Программа тьюторского сопровождения
методическая разработка

Автушенко Галина Николаевна

Рабочая программа тьюторского сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета (протокол от  _________)

УТВЕРЖДЕНО

приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» от   ___________________

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

_____________/

_____________/

«__________________

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Ф.И.О.  Обучающегося: ______________________

Дата рождения обучающегося: _____________

Ф.И.О. и контактные данные родителей:

____________________________________________

Класс:  «    » АООП для обучающихся с РАС (Вариант 8.2)

Ф.И.О. тьютора _____________________________

Заключение и рекомендации ТПМПК (Протокол № ______ от 15.11.2019г.)

- занятия с педагогом-психологом, направленные на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;

- занятия с учителем-дефектологом, направленные на коррекцию и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, восполнение пробелов предшествующего обучения;

- занятия с учителем логопедом, направленные на коррекцию дефектов звукопроизношения, развитие фонематических процессов;

- социальный педагог, координация взаимодействия субъектов образовательного процесса.

2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014). Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Для оценки уровня развития навыков ребенка использовалась методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R.

  1. Адресат

______________________________, ____.___.2013 года рождения.

 Проживает: г. _________________ ул. __________, д.___, кв. ____. По результатам обучения в 1 классе, срок обучения был пролонгирован. Обучается во ___ «__» классе, ресурсном, по АООП, вариант 8.2, рекомендованной ТПМПК.  Семья полная. Оба родителя принимают участие в воспитании ребенка. Нарушение коммуникативных функций. Умеренно выраженные нарушения психических функций. Навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне. Знает и выполняет гигиенические нормы. При напоминании убирает свои вещи, складывает форму, убирает посуду в столовой.

  1. Характеристика механизмов адаптации.

Доходит до класса самостоятельно. Самостоятельно может дойти в столовую, в спортивный или тренажерный зал, к специалистам на занятие. Может находиться в школе без родителей. Ест в столовой, в еде избирателен. Относительно быстро влился в классный коллектив, освоился в школе.

  1. Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка.

Сведения о себе и об окружающем мире сформированы на достаточном уровне.

  1. Развитие познавательной активности, самостоятельности и мотивации.

Уровень познавательной активности, самостоятельности на достаточном уровне. При выполнении заданий требуется контроль и помощь взрослого. Мотивация к учебной деятельности сформирована на достаточном уровне.

  1. Произвольность деятельность.

 В некоторых случаях затруднено вхождение в деятельность, но, когда вход произошел, некоторое время внимание сосредоточено на выполнении задачи. Может отвлечься и «уйти в себя» в любой момент. Инструкцию учителя понимает и выполняет, но иногда требуется повторение инструкции. Правила поведения на уроке знает, старается их соблюдать.

  1. Темп деятельности.

Средний.

  1. Особенности устной речи.

Речь развита. Может вести диалог в свободной форме, отвечать на вопросы полными предложениями.

  1. Особенности когнитивных процессов.

При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется направляющая и стимулирующая помощь, дополнительные разъяснения. Логические упражнения и задания выполняет с помощью взрослого. Классифицирует и обобщает на простом материале.

  1. Сформированность учебных навыков.

 Умеет читать, писать печатными и прописными буквами. Ведущая рука - правая. Самостоятельно по контуру обводит элементы, буквы, слова, списывает с доски, читает, смысл прочитанного понимает. Закрашивает, штрихует.

  1. Эмоционально-поведенческие особенности.

Мальчик достаточно быстро переключается с игровой деятельности на учебную. Требует к себе повышенного внимания, которое должно выражаться в объятиях, поглаживаниях, вербальных поощрениях.

Цель программы

Цель: Формирование умения ждать. Формирование умения взаимодействия с одноклассниками в урочной и внеурочной деятельности. Коррекция проявления нежелательного поведения.

Задачи:

  1. Учить быстро реагировать на инструкцию после ее предоставления и приступать к ее выполнению.
  2.  Формировать положительные межличностные отношения в коллективе.
  3. Рассматривать предметы в задании, перед тем как ответить на вопрос.
  4. Учить согласовывать свои действия со сверстниками во время игры.

Основные этапы индивидуального сопровождения

Для оценки уровня развития навыков ребенка использовалась методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R (A, F, N, (L, M, W, U, V, X, Z- на основе данных специалистов и родителей).

  • Совместная работа с другими специалистами (педагогом - психологом, учителем - логопедом, учителем – дефектологом), выработка рекомендаций;
  • Адаптация учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, специфики овладения учебными навыками (по мере необходимости).
  • Решение поставленных задач.

Основные направления работы с родителями:

  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка (ведения еженедельного дневника наблюдений за ребёнком);

  • Проведение совместного со специалистами анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Приемы, используемые тьютором:

  • Систематическое соблюдение режимных моментов, снижение тревоги и страхов.
  • Напоминания, что необходимо следовать инструкции учителя, расписанию уроков, достать или убрать на место свои учебные принадлежности, сдать тетради или материалы, которыми он пользовался.
  •  Тьютор, находясь рядом с учеником, шепотом говорит: «Слушай внимательно, что говорит учитель», «Смотри на учителя», «Сейчас отдаем тетрадь учителю на проверку».
  • Проводит беседы о правилах и нормах поведения со сверстниками, в классе, в школе. Обучает навыкам бесконфликтного поведения (как реагировать при возможном возникновении конфликтных ситуаций, спорных моментов), помогает учащимся найти выход из сложившейся ситуации с помощью социальных историй и др.
  • Обращать внимание Никиты на игры сверстников, комментировать игры, подражать действиям сверстников в игре, постепенно включать в игру с одноклассниками.

I четверть

Области

Задачи

Методы и приемы

Выполнение (-/+)

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

(A9)

Смотрит на взрослого, чтобы получить задание.

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Просьбы

(F)

Навык по данной шкале сформирован.

Распорядок дня в классе

(N5)

Ждет своей очереди, чтобы выполнить действие.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Навыки самообслуживания

Переодевание

(U)

Навык по данной шкале сформирован.

Прием пищи

(V)

Навык по данной шкале сформирован.

Уход за собой

(W)

Навык по данной шкале сформирован.

Туалет

(X)

Навык по данной шкале сформирован.

Социализация

Социальное взаимодействие

(L24)

Изменяет свое поведение в соответствии с реакцией сверстников на его поведение.

Социальные истории (Как играть с другими детьми)

Система подкрепления (запись в дневнике).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Поведение в группе

(М 11)

Соблюдает очередь во время занятий в группе.

Система подкрепления (запись в дневнике).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Игра и проведение досуга

(К 15)

Играет в настольные игры со сверстниками.

Настольная игра – Ходилка.

Подвижная игра «Ловишки», «Найди пару»

Мелкая моторика (Z20)

Приблизительное копирование фигур.

Аппликация

II четверть

Области

Задачи

Методы и приемы

Выполнение (-/+)

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

(А11)

Быстро реагирует на инструкцию после ее предоставления

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Просьбы

(F)

Навык по данной шкале сформирован.

Распорядок дня в классе

(N6)

По инструкции может встать в строй или строится по линии с другими детьми

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Навыки самообслуживания

Переодевание

(U)

Навык по данной шкале сформирован.

Прием пищи

(V)

Навык по данной шкале сформирован.

Уход за собой

(W)

Навык по данной шкале сформирован.

Туалет

(X)

Навык по данной шкале сформирован.

Социализация

Социальное взаимодействие

(L25)

Изменяет свое поведение, наблюдая за поведением сверстников.

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Поведение в группе

(М11)

Соблюдает очередь во время занятий в группе.

Устранение факторов, вызывающих нежелательное поведение.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Игры и проведение досуга

(К 15)

Играет в настольные игры со сверстниками.

Настольная игра – «Мышиные бега»

Напольная игра «Твистер».

Мелкая моторика (Z10)

Умеет раскрашивать, не заходя за контуры

Раскраски с автомобилями.

III четверть

Области

Задачи

Методы и приемы

Выполнение (-/+)

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

(А19)

Завершение задания является подкрепляющим стимулом.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Просьбы

(F)

Навык по данной шкале сформирован.

Распорядок дня в классе

(N7)

Самостоятельно занимается академической деятельностью.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Навыки самообслуживания

Переодевание

(U)

Навык по данной шкале сформирован.

Прием пищи

(V)

Навык по данной шкале сформирован.

Уход за собой

(W )

Навык по данной шкале сформирован.

Туалет

(X)

Навык по данной шкале сформирован.

Социализация

Игры и проведение досуга

(К15)

Играет в настольные игры со сверстниками.

Настольная игра «Полное лукошко»

Напольная игра «Твистер».

Карточки Домана «Автомобили»

Социальное взаимодействие

(L31)

Ждет паузы, чтобы вмешаться в диалог других людей.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Поведение в группе

(М 12)

Приобретает новые навыки, обучаясь в составе группы.

Устранение факторов, вызывающих нежелательное поведение.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Мелкая моторика (Z10)

Умеет раскрашивать, не выходя за контуры.

Раскраски

IV четверть

Области

Задачи

Методы и приемы

Выполнение (-/+)

Учебные навыки

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

(А6)

Ребенок сотрудничает за подкрепляющий стимул, контролируемый взрослым, с готовностью быстро выполняет разные знакомые действия для получения приза.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Алгоритм действий.

Просьбы

(F)

Навык по данной шкале сформирован.

Распорядок дня в классе

(N 7)

Ребенок самостоятельно занимается академической деятельность, которая ему знакома на протяжении 15 минут

Адаптивный материал, при необходимости.

Использование легких и простых заданий.

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Навыки самообслуживания

Переодевание

(U)

Навык по данной шкале сформирован.

Прием пищи

(V)

Навык по данной шкале сформирован.

Уход за собой

 (W)

Навык по данной шкале сформирован.

Туалет

(X)

Навык по данной шкале сформирован.

Социализация

Социальное взаимодействие

(L34)

Привлекает и удерживает внимание других людей.

Система подкрепления (запись в дневник).

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Поведение в группе

(М 12)

Приобретает новые навыки, обучаясь в составе группы.

Визуальные подсказки, инструкции, поддержка.

Игры и проведение досуга

(К 15)

Играет в настольные игры со сверстниками.

Настольные игры «Шахматы»

Подвижные игры.

Мелкая моторика (Z10)

Умеет раскрашивать, не выходя за контуры.

Раскраски с насекомыми.

Рекомендации родителям

Сроки

Деятельность тьютора

I четверть

Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике)

Консультация для родителей: «Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ. Арт-терапия - лечение творчеством».

II четверть

Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике)

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие - как основа умственного развития»

III четверть

Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике)

Консультация для родителей: «Поощрения ребенка в семье».

IV четверть

Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике)

Консультация для родителей: «Коррекционные методики для использования в работе с детьми с РАС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения...

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

   Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающ...

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ)....

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения...

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения  ребёнка с РАС...

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса.  Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ...