взрослым людям), а потому, что ему/ей сейчас, сию минуту, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что если это сделать, это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому.

      Для того чтобы спроектировать учебный процесс на основе учебных ситуаций нужно:

определить задачи урока;

отобрать учебный материал;

выбрать способы организации учебных ситуаций;

спрогнозировать возможные действия детей.


Виды  учебной ситуации


^ Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
соревнования – командные и индивидуальные;

сюжетные – «поиск сокровищ» …

ролевые – «пишем инструкцию», «учитель»

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:

«Пишем книгу»;

«Готовим праздник»

 «Делаем подарки»

«Сообщаем вам …»

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение
проведение
мини-исследований

описание и оценка

Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики и русского языка

 Игры и эксперименты (с числами, с телами, с величинами, со звуками и буквами, словами, текстами)

 Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, слова, устные высказывания, тексты)

Группировка, упорядочивание, классификация, сравнение (работа с числами, выражениями, словами, текстами…)

Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей,)
Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем, тексты, под диктовку, творческие работы,)

Ежедневный счет, вычисления, решение задач, чтение, письмо (списывание, письмо памятки)

УЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ  «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»


              
Примеры учебной ситуации

Урок математики

Решение задач с помощью уравнений.

  1. Решить задачу разными способами.  (Учебная задача)

Когда из корзины забрали 15 яблок, в ней осталось 14. Сколько яблок было в корзине?

Кто справился с заданием?

Проверка  решений.

15+14=29(яб.)

Рассмотреть все варианты, предложенные учащимися.

Подсказка №1     БЫЛО                        ЗАБРАЛИ                 ОСТАЛОСЬ

Обозначьте каждое слова числовыми данными.

 Выводим учащихся на решение задачи с помощью уравнения.

Существуют правила оформления записи задачи, решаемой уравнением.

Х – количество яблок в корзине.

Х-15=14

Вывод: Неизвестное обозначаем буквой латинского алфавита, составляем уравнение и находим неизвестный компонент.

Физкультура

Бросок мяча в волейбольную корзину.

Разделить класс на команды. Соревнуемся на меткость броска.

Победит та команда, у которой больше попаданий в кольцо.

Провести игру. Подвести результат. Почему одной команде удалось победить?

Выслушать ответы уч-ся.

Предложить команде – победительнице продемонстрировать бросок (варианты демонстрации

1 вариант: все показывают каждый этап броска (фотосъемка)

2 вариант: по очереди демонстрирую бросок каждый участник)

Цель: проигравшие должны сделать вывод о технике выполнения броска, сверить свои действия, внести коррективы.

Чтобы  победить, или стать спортсменом, нужно научиться технично  выполнять действия (бросок в кольцо)

Русский язык

Падежные окончания имен существительных первого склонения.

Детям выдается тест. Задание: отгадать загадку,  вставить пропущенные буквы.

Всех с дорог_ прочь гоню, коль разбегусь;

А на крыш_  я торчу, не шелохнусь;

Лед на речк_  режу вдоль и поперек,

А на дне морском я маленький …

Проверка. сам. работы. Рассмотреть все варианты.

Как  прийти к единому мнению?

Существуют правила написания безударных окончаний имен существительных.

Создание алгоритма написания безударного падежного окончания имени существительного первого склонения:

  1. Определение склонения имени существительного;
  2. Определение  падежа имени существительного;
  3. Проверка по таблице.

Вывод: внесение исправлений в текст.

Алгоритм совершенствуется: делается вывод о том, что обращаться к таблице постоянно невозможно, ее может не оказаться рядом, и  неэффективно, т.к. много тратится времени, поэтому нужно выучить падежные окончания или пользоваться  опорными словами (сестра, рука).

Окружающий мир

Тема: Скелет человека

Форму работы выбирают учащиеся.

Задание: прочитать текст, внести исправления.

Скелет человека очень крепкий и тяжелый. Масса его составляет большую часть массы всего тела. Он состоит из костей и мышц. Кости мягкие, они легко гнуться, и поэтому человек может нагибаться, поворачивать голову, поднимать руки.

Проверка работы. Выслушать все варианты.

Что мешает нам сделать правильный вывод? (Недостаток знаний по теме)

Каких знаний не хватает (На этой основе построить план работы на уроке)

В течение урока пополним знания по теме «Скелет человека» и вы внесете исправления в текст.  

В конце урока вернуться к тексту

Какие изменения вы внесли?

Что сразу определили правильно?

Технология,  основанная на создании учебной ситуации позволяет реализовать деятельностный подход в обучении


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 3 Педагогический совет Выступление: Технология, основанная на создании учебной ситуации 07.11.2014.

Слайд 2

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его , совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его , например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – з апоминают .

Слайд 3

Этапы проектирования учебного процесса на основе учебных ситуаций: 1. О пределение задач урока 2. Отбор учебного материала 3. Выбор способов организации учебных ситуаций 4. Прогнозирование возможных действий учащихся.

Слайд 4

Виды учебной ситуации Учебные ситуации с элементами игровой деятельности : соревнования командные индивидуальные сюжетные « поиск сокровищ» … ролевые « пишем инструкцию » « учитель»

Слайд 5

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности : «Пишем книгу » «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» Виды учебной ситуации

Слайд 6

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности : эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов ) группировка упорядочивание , классификация , с опоставление Сравнение проведение мини-исследований описание и оценка Виды учебной ситуации

Слайд 7

Примеры создания учебной ситуации на уроках математики и русского языка - Игры и эксперименты: с числами, с телами, с величинами, со звуками и буквами, словами, текстами - Работа с учебными моделями: числа и их свойства, отношения, слова, устные высказывания, тексты - Группировка, упорядочивание, классификация, сравнение: работа с числами, выражениями, словами, текстами… - Описание и оценка: свойств, взаимного положения объектов, закономерностей - Конструирование и создание моделей, математических выражений, схем, текстов, творческих работ - Ежедневный счет, вычисления, решение задач, чтение, письмо: списывание, письмо памятки

Слайд 8

Примеры создания учебной ситуации Урок математики Тема: Решение задач с помощью уравнений. Урок русского языка Тема: Падежные окончания имен существительных первого склонения . Урок физкультуры Бросок мяча в волейбольную корзину. Урок окружающего мира Тема: Скелет человека

Слайд 9

Урок математики Тема: Решение задач с помощью уравнений. Задание: Решить задачу разными способами. Когда из корзины забрали 15 яблок, в ней осталось 14. Сколько яблок было в корзине? Х – количество яблок в корзине. Х-15=14 Вывод: Неизвестное обозначаем буквой латинского алфавита, составляем уравнение и находим неизвестный компонент.

Слайд 10

Русский язык Тема: Падежные окончания имен существительных первого склонения. Детям выдается текст. Задание: отгадать загадку, вставить пропущенные буквы . Всех с дорог_ прочь гоню, коль разбегусь; А на крыш_ я торчу, не шелохнусь; Лед на речк_ режу вдоль и поперек, А на дне морском я маленький … Создание алгоритма написания безударного падежного окончания имени существительного первого склонения: Определение склонения имени существительного; Определение падежа имени существительного; Проверка по таблице.

Слайд 11

Физкультура Бросок мяча в волейбольную корзину. Разделить класс на команды. Цель: Соревнуемся на меткость броска. Победит та команда, у которой больше попаданий в кольцо. Итог: проигравшие должны сделать вывод о том, что достичь результата сможет тот, кто выполнит бросок технически правильно, сверить свои действия с образцом, внести коррективы.

Слайд 12

Окружающий мир Тема: Скелет человека Форму работы выбирают учащиеся. Задание: прочитать текст, внести исправления. Скелет человека очень крепкий и тяжелый. Масса его составляет большую часть массы всего тела. Он состоит из костей и мышц. Кости мягкие, они легко гнуться, и поэтому человек может нагибаться, поворачивать голову, поднимать руки.

Слайд 13

Технология, основанная на создании учебной ситуации, позволяет реализовать деятельностный подход в обучении учащихся Целуем, желаем успехов. Учителя начальных классов



Предварительный просмотр:

Урок математики

Решение задач с помощью уравнений.

Урок физкультуры

Бросок мяча в волейбольную корзину.

Русский язык

Падежные окончания имен существительных первого склонения.

Окружающий мир

Тема: Скелет человека

Урок математики

Решение задач с помощью уравнений.

Урок физкультуры

Бросок мяча в волейбольную корзину.

Русский язык

Падежные окончания имен существительных первого склонения.

Окружающий мир

Тема: Скелет человека

Урок математики

Решение задач с помощью уравнений.

Урок физкультуры

Бросок мяча в волейбольную корзину.

Русский язык

Падежные окончания имен существительных первого склонения.

Окружающий мир

Тема: Скелет человека

Урок математики

Решение задач с помощью уравнений.

Урок физкультуры

Бросок мяча в волейбольную корзину.

Русский язык

Падежные окончания имен существительных первого склонения.

Окружающий мир

Тема: Скелет человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...

Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...