«Опыт реализации регионального проекта Бесшовное инженерно-технологическое образование»
материал

Черткова Наталья Александровна

Из опыта работы по бесшовному образованию с детьми дошкольного образования.Делюсь опытом работы по программе естественно -научной направленности "Юные исследователи"

Калндарно- тематическое планирование.Выступление на методическом объединение учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединение учителей начальных классов. Черткова Наталья Александровна

«Опыт реализации регионального проекта Бесшовное инженерно-технологическое образование»

Бесшовное обучение - не просто форма, а новый идеологический подход, уникальный способ обеспечить непрерывность учебного процесса, отсутствие пауз, постоянную вовлеченность участников в образование, то есть «бесшовность»  это когда все уровни образования направлены на единую задачу - поддержку ребенка, потом студента, а дальше - взрослого.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.  Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа занятий для детей подготовительного дошкольного возраста.  

 «Детский сад — фундамент образования, который дает возможность начать работать с ребятами уже на дошкольном уровне, чтобы донести до них ценности школы, понять, как выстроить отношения с ребенком и семьей», —

   В 2024-2025 учебном году  я работала совместно с детским садом №62

 «Родничок» в подготовительной группе по общеразвивающей программе

  «Юные исследователи» естественно-научной направленности.

Календарно – тематическое планирование было составлено совместно с воспитателями детского сада. Занятия начинались с октября по май. По этой программе я провела 8 занятий.

Календарно – тематическое планирование

                                                2024-2025 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Октябрь

1

 «Делаем облако»

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.  

Ноябрь

1

«Радуга на стене»

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета  

Декабрь

3

«Влажное дыхание»

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатической зоны) .

Январь

3

«Где рождается снег»

Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.

Февраль

4

«Плавление парафина»

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

Март

1

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.  

Апрель

1

«Мир пластмасс»

Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства.  

Май

1

«Что такое молния»

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.  Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника.  Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО. В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию.  Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы. Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. Бесшовное образование  это концепция, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение на протяжении всей жизни человека.

Тема: «  Делаем облака»

г.Прокопьевск— (28.10.2024) в детском саду № 62 «Родничок» состоялось увлекательное занятие юных исследователей организованное для детей в возрасте от 6 до 7. В мероприятие участвовало 7 воспитанников, которые получили возможность погрузиться в мир  поисковой  деятельности.

Занятие, проведённое Натальей Александровной, началось с теоретической части, на которой дети, отгадав загадку, узнали, что они будут знакомиться с процессом формирования облаков. Под музыку В.Шаинского  дети фантазировали  и представляли на что могут быть похожи облака.

 В практической части ребята  сами с учителем провели опыт «Мокрой губки». С помощью него они  узнали, как образуются облака.

Наталья Александровна наглядно показала  ребятам, какие бывают облака (перистые, кучевые, слоистые) и почему они  не появляются вместе на небе, рассказав сказку «Спор облаков». Участвуя в эксперименте «Домашнее облако» дети убедились в том, что можно создать свое облако в домашних условиях. Увлеченно они рассматривали капельки воды на крышке банки.

В итоге ребята поделились своими знаниями об образовании облаков, какие наблюдения они проведут во время прогулки на улице.  

В  заключении выразили свое настроение, отдав свою капельку весёлому облачку.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка).  Проводимые  эксперименты  и опыты с детьми  обеспечивают личностноориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность.  В  процессе   такой активности  формируются  различные интеллектуальные умения, очень важные  для  обучения в  школе – умение   анализировать,   сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Занятие по теме «Радуга на стене»

         

         При составлении занятия учитывала способность детей выступать в роли исследователя. Самостоятельно воздействовать на окружающие его предметы и явления с целью более полного сознания. Также учитывалось и то, что некоторые дети испытывают затруднения свободно выразить свои мысли, а опытная деятельность позволяет развивать в ребенке интерес, а, следовательно, они более активны с своей речи. Большинство действий детям должны, известны, как – радуга, цвета радуги, солнечный зайчик. Т.к., природа и жизнь человека тесно связаны друг с другом. Образовательные задачи решались, что хотели увидеть радугу, увидели опытным путем, отражали в речи порядок расположения цветов радуги. Воспитательные задачи мы решали через появление солнечного зайчика, что дети помогли встретиться Солнечному Зайчику с подругой Радугой. Ответственные отношения к выполнению задания мы решили в игровой форме. Доброжелательность – когда мы для Солнечного Зайчика нашли Радугу, также чтоб ему вызвать радость, дали еще солнышко, тучки, капли дождя. А он в знак благодарности детям подарил баночки мыльных пузырей. Т.е. добро ответил добром.

         Сама форма экспериментирования предполагает – самостоятельность, опыты они делали сами. Думаю, без труда справились, когда составляли порядок цветов во время игры. опыт №1 «Солнечный Зайчик», опыт №2 «Игра с мыльными пузырями», опыт №3 «Смешение красок», творческая деятельность «Рисование пластилином (пластилинография) радуги». По этапам занятия дети не находились на одном месте, а передвигались. Занятие связано с сезоном, проводилось в игровой форме. Использовались методы активизации познавательной деятельности (герой Солнечный

Зайчик, появление радуги весной через опыт №2, рисование радуги, игра «Радуга»). Ведущий вид деятельности – игра, а опыт – поисковая деятельность, как говорил китайский мудрец Конфуций: «Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что делаю – понимаю». Вот эти методы и приемы помогали обеспечить работоспособность и заинтересованность детей.

         

         Самым интересным, на мой взгляд, было появление радужных переливов на мыльных пузырях, поскольку  это вызвало у детей положительно-эмоциональный отклик. Для них это было как результат волшебства их деяний. Дети активно занимались на занятии. Отвечали на вопросы, выполняли задания с удовольствием, решали проблему, что нашли Солнечному Зайчику радугу; уровень развития речи хорошее. Я думаю, реализовать задачи занятия нам удалось.

        Следующий раз я планирую построить занятие: (рассказать?) (увидеть радугу другим способом. Наполнить ванночку водой и поставить на стол. Опустить зеркало в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя – окажется в воде под углом. Направить свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала. При этом зеркало будет отражать свет. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигать само зеркало. Изменить положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхнуть зеркало. Что появиться? На белой бумаге появятся искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветные лучи, если он проходит сквозь капли воды.

Эксперимент 1. «Что такое радуга» – смешение цветов. Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет, надо смешать красный и желтый цвет, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый.

Эксперимент 2. «Радуга появляется». Материал – зеркало, миска с водой. Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета.

Эксперимент 3. «Радуга в пузырях». Материал – баночка с мыльными пузырями. Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри в них можно увидеть радугу.

Эксперимент 4. «Радуга на диске». Материал – диски.

Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

Выводы.   Радуга бывает летом, осенью, весной. Появляется когда,  солнечный свет отражается в капельках воды. Радугу можно увидеть не только на небе, можно увидеть в красках (смешивая и получая разные цвета).  Цвета радуги всегда располагаются в порядке. Их всего семь.

Заключение. Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, почему появляется такое явление как радуга, провели эксперименты, научились рисовать радугу разными способами.

  • Я предлагаю провести опыт. Наполните ванночку водой и поставьте на стол, опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя часть окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь? На белой бумаге появляются искрящие разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник.

Влажное дыхание

Дети выясняют, какой путь проходит воздух при вдохе и выдохе (при вдохе воздух поступает в легкие через дыхательные пути, при выдохе — выходит). 

Дети делают выдох на зеркальную поверхность, отмечают, что зеркало запотело, на нем появилась влага.

Взрослый предлагает детям ответить, откуда взялась влага (вместе с выдыхаемым воздухом влага выносится из организма), что будет, если живущие в пустыне животные будут терять влагу при дыхании (они погибнут), какие животные выживают в пустыне (верблюды).

Взрослый рассказывает о строении органов дыхания у верблюда, помогающих сберечь влагу (носовые ходы у верблюда длинные и извилистые, влага оседает в них во время выдыхания).

Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Теперь набираем воздух в пакет.
Посмотрите, какой теперь стал пакет? (полный)
Что вы поймали? (воздух). Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. У кого много воздуха в пакете? А у кого мало воздуха в пакете?
Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете? (он бесцветный). Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет). Значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, давайте проверим.

6. Опыт с водой:
Выдувание воздуха через трубочку в воду.
Подходите к столу, на котором стоят стаканы с водой, присаживайтесь. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь дуйте в трубочку
Что , вы увидели? (пузыри). Как вы думаете, пузыри это что? (воздух который выходит из нас). Значит, мы дышим воздухом?
Воздух нам нужен чтобы дышать, жить.
Давайте попробуем постоять без воздуха, одной рукой закройте ротик, а другой носик. Ну, как легко вам было без воздуха?

Опыт с веером коктейльной трубочкой.
Давайте ребята выясним и это. Подойдите к столу, возьмите бумажный веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (воздух)
- А теперь, возьмите трубочку и подуйте в неё на ладошку. Вы чувствуете воздух? Значит, воздух движется? (да).

Ой, ребята, посмотрите, на шарики. Какое настроение у синего шарика? (весёлое). Значит, нам удалось помочь синему шарику.

Облака

Предлагаю вам стать волшебниками и изготовить свои облака из ваты.

На подносе лежат куски ваты по кол-ву детей, предложить детям взять по кусочку ваты и сделать облако в виде какого-нибудь живого существа или цветка.

По мере изготовления, закрепить сделанные облака на синем ватмане, прикрепленным к доске. Рассмотреть работы, выяснить у детей, чья работа им больше всего понравилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: модная профессия стилист-парикмахер «Варвара-краса, длинная коса» 4 «б» класса в рамках реализации регионального проекта «Обучение через предпринимательство».

Цель:раскрытие смысла деятельности     парикмахера;воспитание уважения к профессии парикмахер. Задачи:иметь представление:об истории возникновения иразвития парикмахерск...

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...

Опыт реализации коллективных проектов на уроках технологии.

Опыт реализации коллективных проектов на уроках технологии.Урок технологии дает возможность для реализации различных видов проектов. Но в рамках нашей темы я остановлюсь на примере одного урока в 1 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» (Курс проводится в рамках реализации регионального проекта PROчтение)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель» ...

Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании

Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании на примере МБОУ "НШДС" д. Новикбож...