«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»
презентация к уроку на тему

Асанова Наталия Викторовна

Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchitel_goda.docx37.84 КБ
Файл мастер-класс24.28 КБ
Файл master-klass_prezent.pptx152.59 КБ
Файл trkm.pptx1021.84 КБ
Файл prilozhenie_k_master-klassu.rar19.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.ШОШКА

Республиканский конкурс

«Учитель года – 2014»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

с. Шошка

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский )

          Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются  изобретения. Мыслительные навыки необходимы не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Поэтому использование технологии развития критического мышления в начальных классах является актуальным в настоящее время.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

СЛАЙД 2 В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты, и технология развития критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.      

   Работая с детьми младшего школьного возраста,  постоянно находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.  

        Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

       Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения  технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

СЛАЙД 3 Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

 И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

      Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.

СЛАЙД 4 

            В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу. Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я  запомню, вовлеки меня – я пойму».

Что же такое критическое мышление? Приведу цитату авторов данной технологии (Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл): «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов…   Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами».

СЛАЙД 5

Напомню, базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и  рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.

Первая стадия – вызов.

Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).

 Некоторые приемы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.

2 стадия – Осмысление.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

Приемы стадии, которые используются мной в работе:

-«Инсерт» (чтение с пометками);

- «Сводная таблица»;

3 стадия – Рефлексия.

На этой стадии учащиеся должны попробовать выразить новую идею информации собственными словами. Лучше всего усваивается то, что самими усвоено  и выражено своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.

Приемы, которые использую на этой стадии:

- написание творческих работ ( синквейн, РАФТ)

- можно использовать кластер.

Прием «РАФТ»

Р – роль (любой человек)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф – форма (рассказ, сказка)

Т – тема

Учитель предлагает ученикам написать небольшой рассказ о том, что вы узнали на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени (например, от имени героя произведения).

Прием «Синквейн».

Алгоритм написания:

1 строка - одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект,  о котором пойдет речь в синквейне;

2 строка – 2 прилагательных, описывающих признаки объекта;

3 строка – 3 глагола, описывающих  характерные действия;

4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;

5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза)

СЛАЙД 6

Рассмотрим фрагменты уроков с применением технологии «Развитие критического  мышления»:

 Окружающий мир. УМК «Школа России».  

1 класс  Тема урока: «Когда изобрели велосипед?»

Актуализация знаний.  Стадия «Вызов»

Прием «Верные и неверные утверждения»

 - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка,  на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите,  или «-», если не верите.

Вопросы:

1…первый велосипед изобрели 212 лет назад.

 2…он был деревянный.

 3…у велосипеда не было педалей.

             4…самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного    транспорта.

5…есть велосипед с одним колесом.

6….есть двухместный велосипед

7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов

8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.        

СЛАЙД 7

 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Прием «Кластер»

- Я предлагаю вам составить кластер на доске. Давайте вспомним,  что мы знали про велосипед  и что нового сегодня узнали? (на чистых листах учащиеся записывают всё то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

СЛАЙД 8

Приём «Корзина идей». Стадия «Вызов».

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:    

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.

СЛАЙД 9

Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста. Стадия «Осмысление».

Для маркировки текста используем следующие знаки.

Вот пример «Инсерта» по предмету  «Окружающий мир», 2 класс, по теме  «Про кошек и собак».

Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих.

Всего известно 37 видов кошачьих. 

  С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать.

      Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой.

v 

+

+

v

+

Предмет «Русский язык», 2 класс.

Тема «Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш ].

-Я вам буду читать предложения, если вы это знаете, ставите «+», если не знаете – «- », если сомневаетесь – «?».

А) Эта буква называется буква «ша».

Б) Эта буква обозначает глухой согласный звук.

В) Эта буква обозначает только один твёрдый звук.

Г) Эта буква не дружит с буквой «ы» и никогда не стоит рядом с ней.

СЛАЙД 10

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто). Безусловно, интересно использование синкейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Синквейн (на стадии Рефлексия)

(предмет «Окружающий мир»)

         По теме «Дикие животные»,  учащиеся 2 класса составили следующие синквейны (по картинке):                                          

     Лиса

Рыжая, хитрая

Охотится, кормит, заботится

Роет нору для лисят

   Хищница.

Синквейны  составлены учащимися 2 класса на уроке русского языка – на слово  «Ученик»

                                       Ученик

                    Терпеливый, внимательный

                    Читает, изучает, запоминает, развивается.

                     Он хочет стать учителем.

                     Отличник.

Прием "Синквейн" на стадии «Рефлексия» удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Пример синквейна по произведению Л.Н. Толстого «Филипок»

  1. мальчик
  2. маленький, шустрый
  3. бежал, споткнулся, испугался
  4. очень хочет попасть в школу
  5. ученик

СЛАЙД 11

Приём «РАФТ» на стадии «Рефлексия».

Урок во 2 классе. Тема «Л.Н. Толстой «Котёнок».

Ребятам дается задание. Каждый выбирает свое.

     1- написать письмо в редакцию от котенка о подвиге Васи.

2 – написать письмо от Васи бабушке о его поступке.

3 – написать от …

Итак, в данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Учащиеся не слушают пассивно, а становятся главными действующими лицами учебного процесса.

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:  приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

СЛАЙД 12

В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.

Источники информации

  1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
  2. Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
  3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления   посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
  4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
  5. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  6. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»
  7. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  8. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе»

1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги.

- Я рада вас всех приветствовать. Тема мастер-класса «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе».

- Позвольте мне представиться. Меня зовут Асанова Наталия  Викторовна, я учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с.Шошка.

(Необходимо разделиться на  группы)

- Почему технология критического мышления?

- Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.

- На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.

Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

- Мы все учителя, учителя практики.

- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.

- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний» (слайд)

- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(Узнать что-то такое критическое мышление,  понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)

3. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»  Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встает вопрос, а что такое технология?

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд)

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.

- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»

4. Определение понятия «Технология»

Прием «КЛАСТЕР»

- Проверим наше предположение

- Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1)

- Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».

- После прочтения вам необходимо записать все, что вы подчеркнули в виде схемы:

например:

- На работу отводится 4 минуты.

(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)

- Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получились  разные модели, которые называются «Кластеры».

- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров» (слайд)

- Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.

- Коллеги, мы отработали 3 приема (Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяются на этапе вызова.

- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

5. Определение понятия «Критическое мышление»  

 «ИНСЕРТ»

- Следующий этап работы это «осмысление» (повесить карточку)

а) - На этом этапе вам предлагается текст №2 (приложение 2)

- Он поможет вспомнить понятие «критическое мышление»

- Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометками» (слайд):

- На работу отводится 2 минуты.

- Проверим, что получилось.

- Что обозначили, как известное?

- Что выделили неизвестным?

- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (слайд)

- Этот прием называется «Инсерт». (слайд)

Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

- А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ» (слайд)

7. Приемы на этапе рефлексии.

- Следующий этап работы - Этап рефлексии.  

- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ проведем с помощью приема «Синквейн» (слайд)

- Предлагаю составить белый стих на основе текста о критическом мышлении.

(Алгоритм синквейна.  Зачитывают свои варианты. Добавить в дерево прием синквейн)

8. Обобщение

- Давайте подведем итог нашей работы.

- Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления.

(Технология критического мышления…..

Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…

Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:

Вызов                         Осмысление                         Рефлексия

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).

А закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 2

Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались? Что мы получим в итоге? Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Прием «Дерево предсказаний»

Слайд 3

Прием «Корзина» идей и понятий Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Слайд 4

ТЕХНОЛОГИЯ

Слайд 5

тема Приём «Кластер» (гроздья)

Слайд 6

Прием «Чтение с пометками» «V» - уже знал « – » - думал иначе «+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопрос

Слайд 7

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер ) Критическое мышление… Мышление самостоятельное; Мышление обобщенное; Проблемное и оценочное; Аргументированное; Социальное. (Прием « Инсерт »)

Слайд 8

Прием ВОПРОСЫ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ» Что ? Где ? Когда ? Зачем ? Почему ? Объясните, почему...? В чём различие ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Почему, вы думаете ..? Верно ли ...?

Слайд 9

Прием « Синквейн » 1. Тема - называется одним словом (существительным) 2 . Описание темы двумя прилагательными 3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами. 4. Фраза из четырех слов , раскрывающая суть темы или показывающая отношение к ней. 5. Синоним из одного слова либо словосочетание, которое повторяет суть темы. Нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк:

Слайд 10

В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление новой информации 1. Вызов

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.ШОШКА Республиканский конкурс «Учитель года – 2014» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

Слайд 2

Новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.

Слайд 3

личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения ) метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения) предметных (новые знания по конкретному предмету )

Слайд 4

думают и вспоминают про себя делятся рассуждениями друг с другом читают , пишут, обсуждают прочитанное педагог координирует их работу

Слайд 5

восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме соотнесение старой и новой информации Выведение знания на уровень применения и понимания

Слайд 6

Окружающий мир, 1 класс «Когда изобрели велосипед» Стадия «Вызов». Приём «Верные и неверные утверждения» Вопросы: … первый велосипед изобрели 212 лет назад. … он был деревянный. … у велосипеда не было педалей. … самокат, паук, костотряс , драндулет - это всё название одного транспорта. … есть велосипед с одним колесом. …. есть двухместный велосипед … есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов …. на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.

Слайд 7

Подведение итогов урока. Рефлексия. Прием «Кластер» Велосипед Драндулет Самокат Костотряс Паук ПДД Езда на общественных дорогах с 14 лет по назначению дорожные спортивные специальные детские подростковые

Слайд 8

Приём «Корзина идей» . Стадия «Вызов». Окружающий мир, 2 класс « Что такое погода и климат?» Погода – это … … температура воздуха … осадки … ветер … изменения на улице … облачность

Слайд 9

Стадия «Осмысление ». Приём « Инсерт ». «˅ » - уже знал. «-» - думал иначе. «+» - новое для меня. «?» - не понял, есть вопрос. « Окружающий мир», 2 класс, по теме «Про кошек и собак». Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих. Всего известно 37 видов кошачьих. С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать. Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой. ˅ + ˅ + +

Слайд 10

Литературное чтение, 2 класс. Тема «Л.Н. Толстой. Филипок » Прием " Синквейн " на стадии «Рефлексия» мальчик маленький, шустрый бежал, споткнулся, испугался очень хочет попасть в школу ученик

Слайд 11

Урок во 2 классе. Тема «Л.Н. Толстой. «Котёнок». Приём «РАФТ» на стадии «Рефлексия ».

Слайд 12

интерес к изучаемому материалу эффективность восприятия информации сотрудничество ф ормирование совокупности УУД



Предварительный просмотр:

Что такое критическое мышление?

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

В  литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует  свои  идеи, оценки, убеждения независимо от остальных.  Никто не может  думать критически за нас. Мы  делаем это  исключительно для  самих  себя. Мышление  может быть критическим только тогда, когда  оно носит индивидуальный  характер.  Ученики  должны  уметь достаточно свободно думать собственной головой и самостоятельно  решать  даже самые сложные  вопросы.

Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом  критического мышления.  Знание  создаёт мотивировку, без которой  человек не  может мыслить критически. В  своей  познавательной  деятельности ученики и  учителя подвергают каждый  новый  факт критическому  обдумыванию. Именно  благодаря критическому  мышлению традиционный  процесс познания  обретает  индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и  продуктивным. Таким образом, критическое мышление - мышление обобщенное.

В-третьих, критическое  мышление  начинается с постановки  вопроса и  уяснения  проблем, которые нужно решить. Любопытство есть неотъемлемое  свойство  живого. Подлинный,  познавательный процесс на  любом  этапе урока характеризуется стремлением познающего решать проблемы и  отвечать на  вопросы,  возникающие из  его  собственных   интересов и  потребностей.  Критическое мышление, это мышление проблемное и оценочное.

В-четвёртых, критическое мышление стремится  к  убедительной  аргументации. Критически  мыслящий  человек  находит собственное решение  проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.  Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею  делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем  свою собственную  позиции.  Поэтому учителя, работающие в  русле критического мышления, уделяют большое  внимание выработке качеств, необходимых для  продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за  собственную  точку  зрения.  Таким образом, педагогам  удаётся значительно приблизить учебный процесс к  реальной  жизни,  протекающей  за стенками классной  комнаты.  

ДЭВИД КЛУСТЕР

профессор, преподаватель американской литературы,

Хоуп-колледж, Холланд, швад Мичиган, США


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Методическая разработка "Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе"

Методическая разработка знакомит с поэтапным применением технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" в практике учителя начальных классов...

Мастер – класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента» с презентацией.

Прогнозируемый результат мастер-класса:- участники мастер-класса познакомятся с приёмами  технологии  развития критического мышления;- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приё...

"Особенности использования технологии развития критического мышления в инновационном образовательном процессе"

В статье описаны актуальность и собстввенный опыт работы по ТРКМ. Приведены примеры некоторых приёмов ТРКМ....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

Актуальность проблемы подтверждается тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением де...

Статья "Технология критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО".

В статье раскрыта технология критического мышления на уроках в начальной школе....