Проект «Модель развития технологического образования в МБОУ Верхнекужебарская СОШ»
проект

Селина Елена Владимировна

Проект «Модель развития технологического образования в МБОУ Верхнекужебарская СОШ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Модель развития технологического образования

в МБОУ Верхнекужебарская СОШ

Учитель технологии: Селина Елена Владимировна

Исходя из концепции предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования одним из ключевых направлений определено «введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации в регионе проживания, стандартов Ворлдскиллс)».

Необходимость развития технологического образования в школе побуждает руководителей образовательных организаций к поиску новых моделей организации современного технологического образования, т.е. новых путей и способов формирования «технологических важных качеств человека».

Под технологическим образованием мы понимаем процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений, навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.

Технологические знания - это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические понятия: технология, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательской деятельности и др. Они должны иметь представление о прогрессивных технологиях материального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.

Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний. К ним относятся умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты и эффективность, самостоятельно добывать необходимые знания, выполнять графические работы, определять свою профессиональную пригодность.

Технологические важные качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести такие качества, как высокий профессионализм, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании своих профессионально - технологических знаний и умений. Таким образом, технологическое образование позволяет решать целый ряд ключевых задач школы: самоопределение обучающихся и сознательное освоение ими комплекса знаний и умений, необходимых для получения дополнительного профессионального образования, участия в конкурсном движении и успешной социализации.

Сегодня для обеспечения технологического образования существует необходимость межведомственной и межуровневой кооперации, сетевого взаимодействия образовательных организаций различного типа, интеграции ресурсов как материальных, методических, так и кадровых.

Основная идея нашей модели состоит в развитии технологического образования школьников на основе использования всех внутренних резервов школы, а также поиск взаимодействия с другими организациями для интеграции ресурсов: материальных, образовательных и кадровых.

Мы предполагаем, что уровень развития технологического образования в школе будет соответствовать современным требованиям, если будут:

  • разработаны нормативно-правовые документы, обеспечивающие партнерские отношения между образовательными организациями различного типа, обеспечивающими развитие технологического образования;
  • обеспечено рациональное сочетание предпрофильного обучения, комплексной системы внеурочной деятельности и дополнительного образования в рамках технологического образования;
  • обеспечена возможность привлечения высококвалифицированных педагогов - преподавателей организаций профессионального образования;
  • обеспечена возможность использования материальной базы других образовательных организаций для развития технологического образования школьников;
  • разработан диагностический инструментарий для определения сформированности у обучающихся начальных профессиональных компетенций.

Результатом развития технологического образования в условиях образовательной организации мы считаем:

  • освоение обучающимися технологических знаний, умений, навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры;
  • обеспечение условий осознанного выбора выпускниками основной школы профиля дальнейшего обучения;
  • обеспечение условий осознанного выбора выпускниками школы профессиональной деятельности;
  • создание системы выявления и поддержки талантливых подростков через участие в конкурсных мероприятиях различного уровня, в том числе в чемпионате WorldSkills Junior.

Модель школьного технологического образования, направленная на формирование и развитие технологических важных качеств

школьников.

В рамках реализации данной модели мы сможем: удовлетворить образовательные запросы обучающихся и их родителей; создать мотивирующую среду для формирования профессиональных компетенций и самоопределения школьников; интегрировать кадровые, методические и материально-технические ресурсы для обеспечения технологического образования; внедрить различные формы обучения; увеличить число обучающихся - участников и призеров конкурсных мероприятий.

Мы определили основные этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (2019-2020 уч. г.) – изучение и разработка нормативных документов, изучение запросов школьников и их родителей, анализ имеющихся ресурсов, изучение возможностей установления партнерских отношений с различными образовательными организациями;
  2. Этап реализации (2020-2024 уч. г.) – установление партнерских отношений с различными образовательными организациями по вопросам технологического образования, обеспечение реализации программ, направленных на формирование технологических важных качеств школьников, диагностика сформированности у обучающихся начальных профессиональных компетенций, участие в конкурсных мероприятиях различного уровня, в том числе в чемпионате WorldSkills Junior.
  3. Анализ и оценка результативности реализации проекта (2024 г.) –  анализ, выделение положительного опыта, расширение спектра реализуемых направлений технологического образования, определение перспектив.
  1. этап - организационно-подготовительный

На этом этапе нами были изучены проект концепции предметной области «Технология», документы федерального, регионального и муниципального уровней, опыт школ в области развития технологического образования. Провести родительские собрания, где презентовать проект модели развития технологического образования и провести анкетирование запросов родителей относительно профессионального самоопределения школьников. Провели мониторинг потребностей школьников в области профессиональных предпочтений. Проанализировать возможности удовлетворения запросов родителей и потребностей детей и стали согласовывать возможность интеграции ресурсов для развития технологического образования.

  1. этап- этап реализации

На этапе реализации разработаны программы некоторых курсов. Занятия организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности за счет часов части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений. Программы рассчитаны на 34 часа (1 ч в неделю), программа «Повар, кондитер» - 68 часов (2 ч в неделю). В группе - от 10 до 15 обучающихся

Программы «Профильного школьного летнего лагеря» и «Моделирование и конструирование одежды» ещё в разрабатываются.

  1. этап - анализ и оценка результативности реализации модели

На этапе анализа и оценки результативности реализации модели технологического образования мы проведем диагностику сформированности у обучающихся начальных профессиональных компетенций, проанализируем проблемы и возможности расширения спектра программ технологического образования.

Приложение 1

Направление /программа

Образовательная организация, ресурсы которой используются

Реализация программы через урок

Реализация программы через внеурочную деятельность

Реализация программы через ДО

Черчение

МБОУ Верхнекужебарская СОШ

+

Основы электротехники

+

Финансовая грамотность

+

Мультимедийная журналистика:

- «Цифровая фотография»;

- «Компьютерная графика»;

- «Основы компьютерной вёрстки газеты».

+

Фитодизайн

+

Краеведение:

- «Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности»;

- «Специалист по учёту музейных предметов».

+

«Легоконструирование»

+

Информационные технологии «Визуальное программирование

в среде Kodu Game Lab»

+

Интегрированный курс «Естествознание» (физика, химия, биология)

+

Ранняя профессиональная диагностика:

- «Билет в будущее»;

- «ПроеКТОория».

+

Организация профильного школьного летнего лагеря.

+

+

Моделирование и конструирование одежды

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по внедрению олимпийского и паралимпийского образования в МБОУ СОШ № 1 на 2011-2014 учебный год.

В данной публикации приведён образец примерного плана по внедрению в школе олимпийского и паралимпийского образования....

Проект Детская организация "Родничок" Творческий коллектив МБОУ "Старорузская СОШ с УИОП" занял первое место в областном конкурсе за разработку данного проекта

Мы считаем, что важно начинать работу по социальной адаптации детей и подростков с раннего возраста. Поэтому главную роль отводим детской организации «Родничок», которая объединяет детей с семилетнего...

Организация преемственности начального и основного общего образования в МБОУ ООШ с. Абабково

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой...

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

В статье описывается  роль метода проектов в развитии экологического образования младших школьников  в рамках новых стандартов....

Проект "Моя инициатива в образовании" на тему: Оригами-как средство развития логического и пространственного мышления у детей

Проект "Моя инициатива в образовании" на тему: Оригами-как средство развития логического и пространственного мышления у детей...

Модель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ

Цель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ: обеспечение доступного и качественного образования всем детям, в том числе детям с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей...

Развитие инженерно-технологического образования в начальной школе

Концепция инженерного образования, развивавшаяся в XVIII-XIX вв. и достигшая пика своего развития в начале ХХ века, сегодня вновь стала актуальна. В «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним и...