Статья Основы педагогических коммуникаций
статья

Исауленко Ирина Витальевна

В статье рассматриваются организация педагогического процесса в форме общения учителя с учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pedagogicheskih_kommunikatsiy_v_svete_fgos.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Основы педагогических коммуникаций в свете ФГОС

Образование, не может состояться без опоры на культуру личности педагога. Важным  для реализации ФГОС становится коммуникативный аспект личностной культуры педагога. Успешная коммуникативная деятельность для достижения взаимопонимания способствует эффективности профессиональной деятельности педагога. Коммуникативная  культура педагога является совокупностью культурных норм, ценностей, умений и навыков, используемых в процессе коммуникации и способствующих ее эффективности. Коммуникативная культура учителя  включает в себя: способность к согласованию своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других, готовность к гибкому и тактичному взаимодействию с другим. Уровень развития коммуникативной культуры педагога проявляется в коммуникативной деятельности.

В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Учитель – это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является  человеком, организующим и направляющим весь учебно-воспитательный процесс.

На протяжении всех лет работы задавалась вопросом, как правильно построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат .В свете реализации ФГОС модель взаимодействия "учитель-ученик”, устарела и больше подходит: «человек-человек».

Многолетняя работа в школе и особенно работа по программам Занкова и «21век» помогла найти верный стиль общения со своими учениками.Это во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач.Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

-авторитарный (подавление);

-индифферентный (равнодушие);

-демократический (сотрудничество).

 В реальной действительности каждый педагог в практику своего взаимодействия с учащимися вносит элементы всех известных стилей, все-таки каждый из учителей знает о себе, какой стиль общения с детьми доминирует в его деятельности, и, следовательно, какая из образовательных технологий ему ближе. Поскольку именно педагог с его личными особенностями является  транслятором идей той технологии, которую он избрал для работы.

Мне ближе  демократический стиль, когда учитель находится в  тесном сотрудничестве с ребёнком. Важно, чтобы весь класс принимал активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. На уроках и во внеурочной деятельности опираюсь на ученический коллектив, поощряю самостоятельность у ребят. Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется,  учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости .Есть такое известное высказывание Л.В. Занкова "Ребенок - это тот же человек, только маленький".Важно построить так процесс обучения чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок часто провожу в форме дискуссии .Это помогает ответить на  проблемные вопросы, которые есть в  учебниках.. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право даже спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не наказывалось отметкой. Активность на уроке должна поощряться. Проблемы учащихся обсуждаем все вместе и при этом не навязываю свою точку зрения, а стараюсь убедить в  правильности, может быть и другой точки зрения. Всегда стараюсь понять учащихся. Бывают такие ситуации, когда нужно прибегнуть и к безоговорочному приказу, но это не является типичным. Главное: просьба, совет, информация. Принимаю ученика как равноправного партнера в общении, важного в совместном поиске знаний. При такой форме общения дети спокойны и у них чаще происходит правильная самооценка. Важно, чтобы не наблюдалось  преобладания одного человека над другим.  Дисциплинированное поведение-основа высокого уровня знаний, но выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее активную работу. Нужно, начиная с первого класса  разъяснять детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учить их управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания. Постепенно  работа в сотрудничестве вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха. Часто у ребят появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. Этот стиль требует больших психических затрат, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.  В то же время каждый ребёнок хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Учащийся, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья учащихся. Именно хорошее здоровье учащихся может обеспечить успешность обучения, увеличивается работоспособность психической активности учащегося.

Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие. Визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Важно стремиться держать в поле зрения всех учеников.

 Доказано, что правильный стиль общения, которого придерживается учитель, определяет меру успешности ребенка в учебной деятельности. Не подлежит сомнению, что наиболее и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Основы воспитания будущих родителей закладываются через заботу о Зелёном друге"

Статья учителя начальных классов, высшей категории, руководителя группы "Юный эколог" МОУ "СОШ № 34 с УИП"  города Саратова  Ежовой Натальи Александровны  "Основы воспитания будущих род...

Эксперимент как основа педагогического исследования

         Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и измене...

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова. Мне  хочется напомнить старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы ...

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...

Статья "Средства альтернативной коммуникации для обучающихся с ОВЗ"

Статья о различных системах и средствах альтернативной (вспомогательной) коммуникации, позволяющих детям с проблемами в развитии освоить вербальные и невербальные средства общения....

Статья: "Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога"

В данной статье я рассуждаю о важности выстраивания грамотных отношений педагога с родителями...