Главные вкладки

    Система работы по формированию каллиграфического навыка письма
    опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

    Лариса Анатольевна Барановская

    Применение системы работы для укрепления кисти руки младшего школьника, формирования и закрепления каллиграфических навыков письма

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система работы по формированию

    каллиграфического навыка письма.

    Каждый учитель начальных классов прилагает много усилий на формирование у учащихся навыков грамотного и  каллиграфического письма.  Вопрос в том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма? Там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. Я всегда стремлюсь через обучение письму формировать такие положительные качества, как аккуратность, целеустремлённость, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому человеку своим трудом. Работая над постановкой почерка, можно содействовать формированию характера. Красивое письмо – это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, неразборчивый почерк в какой – то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к людям. В школе я работаю 30 лет. И меня не покидает чувство неудовлетворённости всякий раз, когда некоторые мои ученики уходят в среднее звено школы, так и не овладев каллиграфическим навыком письма. А многие дети и вовсе забывают, как соединяются буквы.  Как будто и не было минуток чистописания, на которых и я, и ученики старательно выводили буквы, обращая особое внимание на элементы букв и их соединения. Как добиться наилучших результатов, вызвать у учащихся интерес к процессу письма, желание познать это явление? С этими и другими вопросами я решила обратиться к науке, чтобы там найти на них ответы. В трудах психологов, педагогов, методистов (Л.В. Занкова, В.В Давыдова, М.Р. Львова, Е.Н. Потаповой, В. А. Илюхиной) я почерпнула многое для совершенствования своей работы. В трудах советских психологов – Л. В. Выготского «Мышление и речь», П.Я. Гальперина « Теория поэтапного формирования умственной деятельности», Д.Б. Эльконина « Психология обучения младших школьников», итальянского психолога и педагога М. Монтессори « Дом ребёнка» я нашла некоторые вопросы на волнующие меня вопросы : как научить детей писать грамотно и каллиграфически правильно. В книге Л.В. Выготского «Мышление и речь» сказано, что « понятие образуется, когда сформируются ощущения». После анализа всего прочитанного, понятие о букве я начала формировать у учеников через ощущения.

    Обучение письму условно делю на 3 этапа.

    Первый этап -развитие мускульной памяти.

    Второй этап- развитие тактильной памяти.

    Третий этап- закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Все этапы связаны между собой. Прописи для 1 класса сейчас включают оригинальные задания и упражнения, которые подготавливают руку ребёнка к письму, формируют хороший почерк на основе многочисленных образов. Работая в прописях, первоклассники  не только пишут, рисуют, штрихуют, но и учат словарные слова, узнают новое о языке, выполняют творческие задания. Тем самым отрабатываются все 3 этапа письма. Работая на первом этапе, особое место я отвожу такому виду работы, как штриховка. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев,но и кисть руки ребёнка.

    При этом развивается внутренняя и внешняя речь первоклассника, его логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Для штриховки можно использовать не только задания в прописях, но и трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных. Дети штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. В первую очередь я отрабатываю такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы.

    Цель второго этапа – это создание в памяти ребёнка образа заглавной буквы,  строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации, дети получают зрительную и слуховую информацию. У них развивается речь, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Для каждого ученика заготовлены 33 карточки тактильного восприятия (по количеству букв в алфавите) с буквами (заглавной и строчной). Двигая пальцем по контурам букв, ребёнок запоминает образы букв, их различия, элементы букв, направление письма.  Шероховатая поверхность буквы действует как раздражитель на нервные окончания указательного пальца.

    Цель третьего этапа – закрепить навыки, отработанные на первых двух этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретённые навыки: направление письма, написание буквы, её элементов. На этом этапе я использую листы- вкладыши, на которых написаны буквы, слоги. Дети подкладывают вкладыши под плёнку и обводят буквы, слоги, соблюдая при этом наклон букв и правильное направление письма. В результате выполнения перечисленных упражнений у детей хорошо развивается глазомер, безотрывное письмо, единый темп.

    Как исправить плохой почерк?

    У детей с плохим почерком слабая координация движений, медленная реакция на различные положения рук, а также быстрая мышечная усталость в связи  с большим объёмом письменной работы. Я включаю в свою работу для формирования красивого почерка серию упражнений для рук и пальцев. Приведу пример.

    Упражнение 1 . Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

    Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

    Упражнение 3. Дети зажимают ручку средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы. При этом следят, чтобы ручка не опускалась ниже большого пальца.

    Упражнение 4. На столе лежат 10-15 карандашей. Одной рукой надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному. Затем положить карандаши на стол, кладя их по одному.

    Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

    Упражнение 6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится подальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают её длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают её в правую руку. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Можно поставить локти на парту и вращать ручку в горизонтальной плоскости.

    Совершенствование каллиграфического навыка на уроках русского языка.

    Чистописание тесно связано с содержанием занятий по русскому языку. Ежедневно на каждом уроке русского языка по 6-8 минут провожу занятия по чистописанию. Основная цель – формирование у учащихся твёрдого почерка. Красивое, правильное, быстрое письмо достигается систематическими многократными упражнениями. Объём каждого занятия по чистописанию – 4 строки.

    На 1 строке дети пишут буквы по группам в сочетании с элементами, способствующими выработке ритмичности и устойчивости почерка.

    На 2 строке выполняют упражнения в правильном соединении изучаемой буквы с последующей.

    На 3 строке выписывают слова из словаря в изученными буквами. Можно минутку чистописания связать с уроками  литературного чтения. И тогда на 3 строке записать Ф.И.О. автора какого- либо произведения.

    На 4 строке записывается предложение.

    Пальчиковая гимнастика.

     Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе таких игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своим движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях : вправо, влево, вверх, вниз…Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для для других стишков и песен. На своих уроках я обычно применяю такие «пальчиковые игры»: « Знакомство с пальчиками», «Моя семья», « Прятки»,

    «Сорока», « Идёт коза рогатая», « На лужок», « Поиграем в пальчики», «Пальчик – мальчик», « Четыре братца», « Улей», « Черепаха», « Оладушки», « Вышли пальчики гулять», « Замок», « Капустка», «Пять пальцев», «Дружба», « Цветки», « Сидит белка на тележке» и так далее.

    Графические упражнения.

    Кроме пальчиковой гимнастики существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом. Самым простым и доступным видом является раскрашивание. Для этого можно использовать  в работе альбомы для раскрашивания. Здесь необходимо обращать внимание на правильность выполнения этого вида деятельности :раскрашено должно быть ровно, аккуратно, в одном направлении, не выходя за контуры рисунка.

    Следующим видом деятельности, способствующим подготовке руки ребенка, является рисование. В процессе рисования у детей развивается творчество, углубляется положительное эмоциональное отношение к этому виду деятельности  и  формируются  элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование каллиграфических навыков на уроках письма»

                 Каллиграфия  –  это  искусство  писать  чётким,   красивым   почерком. Заглядывая в тетради  уч...

    Квалификационная работа Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности. Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении по образовательной программе « Школа 2100».

    Квалификационная работа: Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности.Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении п...

    ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )

    ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...

    Система работы по формированию каллиграфического письма

    Система работы по формированию каллиграфического письма...

    Модульное описание педагогического опыта на тему "Формирование каллиграфического навыка письма"

        Статья с презентацией на тему "Формирование каллиграфического навыка письма" познакомит с апробированным модульным описанием педагогического опыта обучению каллиграфичес...

    Доклад на родительском собрании "Формирование каллиграфических навыков письма"

    В докладе раскрываются методические приёмы формирования каллиграфических навыков у младших школьников ....