Доклад на тему:"Реализация форм и методов взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"
статья на тему

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

В докладе нашли отражение темы стратегий поведения родителей детей с ОВЗ, а так же эффективные формы взаимодействия с родителями младщих школьников, в том числе детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Реализация форм и методов взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ»

Выполнила учитель- логопед

МОУ ЦППМСП «Высота»

Мотькина Е.Н.

План доклада

  1. Введение
  2. Основная часть
  • Категории детей с ОВЗ
  • Стратегии поведения родителей детей с ОВЗ
  • Коллективные формы работы с родителями
  • Индивидуальные формы работы с родителями
  • Тьюторское сопровождение
  1. Заключение
  2. Список литературы

  1. Введение

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, реалии таковы, что в  нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится всё больше.  Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью  является нарушение или задержка в развитии.

  1. Основная часть
  • Категории детей с ОВЗ

Частью 16 статьи статьи 2 ФЗ №273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

В настоящее время выделяются следующие категории детей с ОВЗ:

  • Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие).
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА).
  •  Дети с тяжелыми нарушениями речи(ТНР).
  • Дети с задержкой психического развития(ЗПР).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,c расстройствами аутистического спектра(РАС).

Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др).

  • Стратегии поведения родителей детей с ОВЗ

Традиционно проблемы семей воспитывающих детей  с особыми образовательными потребностями в нашей стране  рассматривались исключительно через  призму проблем самого ребёнка и упускался очень серьёзный  аспект – эмоциональное состояние его родителей. Существуют различные стратегии поведения и стадии отношений родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии,  полное отрицание проблемы может сменяться гневом, безразличием, апатией, либо принятием проблемы и поиском путей коррекции, адаптации, развития ребёнка. Вот некоторые модели поведения:

  1. Родители стесняются неполноценности ребёнка, излишне опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места,  данные действия препятствуют социализации, замедляют и без того невысокий темп развития.
  2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на самых немыслимых методах «лечения», которые не приносят желаемый результат, а наоборот усугубляют ситуацию.
  3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадёжности состояния, в сложных случаях может возникнуть желание передать  ребёнка на попечение государства, либо ребёнок остаётся в семье, но не получает должной заботы, любви, а соответственно и возможности коррекции, развития.
  4. Родители отрицают наличие диагноза, не учитывают особенностей ребёнка предъявляют к нему завышенные требования,  что усугубляет и без того непростую ситуацию.
  5. Родители оценивают ситуацию адекватно и принимают ребёнка таким, каков он есть, взаимодействуют с профильными специалистами, создавая необходимые условия для развития, коррекции, социализации.

Как показывает практика, всем семьям, имеющим ребёнка с ОВЗ, требуется правовая, социально- психологическая поддержка, Очень важно, чтобы родители не оставались со своей проблемой наедине, не замыкались, не стеснялись своего ребёнка. Психолого- педагогическая помощь в стенах школы включает в себя широкий спектр самых различных форм взаимодействия с родителями, предполагает их активное участие в работе психолого- медико= педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи ребёнку.

  • Коллективные формы работы с родителями:
  1. Родительские собрания(общие, классные).
  2. Мастер- классы, семинары, практикумы.
  3. Дни открытых дверей.
  4. Проведение  совместных детско-родительских праздников, спортивных мероприятий.
  5. Организация  выставок, галерей творческих работ детей.
  6. Интернет- форумы, интернет- проекты.

  • Индивидуальные  формы  работы с родителями:
  1. Анкетирование.
  2. Посещение на дому.
  3. Беседы, консультации.
  4. Индивидуальные занятия в присутствии родителей.
  5. Демонстрация  родителям  фото видео- фрагментов занятий, праздников в школе.
  6. Регулярные  контакты родителей и специалистов посредством телефона, интернета, переписки.
  7. Тьюторская помощь.

  • Тьюторское сопровождение

Тьюторское    сопровождение  детей  с  ОВЗ- необходимое звено  инклюзивного  образования. Тьютор – это  специалист, персонально сопровождающий  учебную  деятельность  «особого» ребёнка  и помогающий  ему  успешно  адаптироваться в  школьной  среде. Тьютор или предоставляется  школой  по решению ПМПК, или  нанимается  родителями. Тьютор  относится к категории  специалистов, это лицо, имеющее  педагогическое  образование, квалификационную категорию  и  специальную курсовую подготовку, он подчиняется руководителю  образовательного  учреждения.

Задачи тьютора:

  1. Обеспечить ребёнку с ОВЗ комфортное пребывание в школе, не создавая вместе с тем дискомфорта другим участникам образовательного  процесса.
  2. Способствовать социализации ребёнка, насколько это возможно.
  3. Способствовать  усвоению ребёнком адаптированной общеобразовательной программы.
  4. Корректировать  учебный  маршрут,  учитывая  зоны ближайшего развития, ресурсы  ребёнка.
  5. Свести всех  специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, логопедов,  медицинских работников  и родителей) в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторская  служба  предполагает тесную коммуникацию с родителями:

  1. Тьютор  помогает  осознать и принять особенности ребёнка и исходя  из этого выбрать  индивидуальную  учебную  стратегию.
  2. Вместе с родителями  тьютор  развивает  положительное  отношение  ребёнка к самому себе уверенность в своих силах.
  3. Тьютор  ведёт записи в дневнике наблюдений, обсуждает их с родителями, рассказывает как прошёл учебный  день, с какими трудностями столкнулся ребёнок и как их преодолел.
  4. Организует  совместное посещение индивидуальных  коррекционных занятий.
  5. Помогает наладить общение  с родительским  комитетом класса.

  1.      Заключение

Нужно стремиться привлекать семью в жизнь класса, в общение с другими членами коллектива класса,  школы. В процессе общения  будет происходить  обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт  успешной интеграции других детей в социум. Именно тесное сотрудничество на постоянной основе семьи и педагогического состава, классного коллектива,  является  необходимым  условием успешного  образовательного,  коррекционно- развивающего  процесса .

  1. Список литературы
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  3. http://www.apkpro.ru/
  4. Жукова, Н. С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н. С. Жукова
  5. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Доклад на тему: «Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Активные формы и методы обучения  как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация на тему:"Создание и реализация эффективных форм взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"

Презентация отражает эффективные формы взаимодействия с родителями младших школьников, в первую очередь детей с ОВЗ, тему тьютерского сопровождения....

Доклад на тему: "СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС НОО"

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....

Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"

О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения  учебного диалога....