Статья "Секреты эффективного урок "
статья

Кривоногова Наталья Николаевна

 

Секреты эффективного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Секреты эффективного урока25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н. Кривоногова, Р.В. Никитина,

учителя начальных классов

 МБОУ СШ №81 им. Героя Советского Союза

генерала Д.М.Карбышева

Секреты эффективного урока

    Каким должен быть эффективный урок? По нашему мнению, эффективный урок - это актуальный, нужный, востребованный урок, который должен учить детей добывать знания, решать поставленные задачи на уроке, иметь связь с жизнью, развивать навыки работать с источниками информации, активизировать познавательную активность. Урок, на котором не будет скучно как учителю, так и ученикам, на котором царит атмосфера взаимопонимания, доверия, уважения. На таком уроке ученики открыты и непосредственны, учитель увлечен своей работой, активен.

   Мы расскажем только  про некоторые современные педагогические технологии, которые  используем на своих уроках, благодаря которым повышается эффективность урока.

   Увеличение умственной нагрузки на уроках  заставляет задуматься над тем, как поддержать у учеников интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Поэтому мы постоянно находимся в поисках новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

   Возникновение интереса к уроку у значительного числа учеников зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

      В своей работе мы используем разнообразные виды работы для активизации учебной деятельности учащихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Расскажем о  приемах, которые  применяем  чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это - дидактическая игра; создание различных проблемных ситуаций; исследовательская работа (проекты).

   Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания на уроке. Игру не надо  путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть, как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной свези другими видами учебной работы.

    Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверки результатов обучения, выработки навыков, формирования умений.

    В этой же связи различают дидактические игры:

  • обучающие игры, учащиеся, участвуя в них, приобретают новые знания, умения, навыки. Например, «Построим дом». Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.
  • контролирующие будут игры, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Например, «Заглавная или строчная». В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.
  • обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению меж предметных связей.  Например, «Сочини стихотворение» Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.

        Проблемные методы обучения – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Методы постановки учебной проблемы

Побуждение к осознанию противоречия

- Что вас удивило?

- Что интересного заметили? - Какие факты налицо?

- Вопрос был один? А сколько мнений? Или задание было одно? А как его выполнили?

- Почему так получилось? Чего мы не знаем?

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

    Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.  Другими словами, если раньше ребенок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

   Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов  принадлежит сегодня методу проектов.

   Уже в первом классе мы начали выполнять простейшие проекты. Такие, например, « Моя школа» ,« Моя семья» «Космос», и другие.

   Кроме этого урок должен быть интерактивным, с применением ИКТ. Также необходимо помнить о здоровьесбережении. Это динамические, релаксационные паузы.

   Эта статья познакомит учителей начальной школы с тем, как сделать урок эффективным. Доступная форма подачи школьного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и тяжелый материал учебника.

Список литературы:

1. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит» 2003г.

2.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва,2003год.

3.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.

4.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.

5.Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч.3. – М.: АПКиППРО, 2005.

Интернет-ресурсы:

1.https://www.google.ru

2.http://pedportal.net (материал Буркиной Л.В.)

3.http://wap.eidos.borda.ru/

4.http://nsportal.ru

5.http://standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм

          Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладет...

Повышение эффективности уроков путем организации групповой формы работы.

Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, внимательно относиться к товарищам, прислушиваться к его мнению, формирует такое качество как ответственность за общ...

Пути повышения эффективности уроков чтения

Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...

Пути повышения эффективности уроков чтения

Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...

«Учебные игры как средство повышения эффективности уроков»

Игра оставаясь отдыхом и развлечением перерастает в обучение, творчество. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебного материала. Сегодняшние дети по своей...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке....

Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...