Формирование патриотического отношения к малой родине у младших школьников на уроках.
учебно-методический материал

Лариса Николаевна Тихонова

Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные  предпосылки для формирования патриотического отношения к малой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших   школьников  на   уроках.

  Л.Н. Тихонова, учитель начальных классов МБОУ Елизаровская СШ.

   Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств.

     Насущность в формировании патриотизма у младшего школьника нашла свое значение в рамках «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Именно в нем был указан портрет выпускника начальной школы. Одним из качеств является личностные характеристики, такие как: любовь  к своему народу, краю и Родине.

    Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.

     Но у младших школьников, в силу конкретности мышления, понятие Родина сужается  до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание  патриотизма  следует  начинать с воспитания любви  к близким: маме, папе,  дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок  живет.          Таким образом, воспитание патриотизма через урочную форму работы является актуальным направлением работы учителя начальных классов. Учебные предметы начальной школы составляют основу   патриотического образования младших школьников. Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования патриотического отношения к малой родине.

    Учебный предмет  «Окружающий мир» занимает особое место в реализации патриотического воспитания младшего школьника. Именно в начальных классах  объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек.

     На уроке окружающего  мира во 2 классе, во время изучения темы «Город и село», учащиеся с удовольствием рассказывали о своем селе, о его достопримечательностях. В классе учатся ребята из трех населенных пунктов: с. Елизарово, д. Малахово, д. Богданово.  На втором этапе детям было интересно приготовить проект на тему «Родное село». Ими было собрано множество интересных фотографий о своей малой Родине. Было предложено составить рассказ, посвященный истории улицы, на которой они проживают. Вот один из них:

                                                  КОЧЕТИХА

  В местечке, называемом сегодня Долгая стрелка, в  16 веке появилась деревня Богданово. Первые её поселенцы занимались земледелием и бортничеством. Но, так как она занимала ровные пахотные угодья, в конце 19 века было решено её перенести в низину речки Кишмы, и первой была отстроена улица Кочетиха.

                                               Кочетиха, Кочетиха,

                                               Петушиные бои,

                                               Где отплясывали лихо

                                               Предки добрые мои.

    Эти строчки нашего земляка - поэта Белова Валентина Арсентьевича объясняют данное жителями название улицы. Петух - по местному кочет, а петушиные бои в Богданове в конце 19  века были очень популярны.  Сейчас петушиные бои остались в истории, но петушиные переклички  все также звонко оглашают улицу.

       Родники - колодцы можно назвать ещё одной визитной карточкой Кочетихи. Воду из этих  колодцев жители считают самой чистой, так как она не только вкусная, но и вообще не даёт накипи.

      Богата Кочетиха и деревьями-старожилами. Вековые вязы стали свидетелями  многих радостей и испытаний.

        Изучение ребенком темы «Моя семья» не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. Ребята ещё больше узнали о их предках и составили генеологическое древо жизни.

    Вместе с детьми мы сделали  свою «Красную книгу» - собрали материал о редких растениях и животных, которые мы можем встретить в своем селе. Ребята зарисовали животных и птиц, обитающих в наших краях, сделали и поместили  в альбом рядом с интересной  информацией фотографии растений. Совместная деятельность не только сплотила детей, но и помогла пробудить интерес  учащихся к природе родного края.

  При изучении темы «Зимующие птицы» ребята вместе с родителями изготовили кормушки. Теперь учащиеся все холодное время года насыпают в кормушки корм, подкармливают птиц, одновременно за ними наблюдают. Примечателен тот факт, что учащиеся понимают важность помощи пернатым в холодную зиму, они гордятся тем, что с их помощью птицы сумеют пережить холода.

  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  В патриотическом воспитании особую роль играют экскурсии. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

   Во время на экскурсии в Елизаровский парк, попадаешь в волшебное, сказочное место. Этот парк внесен в список охраняемых памятников природы регионального значения решением облисполкома №56 от 14.02.1984 года. В нём, до революции 1917 года находилась усадьба помещика Алексея Андреевича Беклемишева, представителя старинного дворянского рода. В настоящее время парк представляет собой коллекцию тридцати видов деревьев и кустарников, большая часть из которых интродуцирована.

В парке произрастают: тополи бальзамические в возрасте около 50 лет, высотой до 25 м;  посадки лиственницы сибирской;  липы в возрасте более 100 лет;

...а также встречается также береза, осина, ива козья, клен американский.

    Есть в парке и пруд, который называют Барским. Вода летом там всегда теплая, поэтому манит, зовет пруд всех к себе. Недалеко находится памятник погибшим солдатам. Около памятника растут голубые ели, жасмин, шиповник. Девятого мая каждый год собираются люди, чтобы почтить память погибших воинов в Великой Отечественной войне.

    Огромную роль в патриотическом сознание младших школьников играют уроки литературного чтения. Именно на уроках литературного чтения сосредоточены проблемы ответственности за судьбу Родины, мира, Отечества в целом. Произведения, изучаемые на уроках,  пробуждают  у ребенка такие чувства как: гордость, восхищение, чувство достоинства за свое Отечество.

В учебниках собраны тексты, дающие возможность младшему школьнику чувственно воспринимать произведение, переживать радость, печаль, гордость, веселье,  грусть, восхищение, нежность.

  Эффективным средством патриотического воспитания являются русские народные песни и сказки, несущие в себе глубокую народную мудрость и передающие национальные ценности. Содержание народных песен и сказок раскрывает как красоту русской природы, так и особенности быта и культуры нашей страны.

     В учебниках чтения содержится большое количество произведений писателей-натуралистов Г. Скребицкого,  Б. Чарушина, И.Соколова –Микитова, М.Пришвина, В.Бианки и др. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А.Пушкина, С.Есенина, Н.Некрасова и других поэтов. Работая над ними, я развиваю у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть и открывать для себя её красоту, формировать отношение к окружающему миру.

   Одним из обязательных аспектов привития любви к родному краю является знакомство обучающихся с поэзией о родном крае. На уроках окружающего мира, литературного чтения я знакомлю учащиеся с произведениями поэтов – земляков. С какой целью? Прежде всего, по той причине, что стихи о родном крае детям нужны для осознания и понимания уникальности  своей малой родины, для зарождения и осознания своей любви к  Родине  во всех ее проявлениях.

   Вот как воспевает свою малую родину  поэт – богдановец В. А. Белов:

Моё любимое селенье.

Судьбы моей заглавный лист.

Здесь воздух свеж, а рядом с тенью

Мой родничок всё так же чист.

Всё для меня вокруг святое:

Родного неба синева, и изумрудная трава

И вновь распаханное поле,

И сельской ночи тишина.

    А так восхищается малой родиной поэт из Елизарова В. Нестеров:

Край ты мой любимый!

Богом позабытый

Опаленный солнцем

Да дождями битый.

Только нет на свете,

Сердцем не обманешь.

Ничего дороже

Нашей глухомани.

    И если с детства ребёнок будет приучен заботиться о своём крае, о своём селе, говорить о природе, как о живой, о том, что она может грустить и радоваться, то вдумчивое и бережное отношение новых поколений к своей Родине поможет формированию патриотического отношения к малой родине и избежать глобальных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс?  Предмет: окружающий мир 3 класс...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок русского языка в 4 классе на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в духов...