Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (3 класс) на тему

доклад на тему "Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОСПовышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

подготовлено к районному методическому объединению Тахтамукайского района Республики Адыгея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Цель:

Создание условий для совершенствования мастерства и самообразовательной деятельности учащихся и педагогов;

Активация познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путем повышения эффективности педагогического процесса;

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитание учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС начального и общего образования.

Задачи:

  1. Вести целенаправленную систематическую деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий. Продолжить работу по гармоничному развитию личности ребенка через учебно-воспитательный процесс.
  2. Отрабатывать учебные и образовательные программы, ориентированные на развитие индивидуальности ученика.
  3. Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обучаемости.
  4. Вести просветительскую работу с родителями по вопросу обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся.
  5. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

-выявление затруднений, и оказание практической помощи учащимся в рамках ФГОС

      Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

      Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

     Ключевой вопрос – новое понимание качества образования. Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования – успешная социализация учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (для начальной школы –универсальных учебных действий). Понятно что такая целевая установка требует модернизации образования. Для этого и были выбраны инновационные технологии, для эффективности и качества образования.

Причины выбора инновационных технологий.

*образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно – урочной системы.

*позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.

* они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно – ориентированного подхода.

* они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.

* образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.

* они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

* образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

        Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств; эмоционально –ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно – ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

        Исходя из поставленных задач, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

     Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Для этого необходимо организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентности ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

          Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, как

 Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества

- гуманно –личностная технология

 Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- игровые технологии

- проблемное обучение

- проектно –исследовательская технология

 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология уровневой дифференциации обучения

- групповые технологии

- информационно –компьютерные технологии

 Технология развивающего обучения:

- система развивающего обучения

- общие основы технологии развивающего обучения

 Здоровьесберегающая технология:

- в сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИТ:

  • Владеть основами работы на компьютере
  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами
  • Владеть основами работы в Интернете

Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

На данный момент можно выделить основные направления применения ИКТ:

  • Подготовка дидактического материала для учебно- воспитательного процесса
  •  ( печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
  • Создание нового класса блока и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
  • Электронная почта;
  • Тестирование по предметам, проверка техники чтения;
  • Ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
  • «портфолио» учителя и ученика дает прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании УУД, метапредметных и коммуникативных достижениях;
  • Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
  • Изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • Составление отчетов, графиков, диаграмм;
  • Поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно- исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
  • Проведение родительских собраний;
  • Воспитательные работы и социальные проекты;
  • Музейные уроки, виртуальные путешествия, посещение музеев;
  • Тренажеры по предметам, тестирования;
  • Развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаются обязательно в комплексе со здоровьезберегающими технологиями  (физминутки, гимнастика для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально –ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подростающего поколения –важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

     Технологии внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, дает им ощущение « классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно –исследовательских работ.

       «Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы.»  В.А. Сухомлинский

   Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооруженная знаниями, может оказаться опасной для общества.

      В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажером, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении инновационных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Литература:

  1. Полат Е. С. Метод проектов.
  2. Библиотека журнала «Вестник образования» №4 (2003г.) Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
  3. Сборник информационно –методических материалов о проекте « Информатизация системы образования».
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998г.
  5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь 1996г.
  6. Сборник «Информационные технологии в деятельности учителя начальных классов и предметника» 2009г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней школы №3 п. Яблоновский

Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Работу выполнила:

 учитель начальных классов

З. Ю. Шичиях

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.

В данной статье я представляю материал из своего опыта работы по теме " Пути повышения эффективности и качества образования в начальной  школе в условиях реализации ФГОС НОО"....

Доклад на тему "Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...

Тема: Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.

В условиях введения ФГОС НОО встает ряд вопросов, главным из которых остается : -Как научить ребенка учиться? -Как добиться достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных резул...

«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО».

laquo;ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»....