Опыт реализации коллективных проектов на уроках технологии.
проект по технологии (3 класс)

Князева Наталья Сергеевна

Опыт реализации коллективных проектов на уроках технологии.

Урок технологии дает возможность для реализации различных видов проектов. Но в рамках нашей темы я остановлюсь на примере одного урока в 1 классе по теме «Что еще можно слепить», коллективный проект «Зоопарк».

Как нам известно, работа над проектом включает четыре этапа:

1.     Подготовительный этап:

-       выбор учащимися темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

-       определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

2.     Конструкторский этап:

-       рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального;

-       сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;

-       разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;

-       разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;

-       распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).

3.     Технологический этап:

-       выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем;

-       соблюдение правил техники безопасности.

4.     Заключительный этап:

-       самооценка качества выполненной работы.

 

I. Подготовительный (Планирование).

Планирование работы над проектом происходит после таких этапов урока как:

I этап. Мотивация к учебной деятельности

II этап. Актуализация необходимых знаний

(Беседа про материалы, инструменты и приспособления используемые на уроке)

III  этап.  Проблемная ситуация

Проблема данного урока заключалась в том, что в городе построили новый зоопарк, а животных не завезли. Как мы можем помочь зоопарку?

И на этом этапе начинается планирование проекта, его коллективное обсуждение. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем учащиеся формулируют тему и цели проекта.

IV  этап. Постановка учебной задачи

Учащиеся определяют вид работы, необходимый для получения конечного результата;

Определяют материал, из которого возможно выполнить изделие? (Перечисляют все возможные варианты). Определяют материал, с которым будут работать на уроке.

Продумывают вариант объединения работ  в единый проект для класса.

Далее следует 5 этап урока.

V этап. Организация познавательной деятельности

2.     Конструкторский этап (Аналитический) этап

Прежде всего, учащимся необходимо определить, какие данные им предстоит узнать для выполнения проекта.

Затем собираются данные и отбираются необходимая информация. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап.

На данном уроке учащиеся отвечали на вопросы, опираясь на собственные знания.

  • Кого мы можем увидеть в зоопарке? (Перечисляют всех животных)
  • На какие группы мы можем разделить всех жителей зоопарка? (Делят на группы: по размеру, по цвету, по семействам) 
  • Какова конструкция выбранного изделия? (Строение тела зверей: голова, туловище, лапы, хвост)
  • Вспоминают приемы работы с пластилином, чтобы вылепить каждый элемент изделия.

 

Далее ставиться вопрос, подталкивающий к принятию решения разделиться на группы.

  • Как нам быстро и хорошо выполнить такой большой проект?
  • Животных так много, каждый не успеет всех вылепить из пластилина.
  • Каким образом можно работать? (парами, малыми группами)
  • Почему удобно разделиться на группы?

 

На этом уроке было удобно образовать группы по 4 человека. Каждая группа выполняет один вид животного (1-2 поделки). Группы формируются,  каждая группа выбирает одну зону зоопарка, где находиться лист со схемой выполнения одного животного.

 

III. Технологический (Этап обобщения информации).

На этом учащиеся применяют собственные знания, умения, навыки, выполняя работу в малых группах.

VI этап урока.  Самостоятельная работа учащихся

В каждой группе:

1. Распределяют обязанности между собой. Это может быть, что каждый выполнит по одному животному по плану или каждый сделает по одной части животного, и в конце соберут в одну общую поделку.

2. Выполняют работу

3. Объединяют в единое целое полученные работы (если выполняли отдельные элементы поделки)

4. Продумывают представление своей работы.

И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта,  давать возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал.

IV. Заключительный (Представление полученных результатов работы (презентация)).

На этом этапе учащиеся проводят представление результатов работы каждой малой группы и проекта в целом. Учащиеся демонстрируют свои поделки; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.

На данном уроке из-за временных рамок презентация проекта проводиться быстро, но можно выделить время классного часа для полной защиты и оценки коллективного проекта, так как, основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт реализации коллективных проектов на уроках технологии.

Урок технологии дает возможность для реализации различных видов проектов. Но в рамках нашей темы я остановлюсь на примере одного урока в 1 классе по теме «Что еще можно слепить», коллективный проект «Зоопарк».

Как нам известно, работа над проектом включает четыре этапа:

1.     Подготовительный этап:

-       выбор учащимися темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

-       определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

2.     Конструкторский этап:

-       рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального;

-       сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;

-       разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;

-       разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;

-       распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).

3.     Технологический этап:

-       выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем;

-       соблюдение правил техники безопасности.

4.     Заключительный этап:

-       самооценка качества выполненной работы.

I. Подготовительный (Планирование).

Планирование работы над проектом происходит после таких этапов урока как:

I этап. Мотивация к учебной деятельности

II этап. Актуализация необходимых знаний

(Беседа про материалы, инструменты и приспособления используемые на уроке)

III  этап.  Проблемная ситуация

Проблема данного урока заключалась в том, что в городе построили новый зоопарк, а животных не завезли. Как мы можем помочь зоопарку?

И на этом этапе начинается планирование проекта, его коллективное обсуждение. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем учащиеся формулируют тему и цели проекта.

IV  этап. Постановка учебной задачи

Учащиеся определяют вид работы, необходимый для получения конечного результата;

Определяют материал, из которого возможно выполнить изделие? (Перечисляют все возможные варианты). Определяют материал, с которым будут работать на уроке.

Продумывают вариант объединения работ  в единый проект для класса.

Далее следует 5 этап урока.

V этап. Организация познавательной деятельности

2.     Конструкторский этап (Аналитический) этап

Прежде всего, учащимся необходимо определить, какие данные им предстоит узнать для выполнения проекта.

Затем собираются данные и отбираются необходимая информация. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап.

На данном уроке учащиеся отвечали на вопросы, опираясь на собственные знания.

  • Кого мы можем увидеть в зоопарке? (Перечисляют всех животных)
  • На какие группы мы можем разделить всех жителей зоопарка? (Делят на группы: по размеру, по цвету, по семействам)  
  • Какова конструкция выбранного изделия? (Строение тела зверей: голова, туловище, лапы, хвост)
  • Вспоминают приемы работы с пластилином, чтобы вылепить каждый элемент изделия.

Далее ставиться вопрос, подталкивающий к принятию решения разделиться на группы.

  • Как нам быстро и хорошо выполнить такой большой проект?
  • Животных так много, каждый не успеет всех вылепить из пластилина.
  • Каким образом можно работать? (парами, малыми группами)
  • Почему удобно разделиться на группы?

На этом уроке было удобно образовать группы по 4 человека. Каждая группа выполняет один вид животного (1-2 поделки). Группы формируются,  каждая группа выбирает одну зону зоопарка, где находиться лист со схемой выполнения одного животного.

III. Технологический (Этап обобщения информации).

На этом учащиеся применяют собственные знания, умения, навыки, выполняя работу в малых группах.

VI этап урока.  Самостоятельная работа учащихся

В каждой группе:

1. Распределяют обязанности между собой. Это может быть, что каждый выполнит по одному животному по плану или каждый сделает по одной части животного, и в конце соберут в одну общую поделку.

2. Выполняют работу

3. Объединяют в единое целое полученные работы (если выполняли отдельные элементы поделки)

4. Продумывают представление своей работы.

И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта,  давать возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал.

IV. Заключительный (Представление полученных результатов работы (презентация)).

На этом этапе учащиеся проводят представление результатов работы каждой малой группы и проекта в целом. Учащиеся демонстрируют свои поделки; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.

На данном уроке из-за временных рамок презентация проекта проводиться быстро, но можно выделить время классного часа для полной защиты и оценки коллективного проекта, так как, основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация краткосрочных проектов на уроках ОРКСЭ

В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельно...

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...

Приказ о разработке и реализации телевизионного проекта "Первоклассные уроки"

Приказ о разработке и реализации телевизионного проекта "Первоклассные уроки"...

Коллективное творчество на уроках технологии.

Целью моей педагогической деятельности является –   развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности  ученика к творчеству зависит успешность его обу...