Организация учебного диалога на уроках литературного чтения
материал по чтению на тему

Диалог на уроках литературного чтения развивает коммуникативные УУД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchebnogo_dialoga_na_urokakh.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  учебного диалога на уроках

литературного чтения

Комарова Е. В.

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

«Жизнь по своей природе

диалогична.

Жить – значит участвовать в диалоге».

Под учебным диалогом мы понимаем не только особую форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и форму обучения, и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. В ходе учебного диалога зарождается необычное общение между учителем и учениками.

Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого я использую в работе различные методы и приёмы диалогового обучения для формирования коммуникативных навыков, которые подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения. В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для формирования коммуникативных умений учащихся. Планируя каждый урок, выделяю 3 составляющих

               -- коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;

          -- развитие коммуникативных способностей учащихся, т.е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;

               -- индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т.е. обучение общительности в процессе обучения

         Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника «Литературное чтение» самые разные. В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. При формировании коммуникативных умений на уроке основное внимание уделяется тексту, его свойствам, характеристикам и структуре.

          Текст - центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля.

 Поэтому уже в первом классе, при обучении групповой работы и парами, я знакомлю своих учеников с правилами ведения диалога, культуры речи. Я уверена, что создание в классе положительной речевой среды, комфортной атмосферы речевого общения имеет в начале обучения решающее значение, поэтому при использовании учебного диалога стараюсь услышать, понять и принять мнение каждого ребёнка, создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников образовательной системы «Перспективная начальная школа», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Формы диалога позволяют мне проводить два вида уроков: урок-наблюдение и урок-проблематизации.

           В теории выделяют следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных умений у младшего школьника:  

         --Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.

         --Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на урок.

         --Автономный диалог. Размышление « про себя. »

         --Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.

         --Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.

         --Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.

          Использовать в своей педагогической деятельности можно только те, которые соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. На своих уроках я использую побуждающий диалог и подводящий диалог. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения  выстраиваем логическую цепочку к новому знанию, т.е. веду к открытию прямой дорогой. Различают три этапа:1-создание «ситуации успеха», 2-возникновение ситуации «интеллектуального разрыва», 3-фиксация «разрыва».

 Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала мною создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю открытие знаний путем проб и ошибок. В формировании проблемы (учебной задачи) помогают мне такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания-«ловушки», противоречия, ситуация риска, интеллектуального разрыва. Считаю, что это главное  условие возникновения учебного диалога на уроке, так как именно проблемная ситуация является «начальным моментом мыслительного процесса».  

Самый распространённый вид диалога в начальной школе УЧИТЕЛЬ-КЛАСС требует к себе определённого мастерства от учителя. Стараюсь, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только меня, но и моих учеников. Литературное чтение – это предмет, который обращён к душе ребёнка. Я убеждена в том, что тема художественного произведения должна быть близка и понятна учащимся, вызывать интерес и эмоциональные переживания. Для беседы с элементами дискуссии я выбираю произведения Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой, сказки. Тема учебного диалога формируется всегда шире, чем учебная задача. Например: «Ложь и фантазия» по рассказу Н. Носова «Фантазёры» или Х. Андерсен «Гадкий утёнок» - «Красота внутренняя и внешняя».

Вопрос-тема побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, ребус, кроссворд, шуточные стихи и песенки, инсценировки, фрагменты мультфильмов. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, побуждающие к спору. Так, по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» для беседы  с элементами дискуссии я предложила тему «Был ли старик волшебником?». Такая формулировка позволила заинтересовать детей, и явилась началом диалога. Одни говорили, что он действительно волшебник (старик чертил на песке знаки, неожиданно появился в жизни Павлика и также неожиданно исчезает). Другое мнение: он просто мудрый взрослый человек.

В формировании проблемы мне помогает такой интересный приём, как  задания- ловушки, различающие ориентацию ребёнка на задачу и действия учителя. Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной. Например: я задаю вопрос и в работе класса присоединяюсь к неверному детскому ответу. Или сама предлагаю неверный ответ, предоставляя детям выбор, либо повторить ответ учителя, либо оспорив его, настоять на своём мнении.

Часто на уроках я применяю приём «художественного воплощения текста» (вернее, это группа приёмов, в которую входят моё выразительное чтение, выразительное чтение учеников, инсценирование, чтение по ролям, мизаинсценирование и др.). На таком уроке в разных вариантах будет звучать художественный текст, без стремления к его анализу (что предполагает появление личного и коллективного проживания). Я предоставляю ученикам выбор средств, с помощью которых они выразят себя в творческом акте – чтении, пересказе, инсценировании. Прибегая к приёму «создание ситуации выбора», предлагаю возможные виды работы на уроке художественного воплощения текста. Ученики имеют возможность выбрать тот вид деятельности, который вызывает у них наибольшую симпатию и проявляет сферу их мотивов и смыслов.

Используя специальные приёмы и методы вовлечение детей в пространство совместной деятельности, я избегаю жестокого критического контроля, участвую в совместном принятии решений и сотрудничестве. Чем теснее содержание курса   связано с субъективным опытом детей, тем осмысленнее учение. Так как для осуществления диалога нужно заинтересовать учащихся, «задеть» их субъективный опыт. Тогда они будут участвовать в диалоге, задавать вопросы, проявлять интерес к новому материалу и посредством побуждающего или подводящего диалога организуют поиск решения, т.е. сами для себя откроют знания. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать того, до чего додумались сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школеУМК "Гармония" 4 класс Р. Фраерман  «Девочка с камнем»...

Современные технологии организации учебной деятельности на уроках литературного чтения.

В данной презентации представлены технологии для уроков в начальной школе...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"

О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения  учебного диалога....