Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников
статья (3 класс)

Лонгортова Татьяна Валериановна

Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание условий для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников».

Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание условий для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Основными задачами правового образования детей в начальных классах являются:

  • Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения.
  • Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
  • Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.

Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в школе необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше.

В основном ведущей формой организации правового обучения  в школе  является урок, включающий элементы морально-правовой беседы. Так, например, в прошлом году , 12 декабря в самом начале первого урока, когда ученики сообщают,  что они знают о наступившей  дате, мы поговорили о Конституции и какие права прописаны в этом документе.

Формы внеклассной  работы, применяемые мной - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, игры-путешествия, просмотр видеороликов.

Правовое воспитание   реализуется  мною по следующим направлениям :

1.Гражданско-патриотическое воспитание.

Одной из задач гражданско-патриотического  воспитания это формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, о  поведении человека в обществе .

Наши школьники имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Основные формы работы, использованные мной, являются беседы и с детьми, и с родителями. В прошлом учебном году  в декабре на  классном часе : «Мой край родной»  мы говорили не только о крае, в котором живём, но и говорили об отношении к своей малой Родине, о том что мы можем сделать сейчас , чтобы наш край был красивым.

При проведении инструктажей  по технике безопасности у обучающихся, прививается чувство ответственности за своё поведение, о юридических последствиями их  поступков. Эта информация доводилась до ребят в виде памяток, видеороликов, мультфильмов и бесед.

2.Нравственно-эстетическое направление.

С целью усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками стало проведение занятий внеурочной деятельности курса «Азбука нравственности», основу которой составляет воспитание следующих нравственных качеств личности:

- умение оценивать свои поступки (самооценка) и поступки сверстников;

- умение справляться со своими чувствами;

- умение сопереживать;

- умение договариваться;

- умение уважать чужое мнение и интересы другого человека;

- умение стараться быть справедливым.

Приобщению обучающихся начальной школы к первичным формам нормотворчества помогает совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса

- освоению возможности собственной активности и ответственного поведения в школе способствует дежурство в классе, где обязанности дежурных, их права доступны для обсуждения,

- индивидуальные беседы по правилам поведения на улице, в  транспорте, в музее и т.д.

- при выполнении плаката к 9 маю, работа на школьном участке по благоустройству школьной территории, каждый ученик знал, что он выполняет свою гражданскую обязанность по отношению к школе.

3.Физкультурно-оздоровительное направление.

- Проводя беседы о здоровье на классных   часах  по правилам дорожного движения, пожарной безопасности выясняли, почему это так важно, какие есть права и обязанности в плане сохранения нашей жизни.  Беседуя о правилах поведения  на каникулах, всегда  объясняем, что мы живем в обществе, как следует себя вести, что нужно знать, так как на каждом шагу мы соприкасаемся с другими людьми.

Большую роль в правовом воспитании обучающихся играет взаимодействие педагога с семьей. Проблема заключается в том, что у младшего школьника уже сложился небольшой опыт житейских отношений, определенные обычаи и традиции. Все это регулирует правовое поведение ученика, его отношение к людям, природе, учебной и игровой деятельности.

С целью повышения правовой культуры родителей проводились  родительские собрания и индивидуальные беседы ( Родительский лекторий   « Родительские права и обязанности», « Ваш ребенок и его друзья»).

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый младший школьник должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.  Содержа...

Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете из опыта работы учителя начальных классов...

Работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

В данной работе представлен опыт работы по формированию гражданской позиции детей младшего школьного возраста....

Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.       Работа классного руко...