«Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии при составлении заключения на РПМПК» (презентация)
презентация к уроку

кострова ольга владимировна

При диагностики ребенка с оклонением первоочередной задачей педагога-психолога ПМПК - сделать обоснованный вывод о том:

  •  есть ли у ребенка личностный и когнитивный потенциал, чтобы овладеть вариантом образовательной программы, который рекомендуется в соответствии с клиническим диагнозом и потенциально может быть усвоен за счет уже имеющихся знаний, умений и навыков
  • и выделение первоочередных направлений психокоррекционных занятий в реализации АООП.

Психологическое обследование ребенка на ПМПК содержит следующее:

  •  Оценка поведения, характера деятельности, особенностей коммуникации, в том числе, специфики взаимодействия с взрослыми и другие подобные показатели, что осуществляется в процессе внешнего наблюдения;
  • . Собственно психологическое обследование. При этом на первый план выходят когнитивные показатели, поскольку, несмотря на то, что все основные специалисты ПМПК (в особенности, дефектологи) дают оценку уровню и специфике интеллектуального развития ребенка, педагог-психолог же обязан оценить в совокупности актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной деятельности
  • анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.),

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии при составлении заключения на РПМПК» Семинар-практикум для педагогов-психологов ГБОУ «Республиканский центр образования» Северобайкальск 2020г Составила педагог-психолог: Кострова Ольга Владимировна

Слайд 2

Организация деятельности педагога-психолога на ПМПК Первоочередная задача педагога-психолога ПМПК сделать обоснованный вывод о том: есть ли у ребенка личностный и когнитивный потенциал, чтобы овладеть вариантом образовательной программы выделение первоочередных направлений психокоррекционных занятий в реализации АООП

Слайд 3

Психологическое обследование ребенка на ПМПК Оценка поведения, характера деятельности, особенностей коммуникации обследуемого в процессе внешнего наблюдения; Психологическое обследование. Анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.),

Слайд 4

Психологическое обследование детей с ДЦП Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорномоторного и интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. При полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения.

Слайд 5

Особенности диагностики детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА ) До 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях. Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет. Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут

Слайд 6

При обследовании ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) Неходимо учитываться его психоэмоциональные особенности и потребности, поэтому серьезное внимание уделяется организации обследования. Необходимо позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дать возможность ему адаптироваться. Необходимо сопровождать инструкцию доступной наглядностью, по возможности, краткой и схематичной.

Слайд 7

Обследование детей с нарушением зрения контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60— 100 %. Предпочтительнее отрицательный контраст , так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания. В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона Требованиями к характеру стимульного материала :

Слайд 8

При обследовании детей с нарушением слуха большое значение придается наблюдениям за игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов этого наблюдения с другими данными обследования . Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. служит основанием для ошибочного заключения.

Слайд 9

При обследовании ребенка с возможными интеллектуальными нарушениями В содержание наблюдения входит: оценка эмоционального реагирования ребенка на ситуацию; способность и особенности вступления в контакт с незнакомыми взрослыми; особенности взаимодействия с ними (активность, длительность, интерес, способность к волевому усилию, возможность следовать словесной и (или) жестовой инструкции); предпочтения в выборе предлагаемого материала; двигательные особенности.

Слайд 10

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) Анализа медицинской и психолого-педагогической документации Метод наблюдения Оценка двигательных функций (психомоторики) Повторяй за мной и игра в мяч Коробка форм Пирамидка и мисочки Конструирование по образцу Повторение слов и предложений Вопросы по картинкам Мисочки (включение в ряд) (с 4 лет) Классификация по заданному принципу (с 4 лет) Рисунок человека Рисунок семьи (с 4 лет) Два дома (с 4 лет) Три желания и шапка-невидимка (с 4 лет)

Слайд 11

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) Анализа медицинской и психолого-педагогической документации Метод наблюдения Качественная оценка параметров психической деятельности (по И.А. Коробейникову ) Оценка двигательных функций (психомоторики) Составная доска Сегена Рисунок человека Скопируй точки Скопируй фразу Методика Пъерона - Рузера Запоминание двух групп слов Запоминание двух фраз Установление последовательности событий Рассказ по картинкам Самое непохожее Нелепицы Диагностика возможности использования схематизированного образа («Схематизация») (с 6 лет) Детская предметная классификация Методика «Исключение предметов» Цветные прогрессивные матрицы Равена Два дома Лестница Три желания и шапка-невидимка Эмоциональные лица Методика оценки мотивации речеговорения (СМ. Валявко ) Узнавание фигур (с 6 лет) Вербальный тест Керна-Йирасека (с 6 лет) Домик (с 6 лет) Опосредованное запоминание (с 6 лет) Классификация геометрических фигур (обучающий эксперимент по А.Я. Ивановой) (с 6 лет). Понимание логико-грамматических конструкций (с 6 лет) Угадай картинку (с 6 лет) Установление связей и отношений на вербальном материале (с 6 лет) Графический диктант (с 6 лет)

Слайд 12

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 7 до 11 лет) Анализ медицинской и психолого-педагогической документации Методика наблюдения Качественная оценка параметров психической деятельности (по И.А. Коробейникову ) Оценка двигательных функций (психомоторики) Зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер Нейропсихологические пробы Запоминание двух групп слов и фраз Запоминание места картинки (Т.В. Розанова) — для детей с нарушениями слуховой функции и плохо владеющих речью Узнавание фигур Таблицы Шульте Корректурные пробы Счет по Крепелину Повторение цифр Запоминание 10 слов Опосредованное запоминание Пиктограмма Методика «Кубики Кооса » или Треугольники Диагностика возможности использования схематизированного образа («Схематизация») Классификация геометрических фигур (обучающий эксперимент по А.Я.Ивановой) Свободная классификация (с 9 лет) Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена -Угадай картинку ( E.JI. Инденбаум ) -Последовательность событий Понимание рассказов со скрытым смыслом Понимание сложных речевых конструкций и квазипространственных отношений Понимание загадок, пословиц, метафор Определение понятий Сравнение понятий Исключение лишнего (картиночный вариант) Исключение лишнего (словесный вариант) (Л.И. Переслени и соавт .) Простые аналогии (Л.И. Переслени и соавт .) Существенные признаки (Л.И. Переслени и соавт .) Методика половозрастной идентификации (Н.Л. Белопольская) Тест Рука, Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Методика «Эмоциональные лица» - CAT ( детский апперцептивный тест) Проективно-графические методики (Рисунок человека, Дом-дерево-человек, Рисунок семьи, Несуществующее животное) - Методика оценки школьной мотивации (Н.Г. Лусканова ) - Лестница и Цветовой тест отношений (на основе МЦВ)

Слайд 13

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми подросткового возраста (от 11 до 18 лет) - Качественная оценка параметров психической деятельности - Таблицы Шульте - Красно-черная таблица - Корректурные пробы - Счет по Крепелину - Шифровка - Отсчитывание - Оценка двигательных функций (психомоторики) - Зрительно-моторный гешталът-тест Л.Бендер - Нейропсихологические пробы - Повторение цифр - Запоминание 10 слов - Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву) - Пиктограмма - Методика «Кубики Кооса » или Треугольники - Свободная классификация (Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский ) - Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (с 12 лет) - Простые аналогии (С .Я. Рубинштейн) - Сравнение понятий (С.Я. Рубинштейн) - Понимание пословиц и метафор (С.Я. Рубинштейн) - Понимание рассказов со скрытым смыслом - КОТ (краткий отборочный тест - адаптация теста Вандерлика ) (с 13 лет) Тест Рука - Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) - Опросник Басса-Дарки - Опросник школьной тревожности Филлипса (до 12 лет) ПДО ( патохарактерологический диагностический опросник) (А.Е. Личко ) Опросник Леонгарда-Шмишека Опросник мини-мулът (с 15 лет) Методика исследования уровня притязаний Методика изучения самооценки ( Дембо-Рубинштейн ) Фильм-тест Р.Жиля Тест С. Розенцвейга (детский и взрослый варианты). МЦВ и ЦТО Проективно-графические методики ТАТ Тест Роршаха Тест Сонди

Слайд 14

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка: Умение дать сведения о себе и своей семье, сведения о личном отношении к школе, знания и представления об окружающем мире. Кругозор : запас представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, его полнота- ограниченность и др. (ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПИРОВАННОСТИ (школьный возраст, дети, воспитывающиеся в семье)Е.Л. Инденбаум )

Слайд 15

Особенности памяти: уровень и характер непроизвольного и произвольного запоминания, механического и смыслового запоминания, прочность запоминания, его объем, легкость воспроизведения и др. М.М. и Н.Я. Семаго, методики «Запоминание двух групп слов», «Запоминание двух фраз», методика «Заучивание 10 слов» (методика А.Р. Лурия )

Слайд 16

Особенности внимания : степень развития непроизвольного и произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению (для школьников). методика исследования объема внимания (Богданова Т.Г., Т.В. Корнилова); исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона);

Слайд 17

Развитие речи : составление рассказа по серии сюжетных картинок, а также проверка степени понимания рассказов со скрытым смыслом, пословиц, метафор, заданий, требующих установления связей, отношений, закономерностей и вербального обоснования испытуемым своих умозаключений.

Слайд 18

Особенности мышления: Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет Амтхауэр . В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра . Цель: используется для исследования структуры умственных способностей. Содержание субтестов : 1 Дополнение предложений — способность формулировать суждения. 2. Выбор слова — проверка чувства языка, понимание значения слова. 3. Аналогии — комбинаторные способности, подвижность и переключаемость мышления. 4. Обобщение — способность к формированию понятий. 5. Числовые ряды — теоретическое математическое мышление. 6. Память — исследование кратковременной памяти, умение работать с формальными признаками и смысловыми признаками, сохраняемыми в памяти. 7. Фигурки — способность к пространственному воображению, конструктивные способности. 8. Кубики — способность к объемно–геометрическому анализу. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами. 6-7 лет — до момента поступления в 1-й класс и начало 1-го класса. 7-8 лет — конец обучения в 1-м классе. 8-9 лет — 2-й класс. 9-10 лет — 3-й класс. 10-11 лет — 4-й класс. 11-12 лет — 5-й класс. 9-12 лет — невербальная часть теста.

Слайд 19

Характеристики умственной работоспособности: Диагностика НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е. П. ИЛЬИНА (ТЕППИНГ-ТЕСТ). На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в друго й.

Слайд 20

Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой В целом методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, определят его потенциальную способность к овладению новыми знаниями с помощью взрослого. На этапе предварительной ориентировки оценивается личностный компонент умственной деятельности ребенка: заинтересованность и проявление активности при выполнении незнакомого задания. На основном этапе работы оценивается восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора при решении трудной задачи, усвоении нового материала. На этапе решения аналогичных задач выявляется такой показатель умственной деятельности, как логический перенос (в словесной форме).

Слайд 21

Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности. какая мотивация (игровая, соревновательная и пр.) способствует повышению результативности; какова « фрустрационная устойчивость» ребенка, т.е. как он реагирует на действительную или мнимую неудачу; насколько сформированы возможности саморегуляции (на основе оценки планирования деятельности, контроля ее успешности, способности преодолевать утомление, вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения и т.п.);

Слайд 22

Особенности эмоционально-личностной сферы: имеется нарушение социального взаимодействия преобладающее настроение: нейтральное, без эмоций; отношение к успеху и неудаче: не сформировано ввиду эмоциональной и мотивационной незрелости; наличие неадекватных проявлений (аффекты, депрессии, истерики): присутствуют; отношение к трудностям: не сформировано; упрямство: проявляется редко; уровень эмпатии: не сформирован; ригидность: выше среднего уровня; тревожность: выше среднего уровня; агрессивность: средний уровень.

Слайд 23

Психолого-педагогические выводы и рекомендации установление степени соответствия/несоответствия уровня психического развития возрастной норме; стойкость нарушений познавательной деятельности; степень социопсихологической адаптированности ( дезадаптированности ); основные индивидуальные (индивидуально-типологические) особенности, требующие учета в организации психокоррекционной работы.

Слайд 24

Важно! Психологические данные необходимо дополнять результатами квалифицированного клинического обследования с обязательным анализом анамнестических, неврологических и психопатологических данных, без чего не может быть решен вопрос о наличии или отсутствия нарушений в психическом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания детей с отклонениями в развитии

Исследования особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Факты приведенные в работе показывают что дейст...

Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.

  Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ).    В коррекционной школе работа по развитию связн...

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии.

В соответствии с новыми образовательными стандартами школы позиционируют себя, как адаптивные. Модное слово инклюзия-«включение» становится все более актуальным, и это справедливо, так как,...

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфиче...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».

В работе  рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...

Диагностика на выявление отклонений в развитии ребенка

Диагностика на выявление отклонений в развитии ребенка...

Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии

Развитие навыкавыразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ- это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические уда...