Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"
статья (3 класс)

Птицына Валентина Ивановна

О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения  учебного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._uchebnyy_dialog.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный диалог

на уроках литературного чтения,

 как форма воздействия и взаимодействия

учителя и младших школьников при формировании

коммуникативно – речевых компетенций

Из опыта работы учителя МБОУ "Гостищевская СОШ"

 Яковлевского района Белгородской области

Птицыной Валентины Ивановны

В методике обучения младших школьников связной речи важное место занимает проблема организации учебной деятельности, направленной на овладение учащимися диалогом как универсальным средством общения.

Процесс общения в начальной школе на уроках часто сводится к простейшей беседе или расспросу (вопрос учителя-ответ ученика), что затрудняет развитие устной речи младшего школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. Вместе с тем учащиеся начальной школы часто  испытывают трудности в общении на уроке. Прежде всего, это связано с неумением задать вопрос учителю или однокласснику по теме урока, а также с неумением вести разговор на заданную тему (т.е. начать и поддержать беседу).

Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке (уроке русского языка или чтения, математики или окружающего мира). Для этого учитель должен использовать в работе различные методы и приёмы диалогового обучения.

Диалогичность мышления школьников развивается, прежде всего, на уроках классного и внеклассного чтения, поскольку эти уроки ориентированы на формирование эмоционально-ценностных отношений, что позволяет учителю организовать учебный процесс вокруг важных тем, проблем, волнующих учеников. В процессе решения таких проблемных вопросов, порождающих внутренние и внешние диалоги, и происходит развитие диалогичности мышления школьников.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую  к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог. Под учебным диалогом подразумевается не только особая форма обучения, при которой учебные задачи становятся в виде нерешенных проблем, но и форма обучения, и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. В ходе учебного диалога зарождается необычное общение между учителем и обучающимися, в котором собеседники проявляют собственный взгляд на мир.

Особенностями  учебного диалога являются следующие:

-наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

-наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

-возможность свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;

-наличие цели организации диалога;

-наличие обратной связи;

-наличие диалоговых взаимоотношений между учителем  и классом, учителем и учеником.

Главным условием возникновения учебного диалога на уроке  считается  наличие проблемной ситуации, поскольку именно она является начальным моментом мыслительного процесса.

В школьном обучении возможны различные виды учебного диалога: учитель-класс; учитель-ученик; ученик-класс; ученик-ученик. Самый распространенный вид диалога в начальной школе учитель-класс требует к себе определенного мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринужденную беседу по вопросам, интересующим не только учителя.

Эффективность работы над развитием диалогической речи учащимися во многом зависит и определяется правильностью выбора текстов художественных произведений. Главным критерием отбора текстов является доступность учебного материала по содержанию, объему, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Доступными для обучающихся начальной школы являются книги, в которых отношение автора к героям выражено ясно, а содержание художественного произведения соответствует представлениям школьников об окружающем мире. Тема художественного произведения должна быть близка и понятна учащимся, вызывать интерес и эмоциональные переживания. Тексты – с динамически развивающимся, эмоционально окрашенным сюжетом.

Программа по чтению предлагает многообразие тем: о ребятах-сверстниках и их поступках, о путешествиях и приключениях, о труде взрослых и детей. Выбор тем обусловлен очень важными для начинающего читателя вопросами: добра и зла, милосердия и сострадания, т.е. вопросами связанными с определенными нравственными понятиями. Поскольку условием возникновения диалога на уроке является существование хотя бы двух точек зрения, следующим критериям отбора текста для беседы с элементами дискуссии считается наличие проблемы, обозначенной автором в произведении. Также необходимо учитывать разнообразие жанров. Сказки и рассказы развивают оценочные суждения школьников, рассказы привлекают ученика знакомыми ситуациями, героями-сверстниками. Характер произведений играет немаловажную роль. Естественно, что больший интерес и желание высказаться, поделиться впечатлениями вызовут у детей весёлые рассказы. В связи с вышеперечисленными требованиями целесообразно использовать для беседы с элементами дискуссии произведения Н.Носова, В. Голявкина, В. Драгунского, Ю. Яковлева, В.Осеевой и д.р.

Структура учебного диалога учитель – класс может быть следующей:

1. Значимым в учебном диалоге является первый этап, поскольку сама формулировка темы может заключать в себе проблему. Тема учебного диалога формулируется всегда шире, чем учебная задача: «Ложь и фантазия», (по рассказу Н.Носова «Фантазёры»), «Красота внутренняя и внешняя» (по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок») и т.д.

Иногда тема задаётся в виде вопроса. Вопрос – тема должен побуждать учащегося к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которое необходимо решить на уроке. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема.

Формулировки должны отражать противоречивые точки зрения, своеобразный толчок, побуждение к спору.

Так по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» для беседы с элементами дискуссии можно предложить тему «Был ли старик волшебником»? Такая формулировка позволяет заинтересовать учащегося, может служить началом учебного диалога.

2. На следующем этапе, заключающем в себе совместный поиск  решения учебной задачи, учитель применяет разные методические приёмы, способствующие организации учебного диалога. Главный приёмом здесь является вопрос. Вопросы должны содержать в себе познавательную трудность, побуждать учащегося к самостоятельному поиску знаний, заставлять рассуждать, анализировать, аргументировать свои выводы.

Успех беседы зависит от того, сумеет ли учитель поставить вопросы правильные, как по форме так и по содержанию.  Беседа начинается с вопроса, содержащего проблему и направляющего внимание обучающихся на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в ходе всего урока, т.е. ученик вначале беседы не знает не только ответа, но и путей решения данной проблемы.

Интересными являются следующие приемы: «дразнящий собеседник», заставляющий мыслить школьника от себя; поддержка учителем позиции ученика, выдвигающего смелую идею, приём опровержения ожидания слушающего; сравнение произведений, героев; решение литературных задач, «прогнозированное чтение». Эти приёмы способствуют развитию мышления младших школьников, позволяют обратиться к личному опыту ребенка, сопоставить знакомые ему явления.

3. Следующий этап – совместный поиск учебной задачи – идёт на этапе анализа произведения. Здесь можно применить словесное рисование, систему вопросов, рассказ о прочитанном и д.р. Эти приёмы могут быть одной из форм учебного диалога, если при этом используется эвристическая беседа.

Важным на таких уроках является создание благоприятного эмоционального фона обучения. Учитель должен показать детям свою искреннюю заинтересованность темой разговора.

Обобщение в учебном диалоге делает учитель, подводя итог высказываниям учащихся на уроке. Своеобразным итогом урока могут служить и письменные работы учащихся.

Дискуссию, как форму речевого общения трудно организовать и провести в начальной школе, т.к. для её успешного проведения требуется наличие необходимого объёма знаний у учащихся, умение однозначно формулировать рассматриваемые проблемы и вопросы, представлять свою точку зрения, использовать конкретные аргументы с целью опровержения неправильных, ошибочных взглядов. В связи с этим можно включать в эвристическую беседу элементы дискуссионного характера, что позволит учителю сформулировать такие коммуникативно-речевые умения, как слушать, устанавливать обратную связь, изменять своё коммуникативное поведение и др.

Современная школа ставит основной целью обучение общению. Учитель на уроке должен создать учебный диалог равноправных сознаний, в ходе которого происходит не усвоение готовых знаний, а поиск истины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школеУМК "Гармония" 4 класс Р. Фраерман  «Девочка с камнем»...

Презентация урока литературного чтения в форме игры "Литературное лото"

Игра проводится на уроке литературного чтения (урок закрепления и систематизации знаний).•Класс делится на команды (по 2-3 человека)•Учитель заранее готовит игровое поле и фишки (для каждой кома...

Организация учебного диалога на уроках литературного чтения

Диалог на уроках литературного чтения развивает коммуникативные УУД...

Доклад на тему:"Реализация форм и методов взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"

В докладе нашли отражение темы стратегий поведения родителей детей с ОВЗ, а так же эффективные формы взаимодействия с родителями младщих школьников, в том числе детей с ОВЗ....

Педагогическое взаимодействие учителя с младшими школьниками с учётом особенностей темперамента

Процесс общения людей - это всегда взаимодействие с миром другого человека и, в тоже время, открытие своего мира. Этот процесс связан с творчеством, а также с затратами энергии, с напряжением. Люди, к...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...