Реализация краткосрочных проектов на уроках ОРКСЭ
проект (4 класс) на тему

Комарницкая Елена Брониславовна

В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Свою эффективность доказывают так называемые краткосрочные проекты, как наиболее приемлемая форма работы в начальной школе. Т.к. ребенок гораздо быстрее видит свой готовый продукт. В данном материале представлена презентация по теме "Виды краткосрочных проектов на уроках ОРКСЭ", методическая разработка по выполнению краткосрочных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация краткосрочного проекта на уроках

по основам православной культуры  в рамках курса ОРКСЭ

Конспект выступления Комарницкой Елены Брониславовны,

учителя ОРКСЭ МБОУ «Яйская СОШ № 2»

на проблемно-ориентированном семинаре «Содержательные линии основ православной культуры как обязательного предмета и факультатива: методика их реализации в образовательном процессе»

Цель: развитие профессиональной компетентности учителей, реализующих в образовательном учреждении программы дисциплин духовно-нравственной направленности

Срок проведения: 26 сентября 2013 г.

Место проведения: КРИПКиПРО, г. Кемерово

Научно-технический процесс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение.

Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Свою эффективность доказывают так называемые короткосрочные проекты, как наиболее приемлемая форма работы в начальной школе. Т.к. ребенок гораздо быстрее видит свой готовый продукт.

Апробация метода проекта начата мною еще на уроках технологии, затем мы участвовали в 16 Всероссийской научно-исследовательской конференции в г. Анжеро-Судженске по направлению Культурология.

За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекала меня и моих учеников. Работа по методу проекта в начальной школе – это тоже для меня новое. За прошедший год мы с ребятами, изучающими курс «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур» выполняли различные проекты.

Презентация «Виды краткосрочных проектов на уроках ОРКСЭ»

1 слайд. Название презентации

2 слайд.  Исследовательские проекты. Моя семья.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, методов обработки результатов.

Пример: проекты о своей семье,  исследовательские рефераты о подвиге земляков

3 слайд.  Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.

Пример: газета, видеофильм (показ короткой видео-презентации).

Этот видео-фильм – притча о добре, созданный ученицей 4 класса

4 слайд. Коллективный творческий проект о блюдах постной недели.

Организуются творческие группы по интересам. Каждая группа выбирает  проект из нескольких предложенных вариантов. С помощью учителя и родителей  выполняют работу коллективно

5 слайд. Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть персонажи из притч, или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Пример: сценарий православного праздника

6 слайд. Районный семинар по духовно-нравственному воспитанию. «Особенности православного праздника»

7 слайд. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Пример: различные сообщения, доклады. Например «Великие города Росии»

8 слайд. Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта.

Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.   Пример: справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.

При первых шагах в проектной деятельности, необходимо выстроить алгоритм работы над проектом или выполнять проект по плану.

Алгоритм работы над проектом:

Для самостоятельных исследований и разработки проекта нам понадобятся карточки-этапы работы.

Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:

 «подумать»,

«спросить у другого человека»,

 «получить информацию из книг»,

 «понаблюдать»,

«посмотреть по телевизору»,

«провести эксперимент»,

 «обсудить в группе»,

«подведение итогов»,

«оформление результатов»,

«представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта  «презентация проекта».

План работы над проектом

1. Подготовка (выбор целей и темы проекта).

2. Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки конечных и промежуточных результатов, распределение ролей, способа предъявления результата.

3. Принятие решений: сбор информации методами анкетирования, интервьюирования, опроса, наблюдения и её первичный отбор, составление «банка идей» по решению проблемы, «мозговая атака», выбор оптимального варианта, уточнение плана действий.  

4.Выполнение (в пошаговом режиме), оформление проекта.

5.Оценка (самоанализ, самооценка) результатов

6.Защита проекта (выбор формы представления результатов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, письменный отчёт)

        Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя.

Рефлексия моей работы

Чему я научился?

Чего я достиг?

Что сделал?


Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?

Кому я помог?


Было ли мне интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Номинация проекта «Лучшая разработка урока (занятия) 1 четверти 2014-2015 учебного года». Краткосрочный проект "Правила дорожного движения"

Вид проекта:  творческо – информационный.Продолжительность проекта:  однодневный.Участники проекта: учащиеся начальной школы 2 класса КРО VII вида.Основное направление проекта:  предупр...

Опыт реализации коллективных проектов на уроках технологии.

Опыт реализации коллективных проектов на уроках технологии.Урок технологии дает возможность для реализации различных видов проектов. Но в рамках нашей темы я остановлюсь на примере одного урока в 1 кл...

Приказ о разработке и реализации телевизионного проекта "Первоклассные уроки"

Приказ о разработке и реализации телевизионного проекта "Первоклассные уроки"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТ «УМНОЕ ЛЕТО» ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СВОЕВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ВЫБОРОМ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (из опыта реализации краткосрочных программ на базе МБУДО ЦДОиРД города Димитровграда Ульяновской области»

В методической разработке рассматривается опыт организации и проведения каникулярных смен «Умное лето» на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр...