Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО
рабочая программа на тему

Морозова Оксана Михайловна

Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" по спортивно-оздоровительному направлению с 2017 по 2021 годам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_.docx118.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Здоровячок»

 

                                           

     СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

3

  1. Введение

3

  1. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности                              

4-6

  1. Особенности программы                                                                              

6-7

  1. Место курса в учебном плане

8

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

8-10

  1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

10-11

  1. Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения  программы   внеурочной деятельности  

11

  1. Учебный план

  1. Учебный план первый год обучения

12-16

  1. Календарно-тематическое планирование 1 класс

16-17

  1. Учебный план второй год обучения

18-22

  1. Календарно-тематическое планирование 2 класс

23-24

  1. Учебный план третий год обучения

24-29

  1. Календарно-тематическое планирование 3 класс

29-30

  1. Учебный план четвёртый год обучения

31-32

  1. Календарно-тематическое планирование 4 класс

33-34

      4.     Литература

35


  1. Пояснительная записка

  Рабочая программа курса «Здоровячок» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации
  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
  4. Фундаментального ядра содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., «Просвещение», 2011
  5. Примерной и авторской программы  Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко
  6. Примерного учебного плана ОУ
  7. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 50
  8. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 50

                                         1.1.  Введение

            Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.  

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.  

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.  

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Здоровячок».

  1. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению

внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. 

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:

представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  1. Обучение:

    осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и   укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ « СОШ №50», что подтверждено текстом далее.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.

Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность,  применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно Программы развития ОУ.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

  1.  Особенности программы

 Данная  программа строится на принципах: 

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. 

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

опыты;

игра.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения  1час в неделю, 4 часа в месяц.

2-й год обучения  1 час в неделю, 4 часа в месяц.

3-й год обучения  1час в неделю, 4часа в месяц.

4-й год обучения  1час в неделю, 4 часа в месяц.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

организация подвижных игр;

проведение опытов;

выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

  1.  Место курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. 

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок»  является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

  1.  Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» обучающиеся должны знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление  здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

  1.  Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

                              3.     УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3.1 Учебный план первый год обучения (33 ЧАСА)

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

1

Введение

1

1

-

2

Дружи с водой

2

1

1

3

Забота о глазах

1

-

1

4

Уход за ушами

1

-

1

5

Уход за зубами

3

1

2

6

Уход за руками и ногами

1

-

1

7

Забота о коже

3

1

2

8

Как следует питаться

2

1

1

9

Как сделать сон полезным

1

1

-

10

Настроение в школе

1

-

1

11

Настроение после школы

1

-

1

12

Поведение в школе

2

-

2

13

Вредные привычки

2

1

1

14

Мышцы, кости и суставы

2

1

1

15

Как закаляться. Обтирание и обливание

1

1

-

16

Как правильно вести себя на воде

1

1

-

17

Народные игры

1

-

1

18

Мой первый проект «Дневник здоровья»

3

-

3

19

Подвижные игры

2

-

2

20

Итоговое занятие

2

1

1

Итого  

33

11

22

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. Введение

Давайте познакомимся. (1 час)

Знакомство учителя с классом. Здоровье. Способности здорового и больного человека. Как сберечь здоровье (советы одноклассников).

2. Дружи с водой

Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по теме. Стихотворение «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Анализ игровой ситуации.

Друзья Вода и Мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Беседа по теме. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игровая ситуация. Творческая работа.

3. Забота о глазах

Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз». Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Если вы носите очки.

4. Уход за ушами

Чтобы уши слышали. (1час)

Беседа по теме. Проведение опытов. Это интересно! Оздоровительная минутка.  Правила сохранения слуха.

5. Уход за зубами

Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Беседа по теме. Анализ ситуации.  Упражнение «Держи осанку». Знакомство с доктором Зубом. Творческое рисование «Зуб-Замок». 

Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа по теме. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа «Чистка зубов». Разучивание стихотворение. Найди правильный ответ.

Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Беседа по теме. Практическое занятие. Оздоровительная минутка. Повторение пройденного. Памятка «Это полезно помнить!» (Как сохранить зубы). Творческая работа.

6. Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека. (1час)

Беседа по теме. Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?». Памятка «Как сберечь ноги». Памятка  «Это полезно знать!». Уход за ногтями

7. Забота о коже

Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадай-ка». Проведение опытов. Рассказ учителя «Это интересно!» Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Надёжная защита организма. (1час)

Повторение пройденного. Беседа об органах чувств. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Моделирование схемы «Значение кожи». Рассказ учителя. Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях. Игра «Выбери правильный ответ».

Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

8. Как следует питаться

Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Беседа по теме. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации. Игра «Угадай-ка». Это интересно! Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Золотые правила питания. 

9. Как сделать сон полезным

Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

10.Настроение в школе

Как настроение? (1час)

Беседа по теме. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Упражнение «Азбука волшебных слов». Тест. Беседа о дружбе.

11. Настроение после школы

Я пришёл из школы. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

12. Поведение в школе

Я – ученик. (2 часа)

Оздоровительная минутка. Игра «Знаешь ли ты правила?». Оздоровительная минутка «Упражнения животных».  Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». «Запомни!» (правила поведения в школе).

13. Вредные привычки

Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.

14. Мышцы, кости и суставы

Скелет – наша опора. (1час) 

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно! Правила первой помощи.

Осанка – стройная спина! (1час)

Беседа по теме. Это интересно! Оздоровительная минутка. Нарушения осанки. Осанка – стройная спина. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

15.Как закаляться. Обтирание и обливание

Если хочешь быть здоров. (1час)

Беседа. Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Творческая работа. Шесть признаков здорового человека. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

16. Как правильно вести себя на воде

Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Беседа о различных состояниях воды. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловцов. 

17. Народные игры

Народные подвижные игры (1час)

Рассказ о народных подвижных играх. Разучивание игр «Городки», «Салки», «Русская лапта». 

18. Мой первый проект

Дневник здоровья. (3час)

Рисунки, загадки, пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни. 

19. Подвижные игры

Подвижные игры на свежем воздухе. (2час)

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. Разучивание подвижных игр «Море волнуется», «Гуси-лебеди», «Совушка», «Не пропусти мяч»,«Весёлая эстафета», «Космонавты» 

20. Итоговые занятия

Обобщающие занятия (2часа)

«Доктора здоровья» Беседа по теме. Игра «Здоровый человек-это…». Игра «Хорошо-плохо». Оздоровительная минутка. Работ с пословицами. Повторение правил здоровья. Памятка Здоровячка. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

Утренник «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

К концу первого  года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные правила гигиены;
  • правила  рационального питания;
  • основы  организации труда и отдыха;
  • способы управления своим поведением;
  • меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;
  • о пользе витаминов.

уметь:

  • применять на практике правила ухода за своим телом;
  • рационально организовывать своё рабочее время и досуг;
  • уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;

применять на практике меры предосторожности

  • при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде.

Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей в школе, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, опрос на занятиях

3.2    Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Введение

1

1

Давайте познакомимся

1

Дружи с водой

2

2

Советы доктора Воды

1

3

Друзья Вода и Мыло

1

Забота о глазах

1

4

Глаза – главные помощники человека

1

Уход за ушами

1

5

Чтобы уши слышали

1

Уход за зубами

3

6

Почему болят зубы

1

7

Чтобы зубы были здоровы

1

8

Как сохранить улыбку красивой

1

Уход за руками и ногами

1

9

«Рабочие инструменты человека»

1

Забота о коже 

3

10

Зачем человеку кожа

1

11

Надёжная защита организма

1

12

Если кожа повреждена

1

Как следует питаться

2

13

Питание – необходимое условие для жизни человека

1

14

Здоровая пища для всей семьи

1

Как сделать сон полезным

1

15

Сон – лучшее лекарство

1

Настроение в школе

1

16

Как настроение?

1

Настроение после школы

1

17

Я пришёл из школы

1

Поведение в школе

2

18-19

Я – ученик

2

Вредные привычки

2

20-21

Вредные привычки

2

Мышцы, кости и суставы

2

22

Скелет – наша опора

1

23

Осанка – стройная спина

1

Как закаляться. Обтирание и обливание

1

24

Если хочешь быть здоров. Как закаляться

1

Как правильно вести себя на воде

1

25

Правила безопасности на воде

1

Народные игры

1

26

Народные подвижные игры

1

Мой первый проект  «Дневник здоровья»

3

27-28

Оформление «Дневников здоровья»

2

29

Защита проектов

1

Подвижные игры

2

30-31

Подвижные игры на свежем воздухе

2

Итоговые занятия

2

32

Доктора природы (обобщение)

1

33

Утренник «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

1

Итого  

33

 

3.3 Учебный план второй год обучения  (34 ЧАСА)

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

1

Почему мы болеем          

3

1

2

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2

1

1

3

Кто нас лечит

1

1

4

Прививки от болезней

2

1

1

5

Что нужно знать о лекарствах

2

1

1

6

Как избежать отравлений

2

1

1

7

Безопасность при любой погоде

1

1

8

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2

1

1

9

Правила безопасного поведения на воде

1

1

10

Правила обращения с огнём

1

1

11

Как уберечься от поражения электрическим током

1

1

12

Травмы

1

1

13

Как защититься от насекомых

1

1

14

Предосторожности  при общении с животными

1

1

15

Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

1

1

16

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

2

1

1

17

Первая помощь при травмах

3

1

2

18

Первая помощь при попадании  инородных тел в глаз, ухо, нос

1

1

19

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

1

1

20

Сегодняшние заботы медицины

3

2

1

21

Итоговое занятие

1

1

Итого  

34

20

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Почему мы болеем

Причина болезни. (1час)

Вступительное слово учителя. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.

Признаки болезни. (1час)

Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Практикум «Как помочь больному». Беседа о профилактике болезней. Игра-соревнование «Кто вперёд»

Как здоровье? (1час)

Игра-соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье». Оздоровительная минутка.

 2. Кто и как предохраняет нас от болезней?

Как организм помогает себе сам? (1час)

Повторение причин болезни. Беседа по теме. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?».  Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

Здоровый образ жизни. (1час)

Что такое здоровый образ жизни. Анализ ситуации. Упражнение «Вставьте пропущенное слово». Оздоровительная минутка. 

3. Кто нас лечит

Какие врачи нас лечат. (1час)

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Валеологический самоанализ.

4. Прививки от болезней

Инфекционные болезни. (1час)

Игра-соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ стихотворения С. Михалкова «Поднялась температура…»

Прививки от болезней. (1час) 

Беседа по теме. Анализ стихотворения С. Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно-вредно». 

5. Что нужно знать о лекарствах

Какие лекарства мы выбираем? (1час)

Игра-соревнование «Кто больше знает?». Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ стихотворения С. Михалкова «Объявленье у дверей…».  

Домашняя аптечка. (1час)

Игра «Светофор здоровья». Беседа по теме. Анализ стихотворения С. Михалкова «Для больного человека…».  Практикум «В аптеке». Свод правил. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка.

6. Как избежать отравлений

Отравление лекарствами. (1час)

Беседа по теме. Игра-соревнование «Кто лучше знает?». Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Практикум «Помоги себе сам».

 Пищевые отравления. (1час)

Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто ответит правильно?». Признаки пищевого отравления. Практикум «Помоги себе сам».

7. Безопасность при любой погоде

Если солнечно и жарко, и если на улице дождь и гроза. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Правила поведения при грозе. Практикум «Помоги себе сам».

8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Опасность в нашем доме. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации. Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Как вести себя на улице. (1час)

Беседа по теме. Практикум «Пешеходный переход». Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасного поведения в транспорте.

9. Правила безопасного поведения на воде

Вода – наш друг. (1час)

Беседа по теме. Обсуждение стихотворения. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Правила купания в открытой воде.

10. Правила обращения с огнём.

Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)

Беседа по теме. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре. Практическая работа «Эвакуация при пожаре  в школе».

11. Как уберечься от поражения электрическим током.

Чем опасен электрический ток? (1час)

Беседа по теме. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Правила обращения с бытовыми электроприборами. Игра «Светофор здоровья».

 

12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Травмы. (1час)

Беседа по теме. Как оказать первую помощь. Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

13. Как защититься от насекомых.

Укусы насекомых (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций. Признаки аллергии. Практикум «Помоги себе сам». Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

14. Предосторожности  при общении с животными.

Что мы знаем о собаках и кошках? (1час)

Беседа по теме. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Практикум «Помоги себе сам». Первая помощь при укусах кошек и собак. Это интересно!

15. Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Отравление ядовитыми веществами. (1час) Игра-соревнование «Кто больше знает?». Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Признаки отравления ядовитыми веществами. Практикум «Помоги себе сам».

Отравление угарным газом. (1час)

Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Практикум «Помоги себе сам». Практическая работа: измерение  частоты пульса. Как оказать первую помощь.

16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)

Беседа по теме. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Практикум «Помоги себе сам». Игра «Светофор здоровья».

Как уберечься от мороза. (1 час)

Беседа по теме. Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Практикум «Помоги себе сам». Игра «Полезно-вредно». Как оказать первую помощь. Если ты обжёгся или обморозился.

 

17. Первая помощь при травмах

Растяжение связок и вывих костей. (1час)

Беседа по теме. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка.  Практикум «Помоги себе сам». Практическая работа: подготовка и наложение холодного компресса.

Переломы. (1час)

Беседа по теме. Практикум «Помоги себе сам». Оздоровительная минутка. Практическая работа: наложение шины.

Если ты ушибся или порезался. (1час)

Беседа по теме.  Анализ стихотворения С. Михалкова «Таня пальчик наколола…». Оздоровительная минутка.  Практикум «Помоги себе сам». Практическая работа: как правильно забинтовать рану.

18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

Если в глаз, ухо или нос попал посторонний предмет. (1час)

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка.  Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо.  Отгадывание кроссворда «Органы».

19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Укус змеи и первая помощь. (1час)

Беседа по теме. Это интересно! Признаки укуса змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда «скелет».

20. Сегодняшние заботы медицины

Расти здоровым. (1час)

Неизлечимые болезни века, работа учёных-медиков.  Оздоровительная минутка.  Беседа по теме. Как вырасти здоровым. Анализ рассказа В. Сухомлинского «Хорошо, что солнышко светит».

Воспитай себя. (1час)        

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.  Анализ ситуации.

Я выбираю движение. (1час)

Беседа по теме.  Динамический час. Заучивание слов. Подвижные игры на воздухе.    

21. Итоговое  занятие

Утренник «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». (1 час) 

К концу второго  года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные причины и признаки распространённых детских болезней;
  • названия  специальностей некоторых  врачей,  направления их работы;
  • значение прививок, лекарственных средств;
  • как избежать отравлений и как оказать первую помощь;
  • как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе,

травме, ушибе или порезе, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;

  • меры предосторожности при общении с животными.

уметь:

  • оказывать первую помощь в случае обморожения, теплового удара,

травмы, ушиба или пореза, попадания инородных тел в глаз, ухо, нос;

  • применять на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, на воде, с огнем, при общении с животными.

Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей в школе, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков

ЗОЖ, опрос на занятия.

3.4  Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема

К-во часов

Дата

Почему мы болеем          

3

1

Причина болезни

1

2

Признаки болезни

1

3

Как здоровье?

1

Кто и как предохраняет нас от болезней

2

4

Как организм помогает себе сам

1

5

Здоровый образ жизни

1

Кто нас лечит

1

6

Какие врачи нас лечат

1

Прививки от болезней

2

7

Инфекционные болезни

1

8

Прививки от болезней

1

Что нужно знать о лекарствах

2

9

Какие лекарства мы выбираем

1

10

Домашняя аптечка

1

Как избежать отравлений

2

11

Отравление лекарствами

1

12

Пищевые отравления

1

Безопасность при любой погоде

1

13

Если солнечно и жарко, и если на улице дождь и гроза

1

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2

14

Опасность в нашем доме

1

15

Как вести себя на улице

1

Правила безопасного поведения на воде

1

16

Вода – наш друг

1

Правила обращения с огнём

1

17

Чтобы огонь не причинил вреда

1

Как уберечься от поражения электрическим током

1

18

Чем опасен электрический ток

1

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

1

19

Травмы

1

Как защититься от насекомых

1

20

Укусы насекомых

1

Предосторожности  при общении с животными

1

21

Что мы знаем про собак и кошек

1

Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

22

Отравление ядовитыми веществами

1

23

Отравление угарным газом

1

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

2

24

Как помочь себе при тепловом ударе

1

25

Как уберечься от мороза

1

Первая помощь при травмах

3

26

Растяжение связок и вывих костей

1

27

Переломы

1

28

Если ты ушибся или порезался

1

Первая помощь при попадании  инородных тел в глаз, ухо, нос

1

29

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

1

30

Укусы змей

1

Сегодняшние заботы медицины

3

31

Расти здоровым

1

32

Воспитай себя

1

33

Я выбираю движение

1

Итоговое занятие

1

34

Утренник «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

1

Итого

34

3.6  Учебный план третий год обучения (34 ЧАСА)

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

1

Чего не надо бояться

1

1

-

2

Добрым быть приятнее, чем

злым, завистливым и жадным

2

1

1

3

Почему мы говорим неправду

2

1

1

4

Почему мы не слушаемся родителей

2

1

1

5

Надо уметь сдерживать себя

2

1

1

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

2

1

-

7

Как относиться к подаркам

2

1

1

8

Как следует относиться к наказаниям

1

1

-

9

Как нужно одеваться

1

1

-

10

Как вести себя с незнакомыми людьми

1

1

-

11

Как вести себя, если что-то болит

1

1

-

12

Как вести себя за столом

2

1

1

13

Как вести себя в гостях

1

1

-

14

Как вести себя в общественных местах

2

1

1

15

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

2

1

1

16

Что делать, если не хочется в школу

1

1

-

17

Чем заняться после школы

1

1

-

18

Как выбирать друзей

2

1

1

19

Как помочь родителям

1

1

-

20

Как помочь больным и беспомощным

2

2

1

21

Повторение

3

3

-

Итого  

34

24

10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Чего не надо бояться 

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным        

Учимся думать. (1час)

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».        

Спеши делать добро.(1час)

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

3. Почему мы говорим не правду  

 Поможет ли нам обман.(1час)

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.

 «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.

4. Почему мы не слушаемся родителей           

Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)

Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».  

5. Надо уметь сдерживать себя        

Все ли желания выполнимы.(1час)\

Беседа по теме. Анализ ситуаций в  стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.

Как воспитать в себе сдержанность.(1час)

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу

Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

7. Как относиться к подаркам

Я принимаю подарок.(1час)

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение».  Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».

Я дарю подарки.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и  стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ».  Составление памятки «Это полезно знать!».

8. Как следует относиться к наказаниям 

Наказание. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.

9. Как нужно одеваться  

Одежда. (1час)

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение  высказывания  А. П. Чехова.

10. Как вести себя с незнакомыми людьми

Ответственное поведение. (1час)

Беседа по теме.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

11. Как вести себя, когда что-то болит  

Боль. (1час)

Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

12. Как вести себя за столом 

Сервировка стола. (1час)

Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».

Правила поведения за столом. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «От знакомых уходя…»

13. Как вести себя в гостях

Ты идешь в гости . (1час)

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»

14. Как вести себя в общественных местах  

Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный  ответ».

Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».

15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки    

Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)

Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.

Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)

Беседа по теме. Игра «Телефон».  Составление  памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».

16. Что делать, если не хочется в школу    

Помоги себе сам. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение  и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

17. Чем заняться после школы  

Умей организовать свой досуг. (1час)

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации  в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

18.  Как выбрать друзей 

Что такое дружба. (1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Кто может считаться настоящим другом. (1час)

Беседа по теме. Чтение и анализ  отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери  «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»

19. Как помочь родителям 

Как доставить родителям радость. (1час)

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра  «Комплимент».

20. Как помочь больным и беспомощным  

Если кому-нибудь нужна твоя помощь. (1час)

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Спешите делать добро. (1час)

Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей  о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.

21. Повторение

Огонек здоровья. (1час)

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.  

Путешествие в страну здоровья. (1час)

Игра-путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.

Культура здорового образа жизни. (1час)

Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

3.7  Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ урока

Тема

К-во часов

Дата

Чего не надо бояться

1

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

1

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

2

Учимся думать

1

3

Спеши делать добро

1

Почему мы говорим не правду  

2

4

Поможет ли нам обман

1

5

«Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

1

Почему мы не слушаемся родителей  

2

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей

1

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

1

Надо уметь сдерживать себя

2

8

Все ли желания выполнимы

1

9

Как воспитать в себе сдержанность

1

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

2

10-11

Как отучить себя от вредных привычек

2

Как относиться к подаркам

2

12

Я принимаю подарок

1

13

Я дарю подарки  

1

Как следует относиться к наказаниям

1

14

Наказание

1

Как нужно одеваться  

1

15

Одежда

1

Как вести себя с незнакомыми людьми

1

16

Ответственное поведение

1

Как вести себя, когда что-то болит  

1

17

Боль

1

Как вести себя за столом

2

18

Сервировка стола

1

19

Правила поведения за столом

1

Как вести себя в гостях

1

20

Ты идёшь в гости

1

 Как вести себя в общественных местах  

2

21

Как вести себя в транспорте и на улице

1

22

Как вести себя в театре, кино, школе

1

«Нехорошие слова». Недобрые шутки    

2

23

Умеем ли мы вежливо общаться

1

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону

1

Что делать, если не хочется в школу    

1

25

Помоги себе сам

1

Чем заняться после школы  

1

26

Умей организовать свой досуг

1

Как выбрать друзей

2

27

Что такое дружба

1

28

Кто может считаться настоящим другом

1

Как помочь родителям

1

29

Как доставить родителям радость

1

Как помочь больным и беспомощным  

2

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

31

Спешите делать добро

1

Повторение

3

32

Огонёк здоровья

1

33

Путешествие в страну здоровья

1

34

Культура здорового образа жизни

1

Итого

34

3.8 Учебный план четвёртый год обучения (34 ЧАСА)

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

1

Наше здоровье

4

-

4

2

Как помочь сохранить себе здоровье

3

-

3

3

Что зависит от моего решения

2

-

2

4

Злой волшебник – табак.

1

-

1

5

Почему некоторые привычки называются вредными

5

-

5

6

Помоги себе сам

1

-

1

7

Злой волшебник алкоголь

3

-

3

8

Злой волшебник – наркотик

2

-

2

9

Мы – одна семья

2

-

2

10

Итоговые занятия

11

-

11

Итого  

34

24

10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Наше здоровье.

Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. (4часа)  

Практические занятия

Измерение частоты пульса. Игры «Давай поговорим», «Продолжи    предложение», «Твоё имя», «Кто больше». Оздоровительная минутка.

2. Как помочь сохранить себе здоровье.

Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. (3часа)

Практические занятия

Тренинг безопасного поведения. Игры «Почему это произошло?», «Назови возможные последствия событий». Динамический час.

3. Что зависит от моего решения.

Я  принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. (2час)

Практические занятия

Упражнение «Зеркало». Анализ стихотворения «Что красивей всего?» Б. Заходера. Игры « Что я знаю о себе», «Тёплые ладони», «Давай поговорим».

4. Злой волшебник табак.

Что мы знаем о курении. (1час)

Практические занятия

С. Михалков «Как Медведь трубку нашёл» (Инсценировка). Игры «Волшебный стул», «Да и Нет». Динамический час.

5. Почему некоторые привычки называются вредными.

Зависимость. Умей сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Я выбираю  спорт! (5часов)

Практические занятия

«Я умею выбирать» (тренинг безопасного поведения). Игры «Давай поговорим»,  «Что? Зачем? Как?», «Зеркало и обезьяна», «Продолжи предложение». Упражнение «Дерево».           

6. Помоги себе сам.

Беседа «Волевое поведение». (1час)

Практические занятия

Игры «Сокровища сердца», «Дерево решений». Динамический час.

7. Злой волшебник – алкоголь. 

Алкоголь – ошибка. Сделай свой выбор. (3часа)

Практические занятия

Анализ басни С. Михалкова «Непьющий воробей». Игры «Выбери ответ», «Список проблем»

8. Злой волшебник – наркотик.

Беседа «Наркотик – смерть». Наркотик – тренинг безопасного поведения. (2часа)

Практические занятия

Мой выбор (тренинг безопасного поведения). Игры «Пирамида», «Дерево решений». Просмотр видеофильма об алкоголизме и наркомании.

9. Мы – одна семья.

Мальчишки и девчонки. Моя семья. (2часа)

Практические занятия

Игры «Противоположность», «Давай поговорим». Выставка рисунков «Наш класс», «Моя семья». Праздник «Мама, папа, я -  спортивная семья».

10. Итоговые занятия

Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться? Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. Наше здоровье. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы. (11часов)

Практические занятия

«Откуда берутся грязнули?» (игра-путешествие). «День здоровья».

Урок-КВН «Наше здоровье». Совместный поход с родителями.  

3.9  Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ урока

Тема

К-во часов

Дата

Наше здоровье

4

1

Что такое здоровье?

1

2

Что такое эмоции?

1

3

Чувства и поступки.        

1

4

Стресс.

1

Как помочь сохранить себе здоровье

3

5

Учимся думать и действовать.

1

6

Учимся находить причину и последствия событий.

1

7

Умей выбирать.

1

Что зависит от моего решения

2

8

Я  принимаю решение.

1

9

Я отвечаю за своё решение.

1

Злой волшебник – табак

1

10

Что мы знаем о курении.

1

Почему некоторые привычки называются вредными

5

11

Зависимость.

1

12

Умей сказать НЕТ.

1

13

Как  сказать НЕТ.

1

14

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

1

15

Я выбираю – спорт!

1

Помоги себе сам

1

16

Волевое поведение.

1

Злой волшебник алкоголь

3

17

Алкоголь – ошибка.

1

18

Алкоголь – ошибка.

1

19

Сделай свой выбор.

1

Злой волшебник – наркотик

2

20

Наркотик – смерть

1

21

Наркотик – тренинг безопасного поведения

1

Мы – одна семья

2

22

Мальчишки и девчонки.

1

23

Моя семья.

1

Итоговые занятия

11

24

Дружба.

1

25

День здоровья.

1

26

Умеем ли мы правильно питаться?

1

27

Я выбираю кашу

1

28

Чистота и здоровье.

1

29

Откуда берутся грязнули.

1

30

Чистота и порядок.

1

31

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

32

Наше здоровье

1

33

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

1

34

Будьте здоровы

1

Итого

34

                      4.       Список литературы

  • Ветрова В. В. «Уроки психологического здоровья» Психология развития. – М.: Педагогическое общество России - 2000.
  • Дереклеевой Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 -5 классы» - М.: ВАКО. 2007. - / Мастерская учителя.
  • Жирова Т. М. «Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников». Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей / Волгоград: Панорама; Москва: Глобус,2007.
  • Ковалько В. И. «Школа физкультминуток»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО. 2009. - / Мастерская учителя.
  • Корнеева Е. Н. «Почему они такие разные? Характер и темперамент вашего ребёнка». Ярославль: Академия развития, Академия холдинг 2002.
  • Образцова Т. Н. «Подвижные игры для детей». - М.: ЛАДА Этрол. 2005.- / Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»
  • Образцова Т. Н. «Психолигические игры для детей». - М.: Этрол ЛАДА. 2005.- / Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»
  • Обуховой Л. А., Лемяскиной Н. А., Жиренко О. Е. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» 1 – 4 классы. - М.: ВАКО. 2008. - / Мастерская учителя.
  • Родионова В. А. и др. «Я и другие. Тренинги социальных навыков» тренинги социальных навыков для учащихся 1 – 11 классов – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг 2003.
  • Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5 – 8 лет» Федеральная программа книгоиздания России. – Ярославль: Академия развития 2002.
  • Феоктистова В. Ф. «Образовательные здоровьесберегающие технологии». – Волгоград: Учитель. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижения планируемых результатов младших школьников в условиях требований ФГОС НОО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО....

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...

Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"

: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...

Проектная работа на тему: «Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»

Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов на бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается.Прежде всего, оценка д...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс ...