Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
статья (2 класс) на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

                 С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Основным объектом, содержательной и критериальной базы итоговой оценки выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (критерии оценки).

Нулевой уровень - не достигнут даже необходимый уровень.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Система оценки достижения планируемых результатов:

  • обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;
  • ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и формирование УУД;
  • позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;
  • обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую осуществлять управление образовательным процессом;
  • предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения: за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

Я остановлюсь на оценке предметных результатов, т.е. результатов, планируемых по отдельным предметам.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания,дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с предметным содержанием на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, отражающих опорную систему знаний данного учебного курса.

В системе оценивания используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, на итоговую отметку детей не влияет.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

  • стартовая диагностика,
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,
  • итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторингаобщей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки ихпредметной готовности к изучению данного курса. В ходе мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе отслеживаются уровень развития осведомленности, кратковременной памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики руки, сформированность школьной мотивации. Показатели «предметной»готовности первоклассников к изучению данного курса основываются напоказателях ожидаемой подготовки первоклассников. Предметная стартовая диагностика проводится с целью:

  • выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
  • выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов заношу в таблицы требований.

Примерный перечень умений и навыков по отдельным предметам.


Математика

1

Счет объектов до 10

2

Положение объекта в последовательности в пределах 5

3

Счет в прямом и в обратном порядке от 1 до 10

4

Знание цифр и соотнесение их с количеством предметов

5

Сравнение реальных объектов по признакам: цвет, размер, форма, количество

6

Знание геометрических фигур

7

Ориентация в пространстве: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п.

8

Чтение пиктограммы и сравнение данных (в пределах 5)

Русский язык и чтение

1

Причинно-следственные связи и составление рассказа

2

Правильное произношение звуков

3

Построение предложений: простые, сложные; распространенные, нераспространенные

4

Отличать звуки в начале и в конце слов

5

Различать гласные и согласные звуки

6

Знание букв

7

Умение читать: по слогам, целыми словами, беглое чтение

Окружающий мир

1

Уровень осведомленности об окружающем мире

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Это

  • устный опрос,
  • письменная самостоятельная работа,
  • диктанты,
  • контрольное списывание,
  • тестовые задания,
  • графическая работа,
  • сообщение,
  • изложение,
  • творческая работа,
  • контроль техники чтения.

Тематический контроль по четырём основным предметам авторы учебного комплекта предлагают проводить в специальных тетрадях на печатной основе, в которых даны рекомендации по оцениванию. Для оценки результатов применяю принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов всем участникам образовательного процесса. Оценку «5» получит ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем. Результаты отмечаю в таблицах требований (Приложение 2).

Кроме этого практикую ведение листов индивидуальных достижений по математике, русскому языку, литературному чтению, (Приложение 3), которые заполняются после выполнения проверочных и контрольных работ и имеют следующую структуру:

Лист индивидуальных достижений

ФИ ___________________ Предмет________________________

Класс________________________ Учитель________________________

Формируемые навыки и умения

Лента времени

+ сформированы

+ формируются

- не сформированы

Особое внимание уделяю отслеживанию навыков, связанных с читательской деятельностью. «Чтение» - это тот предмет, посредством которого ученик будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам. Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения способов чтения и понимания прочитанного, то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением. После окончания начальной школы ученик должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Для оценки результатов читательской деятельности предъявляю пять критериев оценки:

  • темп чтения,
  • безошибочность чтения,
  • выразительность чтения,
  • определение темы, главной мысли текста,
  • понимание смысла прочитанного: в 1 – 2 классах – ответы на вопросы, в 3 – 4 классах – умение задавать вопросы по тексту.

Для тренировки темпа чтения использую компьютерную программу Зубрина Сергея Викторовича, которая позволяет определить не скорость чтения за минуту, а среднюю скорость прочтения текста.

На уроках окружающего мира для проверки знаний и сформированности тех или иных умений часто использую устную презентацию с использованием ИКТ. Критерии оценки представлены в листе наблюдений:

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

Оценка устной презентации

  • наглядно передает содержание и структуру сообщения

  • выбирает доступное содержание

  • выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения

  • привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона

  • использует специальные слова и выражения

  • использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь


Важно помнить, что оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки ученика. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции (Приложение 4). Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ученику сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

С этой целью, например, в тетрадях по русскому языку постепенно, начиная с 1 класса, ввожу условные знаки для обозначения орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Условное обозначение

Вид ошибки

/

орфографическая ошибка

пунктуационная ошибка

w

логопедическая ошибка

Г

нарушение границы предложения (Ёж фыркнул.И убежал.)

Z

красная строка (нет отступа)

H

речевой недочет (неудачный выбор слова)

П

Повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)

1,2,3 …

Нарушение порядка слов в предложении

Такая работа приучает ученика к самоанализу, отрабатывает алгоритм работы над ошибками (по памятке), что повышает её результативность.

Для отработки и оценивания умений, развития самооценки ученика использую тренажеры Т.Л.Мишакиной. Особенно нравится тренажер по формированию УУД, т.к. интегральный характер тестирования позволяет определить, по какому предмету можно выставить оценку за наиболее успешное выполнение отдельного задания. Таблица, данная в начале тетради, позволяет фиксировать уровень сформированности УУД, а совместное оценивание работы способствует становлению навыка самоконтроля и самооценки, организации последующей работы над ошибками.

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. Итоговая аттестация проводится в форме

  • диагностическая контрольная работа,
  • диктанты, изложение,
  • контроль техники чтения.

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика:

  • участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
  • активность в проектах и в исследовательской работе,
  • творческий отчёт.

Сведения по внеурочной деятельности ученика также заношу в таблицы.

В ходе итоговой аттестации использую новые формы и методы оценки - метапредметные диагностические работы (Приложение 5). Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе не сплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Она состоит из двух частей – основной и дополнительной. В основной части работы задания направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Отдельно хочу остановиться на оценке достижений учеников в первый год обученияпри безотметочном оценивании. В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи. Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важнонаучить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

Результаты детей можно оценивать с помощью:

  • волшебных линеечек,
  • оценочной лесенки,
  • словесной оценки,
  • светофора.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

Оценочная лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

При безозотмечном оценивании необходимо помнить о правилах оценочной безопасности.

  1. Не скупимся на похвалу.
  2. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
  3. «На ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
  5. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
  7. Не высмеиваем, а шутим по-доброму.
  8. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

И в заключение, что дает мне как педагогу новая система оценки. Она позволяет вовлечь в оценочную деятельность как обучающихся, так и родителей. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Всё это позволяет снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; выявить какой предмет ребенку интереснее других.

В ходе анализа результатов можно определить:

  • Какой предмет ребёнку интереснее других;
  • Каково качество усвоения отдельных тем;
  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника реализует и важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Эта работа очень трудоемкая и кропотливая, но она даёт учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения; позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём, гораздо более информативную, чем традиционные отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника  как инструмента реализации требований ФГОС НОО...

Доклад ШМО на тему: "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО"

Самооценка - это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающихся....

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...

Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО

Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" по спортивно-оздоровительному направлению с 2017 по 2021 годам...

Проектная работа на тему: «Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»

Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов на бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается.Прежде всего, оценка д...

Выступление "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО."

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО....