Адаптация первоклассников к школе. Родительское собрание. 1 класс
материал

Анохина Любовь Валентиновна

Родительское собрание. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Адаптация первоклассника к школе"

Цели:

1.Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.

2.Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.

3.Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.

« Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – задача первоначального обучения. Всякий здоровый ребенок требует деятельности. Приучайте детей полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении».

                                                                                                                            ( К. Д. Ушинский)

                                                      Ход собрания

I. Вступительное слово учителя:

        Уважаемые родители!

   Я  рада встрече с вами. Спасибо  за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Ваши дети проучились в школе I триместр. Послушаем, как они ответили на вопросы:

- Нравится ли вам здесь учиться? Как вы будете учиться? Легко ли получать знания и хорошо вести себя на уроках и переменах?

( Включается  запись ответов детей).

    Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам,

которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

   Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

  Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

     При изучении адаптации детей к школе  можно сделать вывод, что дети имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих детей становятся адекватными требованиям школы учителя.

Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно - сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

   - достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;

   - возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;

   - рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

.

II. Практическая часть

  Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует. 
б) Сегодня увидимся в … часов. 
в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу. 
б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах! 
в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 3. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?
б) Что сегодня было интересного в школе? 
в) Чему сегодня научился?

Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья. 
б) Позволяете делать ему, что хочет (когда ляжет, тогда и ладно) 
в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

III. Практикум – показ:

1. Правильная посадка за партой.

2. Упражнения для профилактики близорукости.

IV. Выступление учителя:

1. Ваши дети – наше tмнение (рассказать об успехах в овладении школьной программой, дисциплинированности, на что обратить внимание)

2. Работа с памяткой “Необходимые условия успешного обучения в школе.

 (Родителям предлагается прочитать текст памятки и выделить те пункты и советы, которые используются ими и дают положительные результаты).

V. Решение родительского собрания.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе: 1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

4.Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.

5.Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.

6.Оборудовать дома уголок школьника.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.

4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности;

- подготовить обувь, одежду.

5. Рационально организуйте режим дня:

- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении ;

- отдыхать на свежем воздухе;

- вовремя ложиться спать.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра».

Вопросы детям:

а) Ребята, вы пришли в  школу. Нравится ли вам здесь учиться?

б) Как вы будете учиться?

в) Легко ли вам учиться и хорошо вести себя на уроках и переменах?

г) Кто из вас смотрит фильмы для взрослых, ложится спать тогда, когда захочет?

Вопросы для родителей:

1. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:

а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?

2. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Часто ли болеет Ваш ребёнок:

а) да;
б) нет?

4. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?

____________________________________________________________

5. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?

____________________________________________________________

6. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучение чтению, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?

____________________________________________________________

7. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?

____________________________________________________________

8. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"

ПЛАН СЦЕНАРИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ  В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....

Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"

Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....

"Адаптация первоклассника в школе". Родительское собрание. 1 класс

Дать необходимые рекомендации по планированию режима дня....

"Адаптация детей к школе" - родительское собрание

Данное родительское собрание: 1. Познакомит родительский коллектив с особенностями адапта­ции детей к первому году обучения в школе.2. Предложит практические советы по адаптации ребенка к шко...

Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"

Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...