«Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая современного урока в начальной школе»
учебно-методический материал

Леонова Ольга Евгеньевна

Тема по самообразованию для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_i_individualnyy_podhody.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Дифференцированный и индивидуальный подходы  как основная составляющая  современного урока в начальной школе»

                       (Учитель:Леонова О.Е.   МОУ Раменская СОШ №8)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»

                    К. Д. Ушинский  

    Проработав в школе более 40 лет, могу с уверенностью сказать, что девиз любой школы должен быть: «Школа, где каждый успешен». Естественно, учителей не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику

(и сильному, и слабому) почувствовать себя успешным.

Ответы на эти вопросы можно получить в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

    Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности для различных групп обучающихся. Индивидуальный подход – важный психолого – педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп обучающихся.

Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом обучающемся его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть  индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

   Развитие мышления обучающихся – одна из основных задач начальной школы. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка, - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные обучающиеся по – разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения.

   В условиях классно – урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Как строить процесс дифференцированного обучения?

    Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями. А также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашим психологом.

2. Выделение отдельных групп обучающихся, отличающихся:

  • различным уровнем усвоения материала на данный момент;
  • уровнем работоспособности и темпом работы;
  • особенностями восприятия, памяти, мышления:
  • уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приемы, которые помогают обучающимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объема и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий. Каждый из этих этапов по – своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трем условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

  • 1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи ;
  • 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно;
  • 3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим обучающимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошая память и внимание, нормально развитое мышления, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, учебная мотивация высокая. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одаренностью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу–практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп обучающихся? Как подать материал, чтобы одаренные не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его? Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает еще при написании календарно – тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов. Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание. Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

По математике можно проводить «блиц – турниры» - это уроки решения задач, примеров: нужно решить определенное количество заданий за определенный норматив времени. Разнообразие и интерес в эти занятия вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания трех уровней сложности, а право выбора сложности заданий оставляет за учеником. Обучающиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» обучающихся, обучая их. Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданием, а в случае затруднения всегда можно воспользоваться помощью консультанта. Из нестандартных жанров уроков часто использую уроки – игры.

Работая по технологии дифференцированного и индивидуального обучения, я включаю эту работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.

Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте  в 1-ом  классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35- минутного урока не пропала даром, чтобы «не потерять» ни самих читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Поэтому на уроках мои первоклассники работают  не только с «Букварем», но  и с дополнительными карточками, содержащими слоговые таблицы, рифмовки, короткие стихи, и др. в 1 полугодии.

       На этапе подготовки к восприятию нового материала включаю дифференцированные задания, направленные  на актуализацию  имеющихся знаний и на формирование  мотивации  познавательного процесса.

Это позволяет повышать учебную мотивацию всех обучающихся:  умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать (не секрет, что, стремясь научить начинающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся  слушать  и отвечать на вопросы по услышанному.

        Наблюдения показывают, что не сразу все обучающиеся начинают проявлять интерес к  новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны  узнать, как искать пути к истине. Если  сразу не обратить  внимание на этих  детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

Уместно в этом случае предлагать таким детям  карточки, содержащие материал, легко  интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а  остальным предложить составить  вопросы  по изучаемой  теме.

  Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которые ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого обучающегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.  

Успешное развитие познавательной активности и  самостоятельности обучающихся возможно иногда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками,  развития способностей, учитывая разный уровень усвоения знаний у обучающихся:

  1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.
  1. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями,  понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
  2. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить  межпредметные  связи, что, в свою очередь способствуют  творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать  обобщения и выводы.

Эти уровни  усвоения и лежат в основе методики составления   разноуровневых  заданий.

Приведу примеры некоторых из них:

Русский язык:

Например, по теме «Безударные гласные».

I задание: 1уровень.

Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В…лна, в…сна, д…мишко, л…сной, с…оновый, в…дичка. (Волнистый, волноваться, волны, весла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).

                                            2 уровень.

Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Алгоритм.

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.
  5. Напиши слово, вставь букву.
  6. Обозначь орфограмму.

Б – гун -…, х – дить -…, сл – ды - …, в – да - …, б – да - …, в – лна - ….

                                            3уровень.

Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Прол – тать - …, д – ждливый - …, в – сенний - …, гр – зовой - …, тр – винка - …, стр – ла - …, с – сновый -….

II задание: вставь пропущенные буквы и подбери проверочные из предложенных:

1 уровень.

Измени слова так, чтобы безударный гласный ударным. Запиши, выдели корень. Л.са, п.ля, г.ра, р.ка, д.жди, б.рега.

2 уровень.

 Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово. Выдели в словах с пропущенными буквами корень.

Солнце село, но в л.су ещё св.тло. Птицы в.село щ.бечут. Блестит м.л.дая травка. Алый свет зари ск.льзит по веткам и ств.лам д.ревьев.

3 уровень.

Составь из слов предложения. Запиши их, выделяя в словах с пропущенными буквами корень. В скобках напиши проверочное слово.

Л.су, осеннем, в, т.шина, ст.ит, птичьих, не слышно, г.л.сов.

Пож.лтели. и, листья, с, осыпались, д.ревьев.

Скоро, з.ма, белым, завьюжит, к.вром.

Например, при изучении  темы «Родственные слова».

1 уровень.

Напиши ряд родственных слов, исключив лишнее слово. Выдели корень.

Нос,  носильщик, носик, носатый.

Час,  часок, часть, часовщик.

Гусь, гусята, гусеница, гусыня.

Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

2 уровень.

Запиши пары родственных слов. Выдели корень.

Лес – лесник,  стена – гвоздь,  река – плот,  кот – котик,  сад – садовый,  поле – полюшко,  дом – домашний,  гриб – грибной,  дом – дым,  обед – стол.

3 уровень.

Закончи предложения, вставив подходяще  по смыслу слово. Выделите общую часть родственных слов.

Уч…тель – это человек, который …

Стр…итель -  это человек, который …

Б…ксер - это человек, который …

Сп…ртсмен - это человек, который …

При изучении темы «Главные и второстепенные члены предложений» в 3 классе предлагается следующее задание:

1 уровень.

Спиши предложения и выдели в них главные члены.

Однажды родители подарили Коле щенка. Пушистый щенок быстро привязался к Мальчику.  Он повсюду бегал за своим хозяином.

2 уровень.

Дополни пропущенные слова. Подчеркни члены предложения.

Дует холодный северный ….

Белые пушистые … падают на землю.

Наступила… зима.

3 уровень.

Составь предложения по схеме.

Где?    ═    какой?   ─ .

─   как?    ═    от кого?.

Какой? ─   ═  чем?.

  Дифференцированный подход к обучающимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности обучающихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка “Как работать над орфографическими ошибками”:

  1. Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.
  2. Устно объясни правописание.
  3. Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река-реки; идешь-несешь, поешь; не был-не писал, не знал).
  4. Если слово из словаря, подбери несколько родственных слов, составь словосочетание или предложение (интересный-интерес, интересоваться, интересно, интересный рассказ).

В рабочих тетрадях слабых учеников учитель первоначально сам выполняет эту работу над ошибками, давая образец. Через определенное время учитель делает только часть записи, остальное выполняет ученик. Некоторые ребята забывают делать эту работу, в их тетрадях учитель оставляет такую запись:

Работа над ошибками.

Математика. 

Тема. «Решение задач на разностное сравнение»

1уровень.

Соедини тест задачи с нужным выражением.

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

2+3              3+2                       3 – 2

2уровень.

Составь выражение к задаче.

Ширина ленты 9см. Это на 7 см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

3 уровень.

Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений выучил Митя в четверг?

Дифференциация учебных задач по уровню творчества:

"В вазе стояло 6 белых гвоздик и 5 красных. Завяли 2 гвоздики. Сколько гвоздик осталось в вазе?"

Задание для 1-й группы (1уровень): "Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом".

Задание для 2-й группы (2 уровень): "Решите задачу двумя способами".

Задание для 3-й группы (3 уровень): "Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами".

Литературное чтение

На этапе обучения грамоте в 1 классе:

1 уровень.                   Как воет волк на луну ?

                                    У – у – у …

                                     ( не читающие дети)

2 уровень.                   У- сучок . В любом лесу

                                      Ты увидишь букву «У».

3 уровень.                    У -  улитка на дорожке

                                     смело выпустила рожки.

                                     Уходите-ка  с  пути!

                                     Не мешайте дом везти!

При подготовке домашнего задания по чтению:

1 уровень– выразительное чтение рассказа.

2 уровень– подготовить план пересказа.

3 уровень– приготовить инсценировку отрывка и подготовить материал о писателе.

Окружающий мир.

В 1 классе в октябре месяце мы изучали тему «Домашние животные». Обучающимся было предложено разноуровневое задание:

1 уровень– нарисовать домашнее животное, подобрать загадки

2 уровень – описать жизнь и повадки домашнего животного(можно использовать фотографии).

3уровень– составить презентацию «Мой четвероногий друг».

(Представить некоторые работы обучающихся)

Вывод: при работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Дифференцированный  подход к школьникам – это важнейший принцип  воспитания и обучения.

Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно–воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным программам,  предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе

Уровневая дифференциация создаёт благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе....

Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».

Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...

Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения. План психологического сопровождения об...