Программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Таминдарова Линиза Мадисовна

Программы внеурочной деятельности "Я - кадет" за 4 класс; "Образ защитника Отечества на страницах книг" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liderskiy_kurs_ya-kadet.docx68.32 КБ
Microsoft Office document icon programma_obraz_zashchinika.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Лидерский курс «Я –кадет»» для учащихся 4 классов

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это   образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. В современных условиях развития общества успех каждого человека зависит от умения быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать, согласно им. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, самому себе. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Лидерский курс «Я-кадет».

Программа учитывает концептуальные основы нормативных документов федерального уровня:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской -Федерации»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2017 №1245, от 20.11.2018 №1391);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р)

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министра Образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 года, от 22 сентября 2011 года, от 18 декабря 2012 года, от 29 декабря 2014 года, от18 мая 2015 года, от 31 декабря 2015 года)

Письмо Министерства Образования и науки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»

- «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №03-296)

Учет основных требований ФГОС НОО

Программа содержит основные требования ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373) в части организации внеурочной деятельности.  В частности, она направлена на «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества», на воспитание «чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России».

В соответствии с ФГОС НОО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я - кадет» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, которые обеспечивают формирование готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению, активную созидательную деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.), а также конструктивная концепция патриотически-ориентированного образования (О.П. Киреев, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, В.В. Пионтковский и др.).

В соответствии с ФГОС НОО важнейшей педагогической задачей является формирование ценностных ориентаций, моделей поведения младших школьников, ознакомление их с общечеловеческими и духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России, чему способствует данная программа.

Учет основных задач образования в регионе:

Программа разработана с учетом основных задач образования в ХМАО-Югре, изложенных в следующих нормативных документах:

  • Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», где обозначена цель по развитию «вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, в том числе повышение роли школы в воспитании детей».
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости, внедрению инновационных образовательных технологий.
  • Концепция  развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, где подчеркивается важность формирования личности с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом.
  • Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – Югры (с изменениями на 27.11.2017), где поставлена задача формирования у детей и молодежи «основных качеств и компетентностей, позволяющих реализовать патриотические ценности и установки в повседневном поведении и в практической деятельности».

Учет основных требований образовательной программы

МБОУ «СОКШ №4»

Программа внеурочной деятельности лидерского курса «Я-кадет» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 30.08.2019 года № 408, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы.  Содержание программы внеурочной деятельности отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Лидерский курс «Я-кадет» направлен на  создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации учащихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, развитие чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения.

Место программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я-кадет» в основной образовательной программе МБОУ СОКШ №4» (организационный раздел, подраздел «План внеурочной деятельности»): программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю), всего 34 часа. Из них 20% - отведено на занятия теоретического характера, 70% - практические занятия, 10% - занятия, направленные на проверку сформированности компетенций.  

         Цель и задачи программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я – кадет»  (в соответствии с требованиями основной образовательной программы НОО):

Цель: создание условий для освоения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы духовно-нравственных ценностей, создание условий для самореализации и социализации учащихся кадетских казачьих классов.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • формирование личностных представлений об основах гражданственности патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту учащихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • Развитие навыков решения практических задач через моделирование, конструирование, рассуждение, проектирование др.);
  • Формирование у учащихся способов организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой);
  • Формирование навыков продуктивной коммуникации в рамках детско-взрослой общности, разновозрастных объединений.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование  ценностного взгляда на окружающий мир, уважительного отношения к своей стране, к родному краю;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Учет особенностей уровня   образования (ранее – ступени), для которого        разработана программа

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности и предрасположенности к коллективной деятельности. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я».

Лидерский курс «Я-кадет» является интегрированным, включает сведения из таких областей, как история, обществознание, литературное чтение, краеведение. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов, элементов моделирования ситуаций, театрализации жизненных ситуаций. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, организационно-деятельностные игры,  мастерские, конкурсы, викторины, праздники, акции, кинолекторий, сюжетно-ролевые игры, тренинги, творческие проекты.

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Программа внеурочной деятельности лидерского курса «Я-кадет» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся. Курс «Я-кадет» ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно- ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся  личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект  детей и эмоциональное   восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения.

Самостоятельная деятельность учащихся организована через взаимодействие в малых группах, проектные задачи. Продукты самостоятельной деятельности предъявляются через публичную защиту проектов, сочинений, театрализованные постановки, моделирование ситуаций, проведение акций и дел. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения.

На первый план при организации самостоятельной деятельности в реализации лидерского курса выходит принцип взаимообучения – обучение с позиции «равный – равному»: это использование опыта шефской деятельности, взаимодействие в разновозрастных группах. То есть в качестве итоговых занятий по разделам и темам используется самостоятельная подготовка и проведение готовых дел для подшефных.

Использование современных образовательных технологий

Программа внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я – кадет» основана на применении современных образовательных технологий и технологий воспитания:

  • Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами), организационно-деятельностных игр, тренингов;
  • Технология проектной деятельности;
  • Технологии развития социальной активности – волонтерская деятельность, КТД, социальное проектирование;
  • ИКТ-технологии.

Ведущими, безусловно, являются технологии игр (в связи с возрастными особенностями – освоение социальных норм через игру) и технология социального проектирования (адаптированная к младшему школьному возрасту).

В основе технологии организационно-деятельностных и имитационных игр лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско-взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

Социальное проектирование ценно прежде всего тем, что ориентирует учащихся на создание практического продукта, то есть учащиеся индивидуально или в группах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу на заданную тему: разработка акции, игры, сценария мастерской, экскурсии и пр. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу.

Для оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности используются такие внеаудиторные формы организации внеурочной деятельности, как:

  • Экскурсии, политчасы, социальные гражданско-патриотические практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
  • интернет-форумы,  сетевые дискуссионные площадки, сетевые интерактивные площадки общения в образовательной сети;
  • Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования: акции «Рассвет Победы», «Посвящение в кадеты», «Забота», «Лучики в ладошках», «Посылка солдату».

Использование современных учебных материалов:

  • Интерактивный каталог учебных материалов (слайд-презентации, аудиокниги, ридеры, фильмотека, медиатека, интернет-ресурсы). ЦОРы в соответствии с программой курса;
  • Интерактивные форумы для обсуждения ситуаций в социальной сети класса «Дневник.ру».
  • Комплект интерактивных обучающих программ и тренажеров;
  • Система видеоконференцсвязи, позволяющая проводить телекоммуникационные форумы с участием других территорий, учебных заведений.
  • Система интерактивного голосования «Вотум» (для проведения диспутов, оценивания и рейтингования творческих проектов).
  • Мобильный класс (25 учебных нэтбуков с единой точкой доступа для сетевого общения)
  • Образовательная сеть «Я – кадет» (для виртуальных социальных акций и пр.).

Использование современных оценочных средств

Деятельность учащихся оценивается при помощи современных оценочных средств. Задания носят посильный развивающий характер. Главным критерием результативности программы является индивидуальное продвижение каждого ученика. В связи с этим диагностический инструментарий предусматривает отслеживание индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям.

В качестве оценки результативности программы «Лидерский курс «Я-кадет» используются следующие оценочные средства:

  • Пакет диагностических методик:
  • Опросник «Ценностные ориентации» (оценка сформированности духовно-нравственных основ личности).
  • Опросник «Уровень социальной компетентности младшего школьника».
  • Опросник «Уровень воспитанности младшего школьника»
  • Социометрическое исследование.
  • Педагогический анализ продуктов творческой самостоятельной  деятельности;
  • Педагогическое наблюдение в ситуации создания специальных ситуаций (событийных мероприятий) с использованием матрицы наблюдения за сформированностью социальной компетентности младшего школьника.
  • Публичная защита социального проекта или социально-значимого дела (в том числе в виртуальной сети).
  • Самооценка и самоконтроль: ведение интерактивного дневника лидера (как часть интерактивного портфолио младшего школьника) – фиксация индивидуальных результатов и планирование корректирующей деятельности.

 

Привлечение социальных партнеров

С целью расширения рамок взаимодействия школы, семьи и социума для консолидации усилий в области патриотического воспитания, для формирования социальных компетентностей и лидерских установок учащихся к реализации программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я - кадет» привлекаются  социальные партнеры:

  • Городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил (проведение интерактивной площадки «Диалог поколений», социальная операция «Забота», акции «Бессмертный полк», «Рассвет Победы»).
  • МБДОУ «Детский сад №10 «Гусельки» (проведение мастерских «Лучики в ладошках», игр, тренингов, организация шефской деятельности и пр.)
  • Участие в деятельности волонтерского движения «Волонтеры Победы».
  • МБУК «Городская библиотека» - реализация совместного детско-взрослого проекта «Доброволец.РФ».
  • Социально-педагогическая сеть «Дневник.ру» ( организация социальных форумов, обсуждение акций, волонтерских операций).
  • Актив родительской общественности, Совет отцов (совместные семейные творческие проекты, презентации и пр.).

Создание образовательной развивающей среды школы

Программа внеурочной деятельности лидерского курса «Я-кадет» способствует созданию образовательной развивающей среды школы, которая направлена на удовлетворению культурно-образовательных, социальных и творческих потребностей младших школьников. Развивающая среда при реализации данной программы включает в себя информационно-методическое пространство (интерактивные форумы и сетевые волонтерские площадки, цифровые образовательные материалы), пространство для детского творчества и совместной творческой деятельности детей и родителей, пространство для организации проектной деятельности и метапредметного погружения.  

Кроме того, программа данного курса способствует наполнению  общественно-политического сегмента информационно-насыщенной образовательной среды школы собственными цифровыми образовательными ресурсами (методическими разработками, технологическими картами, контрольно-оценочными материалами, сценариями погружений, квестов, реконструкций, акций, волонтерских проектов и пр.).

Содержание программы внеурочной деятельности лидерского курса

«Я-кадет»

1.Раздел «История кадетского движения».

История кадетских корпусов в России. Навигацкая школа при Петре Первом. Развитие кадетского движения в1730-1740 годах. Кадетские корпуса в дореволюционной России.

Знаменитые выпускники кадетских корпусов. Становление кадетский корпусов. А. В. Суворов.

2.Раздел «Азбука нравственности кадета»

Культура приветствия. Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. Держи свое слово. Быть в ответе за порученное дело – что это значит? Умей ценить своё слово и чужое время. Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе.

3.Раздел. «Я учусь быть кадетом» (социальные практики  в рамках шефской работы). Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия.  Тренинги.

4.Политический вестник.

Календарно-тематическое планирование для 1-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»» в 1-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. История кадетства. История школы (4 часа).
  2.  «Правила жизни» (12 часов).
  3. Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики старших кадетов в рамках шефской работы (13 часов)).
  4. Политический вестник (1 раз в четверть).

Итого – 33 часа.

Тема

Кол-во часов

Форма организации занятия

1

Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет?

1

Беседа. Презентация

2

Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте». Правила приветствия.

1

Беседа. Ролевая игра

3

Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя).

1

Тренинг

4

Кадетское приветствие (рапорт дежурного)

1

Тренинг

5

Кадет на уроке. Правила школьной жизни.

1

Беседа. Моделирование ситуаций

6

Зачем нужны перемены. Можно ли отдыхать с пользой?

1

Беседа. Ролевая игра.

7

Культура поведения в столовой.

1

Беседа. Тренинг.

8

Экскурсия в школьный музей  

 

1

Экскурсия

9

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

10

Аккуратность и опрятность – основа успеха.

1

беседа. Презентация.

11

Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в портфеле).

1

Тренинг – игра.

12

Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места –порядок на парте).

1

Тренинг – игра

13

Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода).

1

Беседа. Презентация.

14

Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму).

1

Тренинг - игра

15

Культура поведения на прогулке, экскурсии.

1

Беседа. Тренинг.

16

Кадеты нашей школы. Как все начиналось.

1

Экскурсия в школьный музей.

17

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

18

Атрибутика кадетской формы.

1

Беседа. Моделирование эскиза эмблемы класса

19

Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.

1

Презентация. Тренинг

20

Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.

1

Презентация. Тренинг

21

Ритуалы в жизни кадета. Клятва.

1

Презентация. Тренинг

22

Культура поведения на  общественных местах (культурный центр, театр).

1

Беседа. Тренинг.

23

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

24

«Кадеты нашей школы». Встреча с выпускниками кадетских классов

1

Беседа.

25

Закон «00» - основное правило жизни настоящего кадета.

1

Беседа. Диспут.

26

Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками.

1

Беседа. Тренинг

27

Забота о младших – основа кадетского братства.

1

Презентация в детском саду.

28

Как кадет относится к старшим?

1

Беседа.

29

Мини-проект «Ветеран живет рядом» (подготовка подарка ветерану).

1

Проектная деятельность

30

«Ветеран живет рядом». Встреча с ветераном.

1

Беседа.

31

Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

1

Проектная деятельность

32

Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета».

1

Презентация проектов

33

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.


Календарно-тематическое планирование для 2-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»» во 2-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. История кадетского движения (4 часа).
  2. Азбука нравственности кадета (16 часов).
  3. Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики старших кадетов в рамках шефской работы (6 часов)).
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

Итого: 34 часа

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

1

«Кадет – это звучит гордо».

1

Беседа

2

«Из истории кадетского движения»

1

Виртуальная экскурсия.

3

Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия.

1

Проектная деятельность. Моделирование знаков отличия

4

Политический вестник

1

Устный журнал.

5

Основные правила жизни в кадетском классе.

1

Беседа

6

Что такое «честь класса».

1

Беседа. Диспут.

7

Мини-проект «Кодекс нашего класса»

1

Проектная деятельность

8

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

9

Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

1

Беседа.

10

Быть воспитанным – что это значит?

1

Моделирование ситуаций

11

Мини-проект «Правила вежливости».

1

Проектная деятельность.

12

Политический вестник

1

Устный журнал.

13

Хочу – могу – надо

1

Беседа

14

Держи свое слово.

1

Беседа. Диспут.

15

Быть в ответе за порученное дело – что это значит?

1

Диспут. Анализ ситуаций.

16

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

17

Умей ценить своё слово и чужое время.

1

Беседа

18

Соблюдение режима дня – воспитание характера.

1

Беседа.

19

Мини-проект «Режим дня»

1

Проектная деятельность

20

Политический вестник

1

Устный журнал.

21

Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе

1

Тренинги по основам поведения

22

Мини-проект «Этикет младшего кадета» (модель поведения).

1

Проектная деятельность

23

«Кадеты нашей школы». встреча с выпускниками кадетских классов

1

Беседа.

24

Политический вестник

1

Устный журнал.

25

Отзывчивость, сочувствие, чуткость – основы милосердия.

1

Беседа.

26

Доброта и доброжелательность.

1

Беседа.

27

Спешите делать добро!

1

Разведка полезных дел

28

Мини-проект «Подарок ветерану»

1

Проектная деятельность

29

«Ветеран живет рядом»

1

Встреча с ветераном

30

Политический вестник

1

Устный журнал.

31

Что такое дружба.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

32

«Моё» и «наше».

1

Беседа. Анализ ситуаций.

33

Один за всех все за одного. «Я» и «Мы».

1

Тренинг (веревочная технология)

34

Политический вестник

1

Устный журнал.


Календарно-тематическое планирование для 3-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. «Я -  кадет» (3 часа).
  2.  Азбука нравственности кадета (15 часов).
  3.  Правила общения (8 часов).
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

Итого – 34 часа.

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

1

«Почему я решил стать кадетом?»

1

Диспут.

2

«В тебе взрослеет гражданин»

1

Беседа.

3

«Умей носить кадетскую форму».

1

Тренинг.

4

Политический вестник

1

Устный журнал.

5

Правила вежливого общения.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

6

«Секрет успеха публичного выступления»

1

Беседа. Тренинг  

7

«Секреты успешного спора».

1

Тренинг

8

«Учись отстаивать свою точку зрения»

1

Тренинг

9

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

10

«Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь»

1

Проект.

11

«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

1

Диспут.

12

Умение владеть собой.

1

Тренинг

13

Политический вестник

1

Устный журнал.

14

Что такое милосердие?

1

Беседа.

15

«Чужого горя не бывает»

1

Беседа.

16

Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков»

1

Проект

17

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

18

Честность слов и поступков.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

19

«Один раз обманешь, другой раз не поверят»

1

Беседа. Анализ ситуаций.

20

Держи свое слово

1

21

Политический вестник

1

Устный журнал.

22

О недостатках и слабостях:  высокомерие, корысть, тщеславие…

1

Беседа.

23

Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла.

1

Беседа.

24

«Учись преодолевать свои недостатки»

1

Тренинг

25

«Дорога к победе над собой»

1

Проект (план самовоспитания)

26

Политический вестник

1

Устный журнал.

27

Забота о старших – норма жизни кадета.

1

Беседа. Конкурс эссе.

28

Мини-проект «Подарок ветерану»

1

Проектная деятельность

29

«Ветеран живет рядом»

1

Встреча с ветераном

30

Политический вестник

1

Устный журнал.

31

Безделье и лень портят человека.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

32

Дисциплина и дисциплинированность кадета.

1

Беседа. Диспут.

33

Викторина «Азбука нравственности»

1

Викторина

34

Политический вестник

1

Устный журнал.

 


Календарно-тематическое планирование для 4-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»»  в 4-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. История кадетского движения в лицах. (8 часов)
  2. Дискуссионный клуб «Кадет». (12 час)
  3. Социальные практики. (6 час)
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

Итого – 34 часа.

Тема

Кол-во часов

Форма организации занятия

1

Вводное занятие. Кадет – это звучит гордо!

1

Организационный практикум

2

Из истории кадетского движения.

5

Беседа. Виртуальная экскурсия в прошлое. Экскурсия в школьный музей. Работа с научно- познавательными статьями. Создание альбома «Из истории кадетского движения». Инсценирование.

3

Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия.

1

Практикум.

4

Основные правила жизни в кадетском классе.

3

Творческие мини-проекты «Правила жизни в кадетском классе». Разработка коллективного проекта.

5

Умей носить кадетскую форму. Политический вестник.

2

Беседа. Тренинг. Виртуальная экскурсия в кадетский корпус. Обзор политических новостей.

6

Что такое «честь класса».

2

Творческие мини-проекты. Разработка коллективного проекта.

7

Политический вестник.

1

Флаг, гимн, герб РФ. Обзор политических новостей.

8

Мини-проект «Кодекс нашего класса».

3

Творческие мини-проекты. Разработка коллективного проекта.

9

Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

3

Беседа. Тренинг. Виртуальная экскурс-сия в кадетский корпус.

10

Быть воспитанным – что это значит?

3

Мини-проект «Правила вежливости».

11

Политический вестник.

1

Обзор политических новостей. Дидактическая игра «В мире информации»

12

Хочу – могу – надо.

2

Тренинг.

13

Быть в ответе за порученное дело – что это значит?

3

Тренинг. Игры на сплочение детского коллектива.

14

В тебе взрослеет гражданин.

2

Дидактическая игра. Презентация «Мои достижения».

Результаты освоения программы лидерского курса «Я-кадет».

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • уметь работать с источником (книгой, статьей), пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • высказывать своё предположение (версию);
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

Познавательные универсальные учебные действия:

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • участвовать в беседе, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • высказывать свое суждение;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • участвовать в конкурсах , в публичных презентациях;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе,  библиотеке, дома.

Личностные универсальные учебные действия:

  • определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

Список литературы

  1. Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных программ в начальной школе [Электронный ресурс] / Ю.А. Елесеева. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (22 февр. 2015г.)
  2. Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Мнльникова - Электрон, текст. Дан. - Режим доступа.:: http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (23 февр. 2015г.)
  3. Людмила Васильева-Гангнус: Азбука вежливости, издательство: Нигма, 2016 г.
  4. Гончарова, Вервицкая: Еня и Еля. Азбука этикета,издательство: Белый город, 2016

Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36. 

  1.  Е.В.Михайлова Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности»- М. Экон-Информ, 2011
  2. А.А Друкарев «О патриотическом воспитании в кадетских корпусах». М.: 2011 г.
  3.  О.Г Дробницкий Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; Институт философии. – М.: Наука, 2015. – 333 с.

 

______________                                        ____________________________

подпись                                                расшифровка  подписи

                                                        «_____»_______________20__ г. 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Образ защитника Отечества на страницах книг» (1-4 классы).

Пояснительная записка.

Одним из главных изобретений человечества является книга. Книга является средством познания окружающего мира, источником знаний и эмоциональных впечатлений, способствует развитию познавательного интереса младших школьников, воспитанию нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года (таблицы №1 -4).         Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю).

В основу программы положена программа внеурочной деятельности  Ефросининой «В мире книг» (УМК «Школа 21 века).  

Подбор произведений для изучения в рамках данного курса обусловлен спецификой кадетской школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания. Произведения для данного курса объединены единой темой – темой образа защитника отечества на страницах произведений русских писателей –  но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения.

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Программа  построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие  направлено как на  формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на   формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: беседы, коллективные творческие дела, музейные уроки, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение  кинофильмов,   устные журналы, встречи с интересными людьми, кинолектории, экскурсии, публичная презентация книг для самостоятельного чтения, читательские конференции,  сюжетно-ролевые игры, творческие проекты.

Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.

Цели и прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Оптимальное развитие читательских умений  как основных метапредметных результатов обучения: техника чтения, навыки работы с книгой (оперирование справочным аппаратом для получения необходимой информации о книге), навыки работы с текстом (в соответствии с требованиями ФГОС).
  2. Расширение читательского кругозора (знание авторов, их произведений, жанров литературы, умение выбирать произведения для самостоятельного чтения в соответствии с рекомендациями).
  3. Формирование  таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.
  4. Формирование понимания  значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.
  5. Формирование умения   коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.
  6. Развитие традиций семейного чтения.

Диагностические средства.

        Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)


                                                                                                               

  Таблица №1

Учебно-тематическое планирование для 1-го класса.

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Содержание

1

Вводное занятие. «Книга – наш друг и учитель».

1

Беседа. Презентация детских книг

Рассказ учителя о роли книги в жизни человека. Презентация детских книг о защитниках Отечества, с которыми предстоит познакомиться в процессе данного курса).

2

Где живут книги?

1

Экскурсия в  библиотеку школы.

Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке,  порядок выдачи книг.

3

Из чего состоит книга?

1

Практикум.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».

4-6

Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки по теме «Родина, Отечество».

3

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.

Знакомство с пословицами и поговорками соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы).

7-9

К.Г.Паустовский                                 Солдатские сказки.

3

Чтение произведения. Детское творчество. Викторина по содержанию сказки.

Изучение произведения К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога»,  иллюстрирование сказки (рисунок, лепка). Просмотр одноименного мультфильма.

10

Наш кинозал. Мультфильмы о   защитниках Родины.

1

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Мультфильмы: «Детство Ратибора», «Два богатыря»,  «Солдатский долг».

11-13

Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве.

3

Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения.

С.Михалков «Мир», И.Агеева «Флаг России»; М.Волкова «Колыбельная маленькому россиянину»; А. Гаврюшкин «10 правил маленького россиянина»; О.Высокая «Салют»; И.Токмакова «Красная площадь».

http://zanimatika.narod.ru/RF8.htm

14-19

С. П. Алексеев «Сто рассказов о войне».

7

Совместное чтение, прослушивание произведений. Семейное чтение. Викторина по содержанию. Детское творчество.

Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне, о героических подвигах советских воинов, о торжестве советского оружия.

 

20

Устный журнал «По страницам книг С.П.Алексеева»

1

Обобщающее творческое занятие (с участием родителей). Презентация творческих работ семей учащихся.

21-23

Поэтическая тетрадь: стихи о защитниках Отечества.

3

Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения.

Т.Шапиро «Я в солдатики играю», «Была война», «Мой брат», «Дедушка», К.Авдеенко «Маленький офицер», «Защитники Отечества родного». Г.Башеев «Поклон солдату», Е.Благинина «Шинель».

24-30

Л.Ф. Воронкова. Лучшие произведения  для детей о Великой Отечественной войне.  

6

Знакомство с рассказами Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города». Иллюстрирование рассказов. Инсценирование рассказов. Обсуждение (в том числе на форумах социальной сети).

Чтение рассказов «Солнечный денек», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Девочка из города».

31

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Девочка из города»

1

Просмотр и обсуждение кинофильма.

Художественный фильм «Девочка из города».

32

Читательская конференция по произведениям Л.Ф.Воронковой.

11

Обобщающее занятие по произведениям Л.Ф.Воронковой (участники конференции – учащиеся, родители).

33

«Я – читатель».

1

Библиотечный урок в городской библиотеке.

Знакомство с возможностями городской библиотеки. Рекомендации для летнего самостоятельного чтения и чтения с родителями.

Итого

33

часа

                                                 Таблица №2

Учебно-тематическое планирование для 2 класса.

Тема

Количество часов

Вид занятий

Содержание

1.

«Путешествие в мир книг».

1

Презентация виртуальной библиотеки.

Детское творчество.

Обзор новых книг для чтения во 2 классе. Правила пользования виртуальной библиотекой социальной сети. Выставка рисунков по книгам, прочитанным за лето.

2-4

Фольклорные произведения о родине и ее защитниках: песни, сказы.

3

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.

Знакомство с песнями и сказами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты  «Книга сказов и песен о родине».  

5-6

Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.

2

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Просмотр мультфильмов о защитниках Родины: «Легенда о старом маяке», «Солдатская лампа», «Теплый хлеб», «Василек», «История одной куклы».

7-10

Произведения В.В.Голявкина о войне. «Мой добрый папа»

4

Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме.

11-12

Наш кинозал. Художественный фильм «Мой добрый папа»

2

Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению В.Голявкина «Мой добрый папа».

13-16

Произведения В.В.Голявкина о войне. «Полосы на окнах».

4

Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме.

17

Читательская конференция по произведениям В.Голявкина.

1

Обобщающее занятие по произведениям В.В.Голявкина (участники конференции – учащиеся, родители).

18-21

Произведения А. Митяева о защитниках Отечества: «Письмо с фронта». «Подвиг солдата».

4

Чтение (с использованием аудиокниг) и обсуждение произведений.

Сборники рассказов А.Митяева «Письмо с фронта», «Подвиг солдата».

22

Викторина по произведениям А.Митяева

1

Викторина. Презентация лучшей обложки для сборников Митяева.

Анонс рассказов писателя для самостоятельного чтения.

23

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Садись рядом, Мишка».

1

Просмотр и обсуждение кинофильма «Садись рядом, Мишка» (о детях в блокадном Ленинграде).

24-26

Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве, о защитниках Родины

3

Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения.

А.Усачев «Русский дом», Д.Абдрахманова «Гражданин», В.Боков «Я своей Россией горжусь», И.Агеева «Отчизна», И.Кузьминов «Офицер».

http://zanimatika.narod.ru/RF8.htm

27-29

Н.Чуковский. «Морской охотник»

3

Знакомство с произведением: чтение, прослушивание, семейное чтение. Обсуждение.

Повесть Н.Чуковского «Морской охотник» о маленькой девочке, совершившей подвиг, помогая морякам во время войны.

30

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Морской охотник»

1

Просмотр и обсуждение одноименного кинофильма. Создание детских киноафиш к фильму.

31-33

 «Дети - герои Великой Отечественной войны».

3

Чтение рассказов. Устный журнал «Дети – герои».

Сборник рассказов А. Печерской «Дети – герой Великой Отечественной войны».

34

«Папа, мама, я –читающая семья».  

1

Праздник для родителей и детей.

Викторина по изученным произведениям.

Презентация любимых книг родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

Семейный проект «Мы любим книгу».

Итого

34

часа


                                                 Таблица №3

Учебно-тематическое планирование для 3 класса.

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Содержание

1-2

«По страницам любимых книг о защитниках Отечества».

2

Презентация творческих работ учащихся.

Защита читательских дневников.

3-4

Наш кинозал. Мультфильмы о героических страницах нашей Родины.

2

Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта-мультфильма по сказке.  

Мультфильмы серии «Гора самоцветов».  

5-6

«Слава русского штыка не померкнет никогда».

2

Уроки-викторины. Групповая деятельность.

Загадки, загаданные русскими пословицами о защите Отечества.

Загадки-шарадки с Бородинского поля.

http://zanimatika.narod.ru/

7-10

Анатолий Митяев «Книга будущих командиров».

4

Чтение произведений. Выпуск групповых стенгазет.

Занимательные истории о воинской смекалке - от сражений в Древнем Риме до II мировой, рассказы об оружии, форме, правилах, кодексах.

11-12

Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова».

2

Чтение произведения. Инсценировка. Презентация страниц блокадного дневника.

Рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова».  Виртуальная экскурсия по Васильевскому острову.

13

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Жила-была девочка»

1

Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению И.Миксона «Жила-была девочка» о судьбе Тани Савичевой.

14-15

Поэтическая тетрадь: стихи о блокаде Ленинграда для детей.

2

Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов.

С.Маршак. С.Давыдов. О.Бергольц.  

16

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Зеленые цепочки»

1

Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Н.Матвеева «Зеленые цепочки» о детях – защитниках блокадного Ленинграда.

17

Читательская конференция «Дети в блокадном Ленинграде».

1

Обобщающее занятие по произведениям о блокаде Ленинграда. Презентация творческих работ учащихся. Семейные презентации.

Презентация книг по теме для самостоятельного чтения:  Алексеев С.П. «Подвиг Ленинграда 1941-1944»: рассказы для детей;  Васильева Е. Маленькая ночная няня: повесть;  Воскобойников В. Девятьсот дней мужества.

18-21

Лев Кассиль «Рассказы о войне».

4

Чтение и обсуждение сборника рассказов.

Рассказы Льва Кассиля о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу (на основе реальных событий).

22

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Мальчишки»

1

Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».

23

Устный журнал «Творчество Льва Кассиля – страницы мужества нашей родины»

1

Обобщающее занятие по теме. Презентация детских мини-проектов.

24-27

Семяновский Ф. «Повесть о фронтовом детстве».

4

Чтение и обсуждение произведения. Встречи с ветеранами – детьми войны. Создание альбома «Дети на войне».

28-29

Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о детях на линии фронта.

2

Просмотр и обсуждение кинофильмов  «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой», «Это было в разведке».

30-32

Поэтическая тетрадь: стихи о детях войны

3

Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов.

С.Михалков «Детский ботинок», «Десятилетний человек», А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий», С.Маршак «Не и ни», А.Барто «Вернулся». А.Молчанов «13 миллионов детских жизней».

33-34

Фотоконкурс «Я читаю! Мы читаем!»

2

Фотоконкурс. Творческая презентация.

 

Выставка фотографий, сделанных в семье,  классе, библиотеке, в музее.

Итого

34 часа


Таблица №4

Учебно-тематическое планирование для 4 класса

Тема

Количество часов

Вид занятий

Содержание

1-2

«Лето с героями любимых книг».

2

Презентация творческих проектов учащихся.

Защита читательских дневников.

3-5

Фольклорные произведения защитниках Родины: былины, баллады.

3

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.

Знакомство с былинами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты  «Книга героических былин и баллад».  

6-8

Наш кинозал. Мультфильмы по мотивам былин о русских богатырях

3

Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта -образ былинного  богатыря. Защита.

«Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказ о Евпатии Коловрате», «Князь Владимир», «Василиса Микулишна».

9-11

Жанна Браун. «Зорька».

3

Чтение и обсуждение книги. Беседа с ветеранами – детьми войны.

Книга о военном детстве, о жизни детей в детском доме во время эвакуации.

12-13

Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о подвиге мирного народа в войне.

2

Просмотр и обсуждение кинофильмов «Девочка ищет отца», «Среди добрых людей».

14-18

Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына».

5

Чтение и обсуждение книги. Просмотр одноименного кинофильма (отрывки). Сочинение по книге. Сочинение родителей о детских впечатлениях от книги.

Повесть о пионере-герое Володе Дубинине, о мальчишках и девчонках, которые жили и росли рядом со взрослыми и рядом с ними вставали на защиту родного города, рядом с ними совершали подвиги, рисковали жизнью, теряли близких...

19-21

Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о действиях в тылу врага.

3

Просмотр и обсуждение кинофильмов «Зимородок» (по одноименной повести Юрия Яковлева), «Пятерка отважных», «Всадники».

22

Конференция «У войны не детское лицо»

1

Обобщающее занятие по произведениям о детях в тылу врага, в нашем тылу. Презентация продуктов детского и семейного творчества.

23-25

Поэтическая тетрадь: стихи о городах воинской славы.

2

Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов.

Т.Лаврова «Царицын, Сталинград и Волгоград». «Курск». «Тула». «Смоленск» и пр.

26-28

Произведения о преемственности поколений. Н.Матвеева «Школа на горке».

4

Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам.

Повесть о современных школьниках – членов поискового кружка школьного музея.

29-33

Произведения о преемственности поколений. А.Лиханов. «Мой генерал»

5

Повесть о взаимоотношении деда-ветерана и внука.

34

Конференция «Ветеран живет рядом».

1

Обсуждение темы книг  А.Лиханова и Н.Матвеевой. Представление  проектов «Мои родственники – защитники Родины», «Мои земляки – защитники родины»

Итого

34 часа


Литература для учителя.

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  3. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
  4. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
  5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
  6. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
  8. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Литература для учащихся.

  1. Сергей Петрович Алексеев «Сто рассказов о войне». «От Москвы до Берлина». Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне. Юные читатели познакомятся с героическими подвигами советских воинов, ставших на защиту своей Родины в суровом 1941 году.
  2. Константин Георгиевич Паустовский « Похождения жука-носорога»                                (Солдатская сказка).
  3. Любовь Воронкова «Девочка из города». Повести. Одноименный фильм. В книгу вошли лучшие произведения Любови Федоровны Воронковой (1906-1976) для школьников: "Солнечный денек", «Снег идет»,  «Золотые ключики», "Подружки идут в школу", "Девочка из города", "Гуси-лебеди" и др.
  4. Анатолий Митяев «Письмо с фронта». «Подвиг солдата». Сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Она предназначена детям младшего возраста для самостоятельного чтения. Автор - участник войны, проработавший четверть века в "Пионерской правде".
  5. Голявкин В.В. «Рисунки на асфальте»,  «Полосы на окнах», «Мой добрый папа». Одноименный фильм.

  1. А. Печерская «Дети - герои Великой Отечественной войны». В годы Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены медалями и орденами посмертно. О некоторых из них, чьи имена донесла до нас история, написаны эти рассказы.
  2. Николай Чуковский. «Морской охотник». Одноименный фильм. Книга известного писателя Н. Чуковского рассказывает о маленькой девочке, совершившей подвиг, помогая нашим морякам во время Великой Отечественной войны.
  3. Лев Кассиль «Рассказы о войне». Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история — о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
  4. Илья Миксон «Жила-была девочка». Одноименный фильм. Книга о Тане Савичевой.
  5. Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова».
  6. Семяновский Ф. «Повесть о фронтовом детстве».
  7. Евгений Рысс. «Девочка ищет отца». Одноименный фильм. В  этой повести рассказывается о маленькой дочке знаменитого советского генерала,  которая  во  время  Великой  Отечественной войны осталась одна на земле, оккупированной гитлеровцами.
  8. Анатолий Митяев «Книга будущих командиров». Занимательные истории о воинской смекалке - от сражений в Древнем Риме до II мировой, рассказы об оружии, форме, правилах, кодексах, и всё - именно для ребёнка, занимательно и интересно.
  9. Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына». Одноименный фильм. Повесть о пионере-герое Володе Дубинине. О мальчишках и девчонках, которые жили и росли рядом со взрослыми и рядом с ними вставали на защиту родного города, рядом с ними совершали подвиги, рисковали жизнью, теряли близких...
  10. Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи». Фильм «Отряд Трубачева сражается». Книга о многом: о дружбе, патриотизме, взаимоотношениях и просто о жизни пионеров.
  11. А.Лиханов «Мой генерал».
  12. Жанна Браун. «Зорька». В первые дни войны девятилетняя героиня повести Зорька осталась без родителей и попала в детский дом. В детском доме Зорька встретится и познакомится с девчонками и мальчишками, у которых родители тоже на фронтах войны. Встретит ли Зорька здесь настоящих друзей, которые помогут пережить ей разлуку с родителями в самое тяжелое для нее время? А сможет ли она сама стать верным другом, выдержав все испытания?
  13. Вильям Козлов «Витька Грохотов и его компания»,«Витька с Чапаевской улицы». Жестокая правда о войне, увиденная глазами мальчика-подростка.
  14. Подборка стихотворений на сайте «Заем и любим Россию». http://zanimatika.narod.ru/ 

Фильмы:

  1.  «Зимородок». По одноименной повести Юрия Яковлева.
    Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю...
  2. ."Зимнее утро" Фильм снят по мотивам повести Т.Цинберг «Седьмая симфония».
    Действие фильма происходит в блокадном Ленинграде.
  3. "Пятерка отважных", Действие происходит в пограничном городке в первые дни Второй мировой войны. Не зная, что взрослые готовятся к партизанской войне, пятеро отважных ребят решают действовать самостоятельно…
  4. "Мальчишки". По повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
  5.  «Зеленые цепочки». Приключенческий фильм о блокадном Ленинграде. Трое ленинградских мальчишек осенью 1941 года, случайно найдя ракетницу, вышли на след шпионской банды и под руководством опытного чекиста Буракова обезвредили фашистского диверсанта, орудующего в облике однорукого дяди Пети.
  6. «Всадники». В июне 1941 года двум подросткам поручают эвакуацию в тыл породистых скаковых лошадей. Много трудных испытаний ждёт их впереди. Пробиваясь по военным дорогам, они спасают сбитого советского лётчика, попадают в окружение, где встречаются с группой красноармейцев, помогают вывезти на захваченом у немцев самолёте тяжело раненого генерала. В созданом партизанском отряде, рядом со взрослыми, с честью сражаются и наши юные бойцы.
  7. «Девочка из города». Великая Отечественная война. Героиня фильма, маленькая девочка Валя, в одночасье теряет все: дом, где она жила, разбомбили, маму убили фашисты... Вместе с другими детьми ее эвакуируют на Урал, но по дороге она случайно отстает от поезда. Расстроенная малышка прячется на ночь в стог сена - там ее и находит жительница расположенного неподалеку села Дарья. Добрая женщина приводит девочку к себе домой и решает оставить в семье.
    Поначалу Валя немного дичится и никак не может найти общего языка с чужими ей людьми. Но в конце концов Дарья и ее дети согревают девочку своим теплом и становятся ей по-настоящему родными...
  8. «Среди добрых людей». В фильме рассказывается о добрых сердечных людях, приютивших девочку, потерявшую родителей в дни Отечественной войны. В первые дни войны мать потеряла маленькую дочь. Ее нашла Михайлина и взяла к себе, не сомневаясь в том, что она сможет стать ей настоящей матерью. Все последующие годы она жила ради девочки. Но шло время, настоящая мать продолжала искать своего ребенка...
  9. «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой». 22 июня 1941 года. Обычное утро в обычном пионерском лагере у самой границы. Дети плещутся на речке, и спускающийся с неба десант воспринимают с восторгом, полагая, что идут учения. Но это немцы. Они сгоняют детей в лагерь, обносят его колючей проволокой и объявляют, что скоро всех отправят в Германию. Находящийся неподалеку батальон советских танков, попытался прорваться к детям на выручку, но был разбит. Уцелел только один танк и танкист дядя Вася (М. Чигарев). На него-то случайно и натыкается Мишка Скворцов, которому немцы поручили сжечь пионерские галстуки, а он их обманул и из лагеря сбежал. Обрадованный такой встрече, Мишка просит дядю Васю помочь выручить ребят из немецкого плена. Танкист соглашается. На единственном танке с одним маленьким помощником начинается операция по спасению юных пионеров.
  10. «Это было в разведке». Фильм создан по реальным событиям из боевой биографии разведчика Александра Ивановича Колесникова. Юный Саша, как и герой фильма Вася Колосов, сбежал со своим другом в 1943 году на фронт.
    В отличие от прототипа, герой фильма - сирота. В эшелоне Вася знакомится с сержантом, который проявил участе к судьбе паренька. Сержант его привозит в танковую часть. Во избежания хлопот, связанных с появлением мальчугана, командир приказывает отправить парня в тыл. Но Вася сбегает от провожатых и даже умудряется в лесу обнаружить немецкого парашютиста. Получив медаль за поимку фашиста, Василий становится своим для танкистов. Впереди новые приключения: плен, чудесное спасение из лап врага и новая встреча с танкистами.
  11. «Бой под Соколом». Ребята-тимуровцы устроили военную игру, очень похожую на настоящие боевые действия. Воюют между собой "северные" и "южные". Всё у них почти по-настоящему: разведка в тылу врага, захват пленных, "стрельба" из водомётов вместе пулемётов и пушек, штурм крепости... Но вдруг прибежал мальчишка и закричал: "Война! Фашисты напали на нашу страну!" И тогда уже тимуровцы включаются в настоящую боевую работу: тушат "зажигалки" на крышах, дежурят по ночам, помогают семьям фронтовиков.
  12. «Садись рядом, Мишка». О блокадном Ленинграде, семилетнем Мишке Афанасьеве, его брате Гене и сестренке Оксане, которые зачастую оставались без присмотра родителей. Выступая с концертами в госпиталях, ребята общались с фронтовиками и верили в победу.

Приложение.

Материалы для проведения диагностики.

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
  • пользоваться сносками и примечаниями книги;
  • отвечать на типовые вопросы о книге;
  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  3. Назови писателей - авторов сказок
  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  9. Чем отличаются стихи от прозы?
  1. О чем вы любите читать?
  2. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  3. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  4. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

-        выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.        Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  1. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  2. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  3. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  4. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  5. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...