Выступление для заседания ШМО: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий».
статья

Волкова Любовь Романовна

Представленный материал содержит текст выступления для заседания ШМО по теме: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий». Цель данного выступления – определить условия, при которых домашнее задание будет способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления для заседания ШМО: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий».

Цель – определить условия, при которых домашнее задание будет способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников.

Задачи:

1) раскрыть сущность понятия «учебная мотивация»;

2) выявить мотивы, лежащие в основе учебной деятельности младших школьников;

3) рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в младшем школьном возрасте;

4) раскрыть влияние использования различных приемов задания домашней работы на формирование мотивации;

5) узнать требования и рекомендации к организации работы над домашними заданиями.

План выступления:

1) вступление (актуальность темы);

2) понятие учебной мотивации и ее виды;

3) особенности формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте;

4) домашнее задание как средство формирования учебной мотивации младших школьников;

5) заключение.

Формирование учебной мотивации младших школьников

через систему домашних заданий

Формирование мотивации учения - одна из центральных проблем всех учителей нашей необъятной страны. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

В настоящее время перед школой стоит задача повышения качества знаний и умений школьников, подготовка их к самостоятельной трудовой и познавательной деятельности. В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно она призвана, не только обеспечить усвоение школьниками определённой суммы знаний, умений, сформировать у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью и способствовать развитию учебной мотивации.

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель, но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Учебная деятельность является поли мотивированной, так как активность обучаемого имеет разные источники. М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации:

●        внутренние — познавательные и социальные потребности;

●        внешние — определяются условиями жизнедеятельности учащегося;

●        личные — интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы.

Специфика учебной мотивации у детей младшего школьного возраста имеет тесную связь с особенностями психолого-педагогической характеристики младшего школьника.

Для начала обучения в школе и нередко становятся доминирующими мотивами учения являются мотивы достижения успеха и получения высокой оценки.

Младшие школьники с мотивом достижения успеха ориентированы на позитивные цели и стремятся к их реализации. Учебная деятельность вызывает у них положительные эмоции. Данный мотив проявляется в желании хорошо, правильно выполнять задания, для нужного результата.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи. Учебная деятельность этих детей связана с отрицательными эмоциями и не доставляет ученику удовольствия от выполняемых заданий. Любые сложности в учебе вызывают страх.

В младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться словесно – логическое отвлеченное мышление. На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности. Развитию мотивации способствует внедрение современных педагогических технологий обучения.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через использование заданий-путешествий, заданий-игр, заданий-викторин, заданий-исследований, сюжетных заданий, творческих заданий и т.д. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание овладевать знаниями.

Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться инструментом повышения учебной мотивации учеников. Эффективность домашней работы во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашнего задания.

Домашние задания могут быть индивидуальными, парными, дифференцированными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные, их можно выполнять самостоятельно и с родителями.

Учитель одновременно может задавать домашнее задание 3 уровней:

Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.

Третий уровень - творческое задание. Используется учителем или нет в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Любой из трех уровней домашней работы учитель может задавать массивом, т.е. предлагает большое количество упражнений, вопросов, задач, из которых ученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или не менее определенного количества. Самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации.

Большой вклад может внести использование приема творческого домашнего задания. Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Ребятам интересно работать с тем материалом, который сделан их же сверстниками. И самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле.

Ученики любят мечтать и играть, разгадывать загадки и т.д. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку. Развивать и сохранять учебную мотивацию  школьников можно, используя занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания.

Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

Задание следует давать только после того, как у детей сформируются первоначальные умения и навыки. Не следует также давать задания перед выходными и праздничными днями. Домашние задания младшим школьникам следует давать систематически. Иначе они привыкают к непоследовательности учителя, огорчаются, если, допустим, сегодня получают домашнее задание, и радуются, если заданий не дают. Если учитель считает целесообразным не перегружать в данный день домашней учебной работой, то лучше дать легко выполнимое задание.

Объём домашнего задания по всем предметам должен исходить из определённых норм времени на их выполнение: во втором классе - до 1,5 часов; в третьем - четвёртом классах - до 2 часов.  Для более трудных заданий нужно предусмотреть резерв времени. Логика домашних заданий должна быть более проста и доступна, чем система объяснения в классе. В начальных классах особенно важно, чтобы домашние задания вызывали интерес, включали элементы занимательности, смекалки, игры.

Задание даётся при наличии полного внимания учащихся, без спешки, в спокойной обстановке. Сообщать его нужно обязательно до звонка, четко и ясно с записью на классной доске и в школьные дневники. Для учащихся младших классов важно указывать порядок выполнения задании. Если задавание уроков  учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.

Таким образом, организация домашней учебной работы - это часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Эффективность домашней работы во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашнего задания. Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В целях подтверждения теории о возможности повышения учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой учащимся начальной школы давались домашние задания по следующим приемам: прием «Задание массивом», прием «Творческого домашнего задания», прием «Необычная обычность».

Проведя анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы, была выявлена положительная динамика в процессе развития учебной мотивации. Следовательно, примененный комплекс домашних заданий по различным принципам, а также выполнение основных правил организации домашней работы, оказало влияние на формирование положительной учебной мотивации, что в свою очередь отразилось и на успешности в учебной деятельности.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Список использованных источников.

1.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

2.        ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;

3.        Братчикова Ю.В., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении // Современная педагогика. 2015. № 3, с. 67-71;

4.        Максимова Л. А., Андросова М. И. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. С. 1–5. URL: http://e-koncept.ru/2017/770097.htm.;

5.        Мосина Н.А., Казакова Т.В., Захарова Т.В, Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Мосина Н.А., Казакова Т.В., Захарова Т.В // Научное обозрение. Педагогические науки, Саратов: Академия естествознания, 2017, №6, с. 290-301;

6.        Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.

7.        Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2015. - 365 с.;

8.        Фабер А.,  Мазлиш Э., Как говорить с детьми, чтобы они учились/Фарбер А., Мазлиш Э. – М.: Эксмо, 2018, с. 288;

9.        Щукина Г.И., Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. - 144с

10.        Шахова, М.А. Организация домашней работы [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2015, с. 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.

Материал содержит формы и приёмы работы, организованной на уроках и внеклассной деятельности...

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Выступление на городском семинаре: "Педагогический вернисаж приёмов формирования учебной мотивации младших школьников"

Данное выступление было представлено на городском семинаре. Предсталенные приёмы обучения подтвердили эффективность и результативность формирования мотивации  школьников в практической деятельнос...

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации младших школьников.

Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам.Несмотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, ...

Презентация к выступлению по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"

Представленный материал содержит презентацию, разработанную для сопровождения выступления на заседании ШМО по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних з...