ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
рабочая программа

Муратова Лиана Радиковна

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Ф.И.О. обучающегося: ______________________________

Дата рождения обучающегося: _______________________

Ф.И.О. и контактные данные родителей:

____________________________________________________

_____________________________________________________

Класс: ___4____ Вариант программы ФГОС обучающихся с ОВЗ 8.2.

Ф.И.О. тьютора _____________________________________

Заключение и рекомендации ПМПК (Протокол № _________от ___________.)

Занятие с педагогом – психологом, направленные на развитие высших психических функций, развитие пространственно-временных представлений с формированием группы простых и сложных предлогов; гармонизацию эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков, формирование разнообразных моделей социального взаимодействия: развитие произвольной регуляции деятельности.

Занятие с учителем – дефектологом, направленные на общее познавательное развитие и помощь в освоении АООП с отработкой программы действий при выполнении задания; на расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Занятие с учителем – логопедом, направленные на понимание и выполнение инструкции с пониманием понятийной стороны речи, вопросительной интонации, местоимений, глаголов; развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа; коррекция лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

Нуждается в помощи социального педагога, направленной на координацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014). Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Адресат

  1. Общие сведения.

Обучается во 4 классе по программе 8.2, рекомендованной ТПМПК, полная инклюзия. Группа здоровья III.До школы посещал детский садик с 5 до 7 лет. Имеет статус «ребенок-инвалид».

  1. Сведения о семье.

Семья полная. Оба родителя заинтересованы в развитии ребенка. Принимают активное участие в сопровождении процесса обучения.

  1. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка.

Сведения о себе и об окружающем мире сформированы на достаточном уровне. Знает домашний адрес. Ездит в школу на школьном автобусе. Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Навыки самообслуживания сформированы. Проявляет полную самостоятельность. Знает и выполняет гигиенические нормы, но иногда требуется напоминание или контроль со стороны взрослого. Старается поддерживать своё рабочее место в порядке. Трудовые навыки сформированы на среднем уровне. Не любит убирать за собой, стремится переложить работу на других.

  1. Посещаемость.

Уроки не пропускает, занимается не всегда с настроением. Отмечаются негативные формы поведения: плаксивость, агрессия при нежелании выполнять задания. Часто отказывается выполнять задания учителя, тьютора.

  1. Характеристика обучаемости.

Усваивает учебную программу частично, интеллектуальное развитие ниже среднего уровня, уровень познавательной активности ниже среднего уровня, уровень самостоятельности снижен; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, контроль и помощь. Простые доступные задания выполняет самостоятельно. Мотивация к учебной деятельности сформирована слабо. На уроках музыки в деятельности участия не принимает. Сидит на стуле, наблюдая, как занимаются остальные. К занятиям физкультурой относится положительно и с интересом. Нравятся уроки технологии и рисования, на которых работает с удовольствием.

  1. Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

Развитие устной речи: в речи наблюдаются частичные нарушение согласования. Говорит о себе в первом лице. Предложения простые и короткие. Речь сформирована на бытовом уровне.

Чтение: читать умеет, но без удовольствия. Темп чтения средний, смысл прочитанного понимает. Соотносит простой текст с картинкой. Осуществляет простой пересказ. Отвечает на вопросы по сюжету. Любит читать стихотворения наизусть.

Владение письменной речью: графические навыки сформированы на низком уровне, сравнительно с детьми его возраста. Скорость письма не отвечает требованиям. Самостоятельно может грамотно списать текст. Выполнение грамматических заданий требует направляющей и обучающей помощи педагога. При написании диктантов допускает много орфографических ошибок на изученные правила (безударные гласные, парные согласные и т.п.). При постановке ударения в слове и делении слов на слоги и для переноса допускает ошибки. Орфограмм 3 класса усвоил на допустимом уровне. Правило знает, но не применяет.

Сформированность учебных навыков по математике: знает цифры однозначные и двузначные, называет, пишет. Счётные операции выполняет на предметном материале со стимулирующей помощью. Сравнение предметов проводит на простом, доступном материале, место числа в числовом ряду определяет, навыки устного счета не сформированы. Способность к решению задач в процессе формирования. Составные задачи на нахождение остатка, суммы и т. п. решать затрудняется – не может определить план решения задачи и выбрать способ решения.

Математической терминологией не владеет. Решает математические выражения на сложение и вычитание, внетабличное умножение и деление усвоил на не достаточном уровне. Задачи решает с опорой на схемы. Таблицу умножения не усвоил.

Знает и различает геометрические фигуры. Работа с чертежными инструментами вызывает затруднения. В чертеже допускает ошибки – не соблюдает заданную длину сторон. Затрудняется назвать свойства прямоугольника и квадрата. Периметр многоугольника находить не может, понятие «периметр» не сформировано. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе, не всегда понимает учебную задачу; испытывает трудности при осмыслении учебного материала по математике. Требуется обучающая помощь учителя на всех этапах урока.

7. Усвоение образовательной программы (динамика).

Наблюдается положительная динамика усвоения образовательной программы.

8. Поведение и общение в учебной ситуации

Школьные правила знает, но не всегда соблюдает. Если что-то не нравится плачет и убегает, хлопает дверью. Взаимоотношения в коллективе на недостаточном уровне.  С одноклассниками идёт на контакт, друзей не имеет; отношения с учителями и родителями хорошие, в отношении с незнакомыми людьми стесняется, вежливый. На переменах спокойный, любит отдыхать, с детьми играет редко. Во время игры случайные и несильные толчки воспринимаются неадекватно – плачет громко. Если оставить его одного на некоторое время, успокаивается, ждет, когда его пригласят к деятельности и просит прощения.  

9. Эмоциональное-волевое состояние в учебной ситуации

Затруднено вхождение в учебную деятельность. Познавательного интереса к учебной деятельности нет. Необходимы мотиваторы и «договоры». Воспринимает инструкцию. Результат деятельности не всегда проверяет. С большим удовольствием работает, если взрослый берет на себя роль помощника. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется стимулирующая помощь, изредка – дополнительные разъяснения. Наблюдается тревожность в ситуации возможного неуспеха – плаксивость, отказ от выполнения задачи.

Цель и задачи программы

Цель заключается в формировании и развитии речевых и учебных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Формировать и развивать речевые навыки для обучения в естественной среде.

2. Формировать и развивать специфические навыки ребенка в различных областях: академические навыки, навыки самообслуживания.

3. Формировать положительные межличностные отношения в коллективе.

4. Учить следовать ежедневному расписанию, самостоятельно заниматься деятельностью, не связанными академическими заданиями.

5. Формировать адекватную реакцию и поведение.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • Совместная работа с другими специалистами выработка рекомендаций;
  • Решение поставленных задач.
  • Формирование адекватного учебного поведения в условиях работы в классе;
  • Подача учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, специфики овладения учебными навыками.

Основные направления работы с родителями:

- Объяснение родителям задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

 - Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, логопеда, и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

Решение задач происходит при тесном взаимодействии тьютора, учителя, родителей с ребенком, через приемы, используемые тьютором.

Приемы, используемые тьютором:

Тьютор использует дополнительную визуализацию: наглядных схем, алгоритмов, карточек; систему альтернативной коммуникации РECS и систему поощрений альтернативного поведения.

Проводит беседы о правилах и нормах поведения со сверстниками, в классе, в школе. Обучает навыкам бесконфликтного поведения (как реагировать при возможном возникновении конфликтных ситуаций, спорных моментов), помогает учащимся найти выход из сложившейся ситуации с помощью наглядных пособий, мини – игр, бесед.

Упрощает инструкции к заданию; использует дополнительную визуализацию; минимизирует двойные требования; упрощение содержания задания.

Тьютор подбирает интересные для учащегося игры. На начальном этапе дает односложные инструкции, постепенно переходя к многоступенчатым. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. Во время игр, на занятиях, при построении напоминать ребенку, что без него дети не начнут работать, что он им нужен и они его ждут. Тьютор помогает вжиться в роль, репетирует вместе с ребенком, первое время произнося текст вместе с ним.

Использует иллюстрации, рисунки на доске, презентационные слайды.

Перерабатывает информацию (упрощение, сокращение и т.д.) и находит различные мотиваторы.

Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, просто полежать или походить, смена деятельности.

Содержание программы

I четверть

Области

Задачи

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

Быстро реагирует на инструкцию в течение 5 секунд после предоставления инструкции.

Навыки самообслуживания

Переодевание

При завязывании шнурков выполняет хотя бы один шаг в цепочке.

Прием пищи

Режет пищу ножом.

Уход за собой

Сморкается при помощи подсказок.

Туалет

Ходит в туалет без помощи взрослого.

Социализация

Поведение в группе

Спокойно и адекватно сидит в группе с 6 другими детьми на протяжении 15 мин.

Распорядок дня

в классе

Самостоятельно занимается академической деятельностью на протяжении 10 мин

Игры и проведение досуга

Игры со сверстниками, следует прямым инструкциям без дополнительных подсказок во время 1 игры.

Просьба

Просит 1 отсутствующий предмет, который необходим для выполнения задачи

II четверть

Области

Задачи

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

Быстро реагирует на инструкцию в течение 3 секунд после предоставления инструкции.

Навыки самообслуживания

Переодевание

Завязывает шнурки самостоятельно.

Прием пищи

Режет пищу ножом самостоятельно.

Уход за собой

Сморкается самостоятельно.

Туалет

Ходит в туалет без помощи взрослого.

Социализация

Социальное взаимодействие

Спокойно реагирует на физический контакт и физическую помощь взрослых и детей.

Поведение в группе

Спокойно и адекватно сидит в группе с 8 другими детьми на протяжении 15 мин.

Распорядок дня

в классе

Самостоятельно занимается академической деятельностью на протяжении 15 мин

Игры и проведение досуга

Игры со сверстниками, следует инструкциям или правилам игры в течение как минимум одной игры.

Просьба

Просит, как минимум 3 отсутствующих предмета, которые необходимы для выполнения задачи

III четверть

Области

Задачи

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

Сотрудничает как минимум за 5 разных предметов или видов деятельности.

Навыки самообслуживания

Переодевание

Застегивает и расстегивает кнопку на предметах (не на одежде)

Прием пищи

Наливает жидкость без подсказок.

Уход за собой

Самостоятельно умывается.

Туалет

Ходит в туалет без помощи взрослого.

Социализация

Социальное взаимодействие

Ведет себя приемлемым образом, находясь рядом со сверстниками в течение15 мин.

Поведение в группе

Спокойно и адекватно сидит в группе с 12 другими детьми на протяжении 15 мин.

Распорядок дня

в классе

Самостоятельно занимается академической деятельностью на протяжении 20 мин

Игры и проведение досуга

Игры со сверстниками, следует инструкциям или правилам игры в течение как минимум 3 разных игр.

Просьба

Просит, как минимум 6 отсутствующих предметов, которые необходимы для выполнения задачи

IV четверть

Области

Задачи

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

Сотрудничает как минимум за 10 разных предметов или видов деятельности.

Навыки самообслуживания

Переодевание

Застегивает и расстегивает кнопку на одежде.

Прием пищи

Наливает жидкость самостоятельно.

Уход за собой

Самостоятельно расчесывает волосы.

Туалет

Ходит в туалет без помощи взрослого.

Социализация

Социальное взаимодействие

Ведет себя приемлемым образом, находясь рядом со сверстниками в течение 30 мин.

Поведение в группе

Спокойно и адекватно сидит в группе с 16 другими детьми на протяжении 15 мин.

Распорядок дня

в классе

Выполняет и сдает работу учителю или убирает материалы, которые были необходимы во время выполнения задания без подсказки в 50% случаев

Игры и проведение досуга

Игры со сверстниками, следует инструкциям или правилам игры в течение как минимум 4 разных игр.

Просьба

Просит 10 и более отсутствующих предметов, которые необходимы для выполнения задачи

Рекомендации родителям

Сроки

Деятельность тьютора

I  четверть

Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике)

Подобрать материал и разработать консультации для родителей на тему: «Как поднять ребенку настроение?».

II  четверть

Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике)

Подобрать материал и разработать консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей, обучающихся».

III четверть

Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике)

Консультация для родителей на тему: «Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра».

IV четверть

Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике).

Подобрать материал и разработать консультации для родителей на тему «Как помочь ребёнку играть самостоятельно?»