Статья "Технология критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО".
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Султанова Светлана Владимировна

В статье раскрыта технология критического мышления на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Султанова Светлана Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ Кактолгинская СОШ

«Использование технологии критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

«Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Эммануил Кант.

 Начальная  школа – это новый этап в жизни ребёнка.

Содержание и формы организации учебной деятельности формируют определённый тип мышления младшего школьника. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. И новые стандарты, и технология развития критического мышления акцентируют внимание на личностно - ориентированном обучении.       Современные дети отличаются, в первую очередь, своей информированностью. Если раньше школа была основным источником информации, то сегодня СМИ оказываются значимым фактором формирования картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции в получении новых  знаний – несомненное преимущество современных детей. Роль учителя научить школьника,  как нужно поступать с полученной информацией, как её понимать и фильтровать. Таким методическим инструментом в руках педагога является технология критического мышления. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж. Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Технология критического мышления стала известна в России с 1997г. Проект реализуется более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Новгороде, Новосибирске. С 2000г. проект в России развивается самостоятельно. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.

Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и  рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.

Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова.

Второй задачей, которая решается на стадии вызова, является задача активизации учеников. Нередко некоторые школьники на занятиях не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

 Стадия рефлексии.

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления отмечает: «Рефлексия - особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление  информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен», формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле, анализ всего процесса изучения материала. Обязательно на этапе рефлексии происходит возврат к сформулированным задачам и анализ того, что удалось сделать и что нет, проговариваем причины удач и неудач. Постепенно дети сами научаются говорить, над чем им нужно еще поработать (что конкретно сделать). 

Каждый этап имеет свои приёмы и методы.

Первая стадия – вызов.

Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).

 Некоторые приемы стадии «Вызова»: « Групповая дискуссия», «Кластер», «Корзина идей», «Круги по воде», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.

Игра «Верные и неверные утверждения»

Правила игры:

1.​ У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2.​ Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

3.​ Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Урок окружающего мира, 3 класс. Тема: «Как трудились крестьянские дети».

1. Верите ли вы, что крестьянские дети начинали трудиться рано?

2. Верите ли вы, что в 12 лет мальчик умел ездить верхом на лошади?

3.Верите ли вы, что крестьяне не наблюдали за погодой, чтобы успешно вести хозяйство?

4. Верите ли вы, что рожь была главной кормилицей сельского жителя?

5. Верите ли вы, что, если в семье рождалась девочка, то ей дарили игрушечную прялку?


"Дерево предсказаний"

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема. Ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

2 стадия – Осмысление.

Приемы, которые используются мной в работе на стадии осмысления:

-«Инсерт» (чтение с пометками);

- «Сводная таблица»;

- «Таблица толстых и тонких вопросов».

 Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

На стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

v (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;

- (минус) – помечается то, что противоречит их представлению;

+ (плюс) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? (вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Далее, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

                        Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

                      ?

              ?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

  Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

 И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.

Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...

«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО....

Основы воспитательной работы, как одно из условий реализации требований ФГОС

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использов...

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС.При помощи инновационных достижений можно решить следующие проблемы: 1. Способст...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

Актуальность проблемы подтверждается тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением де...