Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
рабочая программа (1 класс)

Сорокина Татьяна Анатольевна

Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. 

 

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной рабочей программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).

Скачать:


Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи работы тьютора
  3. Результаты работы тьютора
  4. Содержание учебного курса
  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной рабочей программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

 С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ.

  1. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» 

Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительная записка,
  • планируемые результаты,
  • содержание тем учебного курса,
  • календарно-тематическое планирование.

 Специфика адаптационного периода и образовательного процесса для младших школьников с нарушением опорно – двигательного аппарата с учетом расстройства аутистического спектра (РАС) и нарушения интеллектуального развития проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. Это обусловлено, в первую очередь, недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. С началом посещения школы в жизнь ребёнка, имеющего тенденцию к формированию жестких стереотипов поведения и распорядка, вносится множество новых элементов. Само здание школы, помещение класса, относительно большое количество взрослых и сверстников является незнакомым, пугающим. К этому добавляется и расставание с матерью или другим человеком, к которому привязан ребёнок. Как правило, этот человек является его орудием контакта с окружающим миром. Лишившись этого орудия, ребёнок чувствует себя беспомощным. Смена режима дня и питания также является сильным фактором стресса, так как зачастую рацион ребенка очень ограничен и сводится к 3-5 продуктам (блюдам).

При составлении программы мы так же учли особенности детей как тяга к упорядоченности, ритуальности, отталкивание всего нового, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограниченные представления об окружающем мире, очень низкий темп выполнения заданий, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, нарушение координации движений, склонность к повышенной возбудимости, беспокойству и вспышкам раздражительности.

Кроме того, вынужденная коммуникация с малознакомыми людьми плохо сказывается на душевном равновесии ребенка. Однако, несмотря на то, что школьная среда является «средой насилия», именно постоянное нахождение в обществе, приспособление к жизни среди множества людей и является процессом социализации, что является первостепенной целью данной программы.


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ТЬЮТОРА

Основной целью работы тьютора является активизация навыков коммуникации в различных социальных ситуациях, подготовка детей к жизни в современном обществе.

Для достижения данной цели тьютор, согласно данной программе, выполняет следующие образовательные задачи 

  1. Сопровождение обучающегося
  2. Помощь в адаптации к школьному распорядку
  3. Помощь в закреплении и получении новых знаний и навыков
  4. Помощь в развитии коммуникационных навыков

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности .


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ТЬЮТОРА

Результаты работы тьютора включают освоение обучающимися с нарушением опорно –двигательного аппарата с учетом нарушения интеллектуального развития специфических умений, знаний и навыков приобретенные в школе. Минимальный и достаточный уровень воспитательных результатов определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Минимальный уровень:

- обучающийся привык к школьному режиму как к некому ритуалу;

обучающийся, сидя за партой, выполняет требования учителя;

- обучающийся различает по звонкам перемены и уроки;

- обучающийся идентифицирует педагога и проводит необходимую коммуникацию с окружающим миром через него;

- обучающийся частично усваивает получаемую информацию от учителя, частично перенимает определенные навыки;

- обучающийся частично выполняет элементарные правила поведения в школе.

Достаточный уровень:

- обучающийся привык к школьному режиму и может вычленить его составляющие (урок, перемена, обед, завтрак);

- обучающийся, сидя за партой в группе, выполняет требования учителя;

- обучающийся ориентируется в расписании и способен подготовиться уроку;

- обучающийся идентифицирует нескольких педагогов и своих одноклассников, а так же может провести прямую коммуникацию без посредника;

- обучающийся полностью усваивает весь выдаваемый учителем материал, а так же выполняет дополнительные задания тьютора;

- обучающийся полностью выполняет все правила поведения в школе и воспринимает их как каждодневный ритуал.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;

8) овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальными особенностями обучающихся.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание тем учебного курса вытекает из программы формирования базовых учебных действий обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата с учетом интеллектуальных нарушений и РАС которая реализуется в начальных классах и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП1.

Учебный курс включает в себя два основных раздела:

  1. Адаптационный – направлен на правильную и максимально безболезненную для обучающихся адаптацию к школьным условиям.
  2. Вспомогательный – направлен на помощь в освоении школьного и дополнительного материала, закрепление приобретенных знаний и навыков, развитие коммуникационных навыков.

Тематическое планирование

(Адаптационный период)

I-II четверти

  • Ориентирование в школьном пространстве и распорядке.
  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  • Вступление в контакт (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)
  • Понимание и выполнение инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности и школьном быту
  • Формирование ритуала индивидуальной и коллективной работы с учителем
  • Формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
  • Формирование ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
  • Формирование у детей понимания времени через выработку ритуала школьного распорядка и расписания
  • Формирование мотивации к обучению.

(Вспомогательный период)

III-IV четверти

  • Выделение существенных, общих и отличительных свойств предметов
  • Формирование навыка обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале
  • Получение навыка пользования знаками, символами, предметами-заместителями
  • Формирование пространственных представлений
  • Имитация как способ восприятия и воспроизведения окружающей действительности
  • Формирование ритуалов выражения эмоций
  • Формирование ритуалов простейших коммуникативных сценариев
  • Формирование осмысленности социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
  • Формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
  • Закрепление полученных навыков чтения, письма и счета
  • Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обеспечение реализации данной учебной программы включает:

  • Федеральный государственный Стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), РАС (вариант 6.4) на 2019-2020 учебный год;
  • печатные пособия: иллюстративные алгоритмы поведения, «живое расписание», календарь, интерактивный календарь, фотографии обучающихся, пространственные схемы;
  • дидактический раздаточный материал: карточки с изображением предметов, обладающих различными свойствами, признаками, карточки со словами, буквами, цифрами;
  • информационно-коммуникационные средства: развивающие игровые программы;
  • технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, презентации, фото, обучающие фильмы;
  • учебно-практическое оборудование: специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.

Организация деятельности тьютора

«Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».



Тьютор

и подопечный

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.



Тьютор

и учитель (учителя) класса

Тьютор:

обсуждает с учителем:

  • цели и задачи своей работы;
  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.


Тьютор и

другие дети

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
  • если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и

родители

Тьютор:

  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
  • отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие специалисты ( логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.)

  • вносит предложения по оптимизации работы с тьюторантом;
  • помогает в составлении индивидуальных программ;
  • осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта, помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.)


Взаимоотношения тьютора и тьюторанта

Ребенок с ОВЗ и учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

  • привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;
  • «Смотри на доску»;
  • «Возьми ручку, пиши»;
  • «Открывай учебник»;
  • «Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

  • следит за организацией рабочего пространства ученика;
  • соотносит задания учителя с возможностями ученика;
  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
  • если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

  • помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.


 


План работы тьютора:

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные участники

1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года

тьютор

2

Консультации для педагога

В течение года по запросу

педагог

тьютор

2.1

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Сентябрь

тьютор

2.2

Индивидуальная программа развития и обучения развития детей  с УО.

Ноябрь

педагог

тьютор

3

Консультации родителей учащихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей.

В течение года

тьютор

4

Родительские собрания

 По плану кл. рук.

классный руководитель

4.1

«Тьютор в нашей школе»

Октябрь

работа с метод. материалом

4.2

«Особый ребёнок в школе»

Декабрь

консультации с соцпедагогом и психологом

4.3

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Март

тьютор

4.4

«Динамика развития воспитанников»

Май

тьютор

5.

Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения

В течение года

тьютор

6

Оформление наглядного и печатного материала, выставок поделок воспитанников

В течение года

тьютор

7

Создание информационной базы данных воспитанников

В течение года

тьютор

Организационная деятельность

1

Разработка рабочих документов

В течение года

тьютор

2

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Ежедневно

тьютор

3

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Ежедневно

тьютор

4.

5.

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.

В соответствии с планом воспитательной работы школы

тьютор

Учебно-методическое направление

1

Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.

Сентябрь, май

тьютор, классный руководитель, воспитатели

2.

Подготовка и организация работы малых тьюторских групп

«Коррекция поведения»

«Развитие психических процессов , психомоторики, сенсорное развитие»

1 раз в 2 недели

тьютор

3

Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1 раз в неделю с каждым тьюторантом

тьютор

4

Представление тьюторантов на ПМПК

По графику работы ПМПК

тьютор

5

Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения коррекционного блока школы-интерната

По общешкольному плану

тьютор

Диагностико-аналитическая деятельность

1

Обновление банка данных воспитанников

В течение года

тьютор

2

Анализ личных дел учащихся

В течение года

тьютор

3

Анализ медицинских карт

В течение года

тьютор

4

Анкетирование родителей

По мере необходимости

тьютор

5

Непрерывная следящая диагностика

В течение года

тьютор

6

Анализ работы тьютора за 2019-2020 учебный год

Май

тьютор, зам. директора по УВР



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 2 кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 2 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1....

Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

Методическая разработка : "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучающегося по индивидуальному учебному плану1-доп.КЛАССАIIварианта обучения (адаптированная для учащегося с интеллектуальными нарушениями)"

Пояснительная записка к рабочей программе         Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-...

Рабочая программа по курсу "логопедия" 2г класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.)

Разработка рабочей программы для учащихся 2 класса (3 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4

Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому.  Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...