Организация учебного диалога на уроках чтения в начальной школе
презентация к уроку на тему

Презентация к предлагаемой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dialog.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образно говоря, вся вселенная стоит на диалоге». И. Зюзюкин.
МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»Организация учебного диалога на урокахлитературного чтения в начальной школе Выполнила: учитель начальных классов Токпаева Н.И. Йошкар-Ола, 2014.

Слайд 2

ДИАЛОГ – разговор между двумя лицами, обмен репликами (С.И. Ожегов).
Диалог – это форма социально-речевого взаимодействия, в котором принимают участие две стороны (говорящий и слушающий), причем они могут меняться полями: слушающий – выступать в роли говорящего и наоборот. Выделяют три жанра диалогического общения:диалог -  расспрос;диалог – беседа; предполагает равноправное участие в диалоге, обмен мнениями участников;диалог - дискуссия: беседа, в процессе которой каждый участник высказывает свою точку зрения, аргументирует её, доказывает.

Слайд 3
Под учебным диалогом мы понимаем не только особую форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. В ходе учебного диалога формируется равноправное общение между учителем и учениками.Почему именно диалог – способ обучения?Во-первых, потому, что сама речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. В процессе диалога развивается личность ребёнка. Различные диалоговые ситуации создают условия для активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию речи, коммуникативным умениям, а развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления и сопутствующих психологических процессов: внимания, памяти. Во – вторых, в современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Поэтому понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.

Слайд 4
Факторы, блокирующие диалог на уроке. 1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. 2. Отсутствие эмоциональных "поглаживаний" по отношению к ребёнку. К таким эмоциональным "поглаживаниям" можно отнести: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт. 3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем ( т.е. перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано учеником). Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми.

Слайд 5
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога: УЧИТЕЛЬ – КЛАСС; УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК; УЧЕНИК – КЛАСС; УЧЕНИК – УЧЕНИК.

Слайд 6
Типы диалогов
Мотивационный
Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомлённости в обсуждаемой проблеме.
Рефлексивный диалог
Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.
Автономный диалог
Размышление «про себя».
Конфликтный диалог
Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.
Критический диалог
Это критическое осмысление негативных поступков героев.
Самореализующийся диалог
Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.
Существуют следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных умений у младшего школьника:

Слайд 7
Три этапа развития диалога
Сюжетно-познавательный этап
выступление школьников в заданной или выбранной ими самими роли.
Чувственно-аналитический этап
установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определённых ценностей.
Личностно-рефлексивный этап
участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

Слайд 8
Виды анализа художественного произведения:- сюжетно-образный;- проблемный;- стилистический;- сопоставительный.

Слайд 9
Условия эффективности анализа прочитанного, на наш взгляд, следующие:- осознание учителем необходимости развития аналитических умений младших школьников и вычленение такой работы в отдельную задачу урока;- умение учителя организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного (для этого нам важно владеть разными видами и приёмами анализа);- умение выстроить урок не просто в вопросно-ответной форме, а в режиме аналитического диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста, так как именно диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного.

Слайд 10
Правила использования диалога на уроках русского языка и литературы (В. Н. Клепикова):
Диалог не должен становиться самоцелью. По существу, это конструктивный путь, нацеленный на созидание, когда не только сталкиваются различные понятия и мнения, но и конструируется модель, где возникающие противоречия творчески преодолеваются или создаётся пластическая, вариативная модель, заостряющая различные точки зрения. Образованию диалогического пространства на уроке способствуют чётко поставленные проблемы.Актуализация личностных смыслов на школьных уроках происходит в высказываниях детей.4. Высказавшись, ученик ждёт реакцию собеседников и готовится к ответу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного диалога на уроках литературного чтения

Диалог на уроках литературного чтения развивает коммуникативные УУД...

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...

Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе

Презентация по теме "Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе"...

Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики в начальной школе

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, является поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования).  В связи с этим изменились и главн...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описываетсяусловия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности....