Доклад на тему "Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
статья (4 класс)
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_nachalnyh_klassov.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ямашурминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района Республики Татарстан»
Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Калимуллина.Ф.Х.
2020 г.
Урок первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А.Сухомлинский
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.
Ключевой вопрос – новое понимание качества образования. Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования – успешная социализация учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (для начальной школы –универсальных учебных действий). Понятно что такая целевая установка требует модернизации образования. Для этого и были выбраны инновационные технологии, для эффективности и качества образования.
Причины выбора инновационных технологий.
*образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно – урочной системы.
*позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
* они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно – ориентированного подхода.
* они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
* образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
* они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
* образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств; эмоционально –ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно – ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Для этого необходимо организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентности ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, как
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества
- гуманно –личностная технология
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии
- проблемное обучение
- проектно –исследовательская технология
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология уровневой дифференциации обучения
- групповые технологии
- информационно –компьютерные технологии
Технология развивающего обучения:
- система развивающего обучения
- общие основы технологии развивающего обучения
Здоровьесберегающая технология:
- в сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИТ:
- Владеть основами работы на компьютере
- Иметь навыки работы с мультимедийными программами
- Владеть основами работы в Интернете
Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
На данный момент можно выделить основные направления применения ИКТ:
- Подготовка дидактического материала для учебно- воспитательного процесса
- ( печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
- Электронная почта;
- Тестирование по предметам, проверка техники чтения;
- Ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
- «портфолио» учителя и ученика дает прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании УУД, метапредметных и коммуникативных достижениях;
- Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
- Изучение основ информатики и вычислительной техники;
- Составление отчетов, графиков, диаграмм;
- Поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно- исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
- Проведение родительских собраний;
- Воспитательные работы и социальные проекты;
- Музейные уроки, виртуальные путешествия, посещение музеев;
- Тренажеры по предметам, тестирования;
- Развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаются обязательно в комплексе со здоровьезберегающими технологиями (физминутки, гимнастика для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально –ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подростающего поколения –важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Технологии внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, дает им ощущение « классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно –исследовательских работ.
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы.» В.А. Сухомлинский
.Современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажером, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении инновационных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
ВЫВОД:
Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.
Литература:
- Полат Е. С. Метод проектов.
- Библиотека журнала «Вестник образования» №4 (2003г.) Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
- Сборник информационно –методических материалов о проекте « Информатизация системы образования».
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998г.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь 1996г.
- Сборник «Информационные технологии в деятельности учителя начальных классов и предметника» 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
В данной статье я представляю материал из своего опыта работы по теме " Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО"....
Достижение качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Итоги реализации ФГОС НОО, сравнение классов....
Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС
доклад на тему "Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОСПовышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС"п...
Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
О новых введениях ФГОС...
Тема: Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
В условиях введения ФГОС НОО встает ряд вопросов, главным из которых остается : -Как научить ребенка учиться? -Как добиться достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных резул...
«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО».
laquo;ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»....
Доклад на тему "повышение эффективности и качества образования в начальной школе ув условиях реализации обновленных ФГОС НОО"
доклад на МО учителей начальных классов района...