Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД»
методическая разработка

Селина Елена Владимировна

В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД

Учитель начальных классов и технологии Селина Елена Владимировна. МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева»

Красноярский край

Каратузский район

С. Верхний Кужебар

В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС) в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. На основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова) группой авторов (А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым) под руководством А. Г. Асмолова разработана концепция универсальных учебных действий.[3]

Государственный стандарт предполагает, что для формирования социального опыта школьников можно использовать при постоянной педагогической поддержке технологии совместной деятельности в педагогическом взаимодействии. При этом необходимым условием является создание ситуаций успеха, социального выбора и творческого самоопределения для каждого школьника.Как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного? Поэтому из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов, он не противоречит другим способам обучения, а только помогает активизировать учеников.

Н. Ю. Пахомова отмечает, что метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики. [20]

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике, но в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному и  личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъективности школьника в процессе приобретения знания.

Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать  над получением личностных и метапредметных  результатов образования.

Отличительные особенности  проектной деятельности:

- направленность на достижение конкретных целей;

- координированное выполнение взаимосвязанных действий;

- ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

- неповторимость и уникальность (в определённой степени).

Кроме этого проектная деятельность обладает рядом преимуществ, отвечающих возрастным особенностям младших школьников, среди которых:

- непосредственная связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;

- возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;

- широкий спектр видов деятельности;

- важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

- возможность действовать в индивидуальном темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре и группе), проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Теория и практика проектного обучения начала активно развиваться в начале  XX века. Подходы к пониманию сущности проектного обучения отечественными и  зарубежными педагогами были существенно разные.

За рубежом научной основой были предложены идеи Д. Дьюи, который предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей и  способностей детей. Школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические «импульсы» ученика. Обучение надо организовывать вокруг какого-нибудь дела, задания. Вот из этих идей был выдвинут метод проектов. Метод проектов возник впервые в половине 19-го века, вначале его называли методом проблем или целевого акта. В 1901 году впервые был употреблен термин «проект» педагогом с/х школы США Д. Снезден, в 1911 году – бюро воспитания с/х школ США узаконило термин «проект». Продолжатель школы Д. Дьюи, американский педагог  В. Килпатрик дал следующее определение метода проектов «это метод планирования целеустремленной, целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». Одновременно В. Килпатрик высказывал, что за термином проект должна стоять серьезная научная концепция. Э. Каллингс сформулировал концепцию в своей книге «Опыт работы американской школы по методу проектов» и выделил различные виды проектов, такие как экскурсионные, проекты-доклады, трудовые проекты и проекты – игры.[6]

Появление метода творческих проектов в Российской школе исторически обусловлено. Этому способствовали достижения в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Русские ученые связывали методы обучения и в том числе проектный метод прежде всего с проблемой развития личности обучения жизни и труду. Педагог и психолог Коптерев П.Ф. писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности… Важно, чтобы человек сам мог учиться, чему нужно, а не то, чтобы он в школе приобретал, возможно, больше знаний».

Большой вклад в разработку проектного обучения внес П.П. Блонский, он говорил: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить». Многие принципы, на которых сегодня разрабатывается и основывается образовательная область «Технология», и непосредственно связанная с ней проектная деятельность были заложены П. П. Блонским.  Он писал: «Школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, а сделать это без проектов  невозможно». [6]

Большое внимание проектному методу обучения уделял один из создателей советской школы С.Т. Шацкий. Он писал: «Школа должна готовить учащихся к жизни. Подготовка к жизни, развитие самостоятельности должны осуществляться в процессе выполнения учащимися конкретных дел, то есть проектов».

В 1914 году группа ученых во главе с Шацким С.Т. выдвинула идею внедрения «американских» творческих проектов в Российскую школу.

Великий педагог Макаренко А.С. проектную деятельность воспитанников своей школы связывал с производительным трудом, который должен стать основным элементом воспитательной деятельности.

Но постановлением ЦК  ВКП(б) от 05.09.1931 «О начальной средней школе» метод проектов был объявлен буржуазным и чуждым советской школе. Потому что: сторонники метода проектов провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни и труда, а не одним из элементов общей системы методов обучения, а также педагогические  кадры не были подготовлены, использовать метод проектов, как средство развития обучения и воспитания учащихся.[18]

В зарубежной педагогике проекты рассматривались как цель обучения, связанные с утилитарной задачей выполнения учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке. Проектный метод обучения находит широкое применение во многих школах западных стран.

Идея возрождения метода творческих проектов в России принадлежит М.Б. Павловой. Большую помощь обучению учителей методу проектов оказал английский ученый Джеймс Питт, проводя курсы в различных городах России. Ведущие разработки в области проектов принадлежат В.Д. Симоненко доктору пед. наук, профессору, члену-корреспонденту РАО, заслуженному деятелю наук РФ. Он пишет: «Метод проектов – это обучение, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают изделия или  услуги от идеи до ее воплощения, обладающие субъективной и объективной новизной».  

В настоящее время существует ряд определений метода проектов:

  • Питт Дж., Симоненко В. Д., Павлова М.Б., Сасова И. А., Гуревич М. И. под методом проектов понимают определенный способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. [19]
  • Е.Г.Каганов определил проект как «всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью», а также указал отличительные черты проектного метода:
  • опора на детские интересы сегодняшнего дня;
  • связь с различными сторона хозяйственной жизни страны;
  • самостоятельность и творчество учащихся;
  • слияние теории и практики.

Автор выделяет три этапа выполнения проектов: составление плана, выполнение проекта, подведение итогов работы, коллективное обсуждение, оценка и составление отчета [6].

  • В разработках В.В.Игнатьева, М.В.Крупениной метод проектов трактуется как комплексно реализующий ряд педагогических принципов:
  • самодеятельность,
  • сотрудничество детей и взрослых,
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • деятельностный подход,
  • актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе,
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

В трактовке М.В.Крупениной метод проектов имеет пять этапов:

  • постановка задачи;
  • разработка самого проекта;
  • организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
  • непосредственно трудовая работа;
  • учет проделанной работы.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И. И. Джужук, М. В. Дубовой, И. А. Колесниковой, Н. В. Матяш, И. М. Павловой, Н. Ю. Пахомовой, Н. В. Серёгиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения.

Считаем, что выбор метода  – одна из важных задач, которая стоит перед каждым образовательным учреждением. Это своеобразный метод всего учебного процесса, обеспечивающий связь между поставленными целями и конечным результатом, поэтому метод проектной деятельности, который необходимо реализовать на уроках в начальной школе отвечает всем поставленным задачам нового стандарта.

Библиографический список

  1. Иванова Н. В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Начальная школа– 2012. – №11. С.45
  2. Логинова О. Б., Яковлева С. Г. Проект: замысел, реализация, представление // Практика образования. – 2013. – №3. С.23-26
  3. Маркова И. А., Видяшева Е. Н. Проектная деятельность – один из факторов формирования социального опыта школьника // Начальная школа. – 2011. – №11. С.55
  4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д., Проектная деятельность младших школьников // М.: «Вентана-Граф», 2002.
  5. Набутова И.В. Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской конференции. Развитие возможности работы над групповыми проектами. – Набережные Челны, 1997. – С.144
  6. Павлов М.Б., Питт Д.Ж., Гуревич М,И., Стасова И.А.  Метод проектов в технологическом образовании школьников:  Пособие для учителей. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  7. Пилилюгина Н. А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения // Начальная школа– 2014. – №1. С.44-46
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. Кадров //– М.: Издательский центр Академия, 2002. – 272 с.
  9. Поливанова К.Н.  Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для ст. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000, 184 стр.
  10. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология1 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  11. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология 2 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  12. Проснякова Т.Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации к курсу Технология3 класс ФГОС – Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  13. Раицкая Г. В. Особенности современного урока как условие реализации требований ФГОС НОО //   Красноярск. 2013.  с.43, 87
  14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений.  – М.: АРКТИ, 2003.
  15. Симоненко В.Д., Броников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В., Сельцер Р. В. Активный и самостоятельный процесс учебы//Инновационная деятельность в образовании: Междунар. междисциплинарный научно-практич. журнал 1994.  N 3.  С.65-75
  16. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. – М., 1985
  17. Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии //  М., 2001.
  18. Смолеусова Т. В. Проекты – как методическая инновация // Начальная школа. – 2013. - № 8. С. 45
  19. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? // Учебно-методическое пособие  М., 2010.
  20. Тимофеева Л. Л. Организация работы детей в процессе проектной деятельности // Управление начальной школой. – 2012. – № 9. С.56-57
  21. ФГОС НОО от 22.09.2011 №1241
  22. Цирулик. Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  23. Цирулик. Н.А., Проснякова Т.Н.  Технология. Уроки творчества. Учебник для 2 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  24. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  25. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  26. Цирулик Н.А. Технология. 1 класс. Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  27. Хлебникова С.И., Цирулик Н.А.Бумажный калейдоскоп. Тетрадь для практических работ к учебнику Технология. Уроки творчества 2 класс ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.
  28. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.Технология. Бумажные вещицы. 3 класс. Тетрадь для практических работ к учебнику Технология. Твори, выдумывай, пробуй!. ФГОС– Самара: издательский дом Фёдоров 2013 г.

Электронные ресурсы:

  1. Цирулик. Н.А. Программа курса Технология (УМК Система Л. В. Занкова) – URL: http://www.zankov.ru/files/_user/prog/Pr_Tehn_2011.pdf
  2. Концепция системы Л. В. Занкова  – URL: http://www.zankov.ru/about/concept/
  3. Проснякова Т. Н., Мухина Е. А. Методические рекомендации. Технология – URL:

http://www.zankov.ru/umk/supplies/page=5/category=106/article=2134/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Презентация к семинару "Организация проектной деятельности в начальной школе".

Данная презентация была выполнена к  городскому семинару по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе".  Она состоит из теоретической части и практической части....

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...