Выявление и развитие способностей учащихся
статья

Лобыцина Людмила Валерьевна

В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:

               В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Задачи:

1. Создать условия для развития познавательного интереса и мыслительной активности школьников.

2. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.

3. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.

4. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии

Приемы:

А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.

Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).

В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)

Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)

Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)

Е) задания на выявление общих закономерностей

Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.

З) задания на поиск и исправления биологических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий биологические ошибки и предлагается их исправить.

И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)

Данная работа строится на двух параметрах: 1)  выявление способностей; 2) развитие выявленных способностей.

Учебный год

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

2017-2018

1 класс

Мониторинг предшкольного
образования. Р.С. Немов ( исследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия).

Тест школьной зрелости К.Йерасека.

Методика «Беседа  о школе» Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин,А.Л.Вен-гер   Диагностика
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Тест креативности Торранса

 

Анкетирование
«Отношение к
здоровью»

2018-2019

2 класс

Тест для определения уровня развития мышления «Четвертый лишний», тест на определение уровня развития внимания «Корректурная проба» тест Бурдона, «Опосредованное запоминание» Л.В.Выготский,

А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев

Листы  наблюдений за
формированием УУД,

Тест креативности Торранса

Диагностика отношения
ребенка к здоровью и
здоровому образу жизни

2019-2020

3 класс

«10 слов» А.Р.Лури (диагностика памяти),

«Аналогии» (мышление), Таблицы Шульте (внимание) 

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

2020-2021

4 класс

10 слов» А.Р.Лурия (память), «Продолжи ряд» (мышление), «Красно-черные таблица» Горбов (внимание)

Психодиагностика творческого мышления Елены Туник

 

Тест «Способности школьника»

Мероприятия для развития предметных и метапредметных результатов.

Учебный год

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

2017  – 2018 год

Беседы, занятия в учебном объединении «Мои первые проекты».

Беседы, игры, конкурсы

литературная гостиная

Уроки здоровья, динамические паузы и подвижные игры на переменах; физкультминутки, упражнения для глаз, мышц рук, осанки на уроках и занятиях в кружках; походы обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники

2018  – 2019 год

Беседы, участие в конкурсе исследовательских проектов. Предметные олимпиады

Литературные викторины, наблюдения, инсценирование, выступления на праздниках, литературная гостиная

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий

2019  – 2020 год

Рефераты, презентации, тестирование, исследовательских проектов, предметные олимпиады

Конкурсы, занятие в кружке «Ментальная арифметика». Индивидуальные и групповые занятия, литературная гостиная

Родительские собрания, Дни Здоровья, спортивные секции

Весёлые старты, конкурс рисунков. Сдача норм ГТО

2020-2021 год

Проведение классных викторин по предметам: русский язык «Юный грамотей», литературное чтение «Всезнайка», математика «Умники и умницы», окружающий мир «Знатоки природы». Участие детей в Международных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах: проекта «Инфоурок», образовательной платформы «Учи.ру», электронной школы «Знаника». и др.Участие в республиканских и муниципальных конкурсах, олимпиадах. Проведение школьных предметных недель. Проведение предметных и метапредметных олимпиад в начальной школе.

Конкурсы, занятие в кружке «Ментальная арифметика», индивидуальные и групповые занятия, литературная гостиная

Сдача норм ГТО

Спортивные соревнования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...