Доклад на тему:"Реализация форм и методов взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"
статья на тему
В докладе нашли отражение темы стратегий поведения родителей детей с ОВЗ, а так же эффективные формы взаимодействия с родителями младщих школьников, в том числе детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_form_i_metodov_vzaimodeystviya_s_roditelyami_mladshih_shkolnikov.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Реализация форм и методов взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ»
Выполнила учитель- логопед
МОУ ЦППМСП «Высота»
Мотькина Е.Н.
План доклада
- Введение
- Основная часть
- Категории детей с ОВЗ
- Стратегии поведения родителей детей с ОВЗ
- Коллективные формы работы с родителями
- Индивидуальные формы работы с родителями
- Тьюторское сопровождение
- Заключение
- Список литературы
- Введение
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, реалии таковы, что в нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится всё больше. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.
- Основная часть
- Категории детей с ОВЗ
Частью 16 статьи статьи 2 ФЗ №273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
В настоящее время выделяются следующие категории детей с ОВЗ:
- Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие).
- Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА).
- Дети с тяжелыми нарушениями речи(ТНР).
- Дети с задержкой психического развития(ЗПР).
- Дети с нарушениями интеллектуального развития.
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,c расстройствами аутистического спектра(РАС).
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др).
- Стратегии поведения родителей детей с ОВЗ
Традиционно проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребёнка и упускался очень серьёзный аспект – эмоциональное состояние его родителей. Существуют различные стратегии поведения и стадии отношений родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии, полное отрицание проблемы может сменяться гневом, безразличием, апатией, либо принятием проблемы и поиском путей коррекции, адаптации, развития ребёнка. Вот некоторые модели поведения:
- Родители стесняются неполноценности ребёнка, излишне опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, данные действия препятствуют социализации, замедляют и без того невысокий темп развития.
- Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на самых немыслимых методах «лечения», которые не приносят желаемый результат, а наоборот усугубляют ситуацию.
- Родители постепенно приходят к выводу о безнадёжности состояния, в сложных случаях может возникнуть желание передать ребёнка на попечение государства, либо ребёнок остаётся в семье, но не получает должной заботы, любви, а соответственно и возможности коррекции, развития.
- Родители отрицают наличие диагноза, не учитывают особенностей ребёнка предъявляют к нему завышенные требования, что усугубляет и без того непростую ситуацию.
- Родители оценивают ситуацию адекватно и принимают ребёнка таким, каков он есть, взаимодействуют с профильными специалистами, создавая необходимые условия для развития, коррекции, социализации.
Как показывает практика, всем семьям, имеющим ребёнка с ОВЗ, требуется правовая, социально- психологическая поддержка, Очень важно, чтобы родители не оставались со своей проблемой наедине, не замыкались, не стеснялись своего ребёнка. Психолого- педагогическая помощь в стенах школы включает в себя широкий спектр самых различных форм взаимодействия с родителями, предполагает их активное участие в работе психолого- медико= педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи ребёнку.
- Коллективные формы работы с родителями:
- Родительские собрания(общие, классные).
- Мастер- классы, семинары, практикумы.
- Дни открытых дверей.
- Проведение совместных детско-родительских праздников, спортивных мероприятий.
- Организация выставок, галерей творческих работ детей.
- Интернет- форумы, интернет- проекты.
- Индивидуальные формы работы с родителями:
- Анкетирование.
- Посещение на дому.
- Беседы, консультации.
- Индивидуальные занятия в присутствии родителей.
- Демонстрация родителям фото видео- фрагментов занятий, праздников в школе.
- Регулярные контакты родителей и специалистов посредством телефона, интернета, переписки.
- Тьюторская помощь.
- Тьюторское сопровождение
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ- необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор – это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребёнка и помогающий ему успешно адаптироваться в школьной среде. Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК, или нанимается родителями. Тьютор относится к категории специалистов, это лицо, имеющее педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку, он подчиняется руководителю образовательного учреждения.
Задачи тьютора:
- Обеспечить ребёнку с ОВЗ комфортное пребывание в школе, не создавая вместе с тем дискомфорта другим участникам образовательного процесса.
- Способствовать социализации ребёнка, насколько это возможно.
- Способствовать усвоению ребёнком адаптированной общеобразовательной программы.
- Корректировать учебный маршрут, учитывая зоны ближайшего развития, ресурсы ребёнка.
- Свести всех специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, медицинских работников и родителей) в единую систему для реализации образовательного маршрута.
Тьюторская служба предполагает тесную коммуникацию с родителями:
- Тьютор помогает осознать и принять особенности ребёнка и исходя из этого выбрать индивидуальную учебную стратегию.
- Вместе с родителями тьютор развивает положительное отношение ребёнка к самому себе уверенность в своих силах.
- Тьютор ведёт записи в дневнике наблюдений, обсуждает их с родителями, рассказывает как прошёл учебный день, с какими трудностями столкнулся ребёнок и как их преодолел.
- Организует совместное посещение индивидуальных коррекционных занятий.
- Помогает наладить общение с родительским комитетом класса.
- Заключение
Нужно стремиться привлекать семью в жизнь класса, в общение с другими членами коллектива класса, школы. В процессе общения будет происходить обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт успешной интеграции других детей в социум. Именно тесное сотрудничество на постоянной основе семьи и педагогического состава, классного коллектива, является необходимым условием успешного образовательного, коррекционно- развивающего процесса .
- Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- http://www.apkpro.ru/
- Жукова, Н. С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н. С. Жукова
- Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
Доклад + презентация....
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Доклад на тему: «Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему: «Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Презентация на тему:"Создание и реализация эффективных форм взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"
Презентация отражает эффективные формы взаимодействия с родителями младших школьников, в первую очередь детей с ОВЗ, тему тьютерского сопровождения....
Доклад на тему: "СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС НОО"
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....
Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"
О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения учебного диалога....