Поддержка и развитие детей, имеющих трудности в обучении
статья

Бронникова Расима Абульбаисовна

Из года в год педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а также в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Но никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости обучающихся. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_2021.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Поддержка и развитие детей,

имеющих трудности в обучении

Автор: Бронникова Расима Абульбаисовна

учитель начальных классов

2021

Аннотация

Из года в год педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а также в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Но никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости обучающихся. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

 «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире.

Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная,

и психологическая, и медицинская, и педагогическая …»

М.М.Безруких

         Актуальность проблемы заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Так как в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

В первый класс приходят дети с различным уровнем готовности к школьному обучению, с разным «набором» способностей, умений, поведенческих реакций. Очень заметны в начальной школе индивидуальные различия.

Как правило, выбираемый мной средний темп работы на уроке, оказывается оптимальным лишь для определенной части учеников, для других детей он слишком быстрый, для третьих замедленный. Одна и та же учебная задача для одних учеников является легкой, для других – сложным вопросом. Один и тот же текст одни дети понимают после первого прочтения, другим необходимо повторение, а третьим – разъяснение.

Отсюда следует, что успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не только от моей деятельности, но и от познавательных возможностей и способностей самого учащегося, в том числе, особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, а также физическим состоянием.

Поэтому, передо мной стоит задача – создать условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика на уроках и во внеурочной деятельности.

Для решения данной задачи я сделала следующее:

  • Наблюдала каждого ученика в период адаптации в 1 классе.
  • Проанализировала результаты педагогической диагностики и определила характер трудностей ученика.
  • Разработала индивидуальную траекторию развития ученика, преодоления трудностей в обучении.
  • Фиксировала результаты продвижения ученика, сравнивала их с предыдущим результатом, вносила коррективы в индивидуальной траектории развития ученика.

Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание. 

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.

Для повышения мотивации и интереса к учёбе использую:

-Наглядно-иллюстративный материал

-Применение ИКТ, видео и музыкального сопровождения

-Разнообразие индивидуальных заданий

-Дидактические игры, проектная работа

-Работа в паре, в группе

-Индивидуальное консультирование

-Посильные домашние задания

-Контроль и поощрение учащегося

Для создания ситуации успеха со   слабоуспевающими учениками использую такие виды работ:  

- Карточки для индивидуальной работы.

- Задания с выбором ответа.

-Деформированные задания.  

-Перфокарты.

-Карточки – тренажеры, карточки-информаторы, карточки с образцами решения,

-Творческие задания.

Включаю упражнения на коррекцию и развитие когнитивной сферы с опорой на учебный материал («Назови одним словом», «10 слов», «Найди лишнее слово», «Пляшущие человечки», «Послушай и ответь», «Шифровальщики» и т.д.). Ребята выполняют их с интересом, задания нравятся, и всё это учащиеся воспринимают как игру. Все эти упражнения способствуют переносу приобретенных умений и навыков на учебную деятельность, что влияет на успешность обучения, а также закрепление изученного учебного материала.

Например, упражнение «Работа со словом» (русский язык). Данное задание способствует дополнительной проработки и закреплению знаний по словарной работе. Ребятам необходимо внимательно посмотреть на словарное слово. Подчеркнуть «опасные места» (с непроверяемым написанием буквы). Объяснить значение этого слова. Написать слово три раза, проговаривая его по слогам. Выделить орфограмму, поставить знак ударения, придумать и записать предложение или словосочетания с этим словом.

Поработать с этим словом: схематически в виде рисунка изобразить в слове «опасные места» для того, чтобы закрепить написание словарного слова. Ребятам объясняется, что наш мозг устроен так, что мы запоминаем лучше зрительные образы (картинки), чем последовательность символов (букв). В дальнейшем, когда ребята будут сомневаться в правописании словарного слова, им достаточно будет только вспомнить зрительный образ (картинку) к этому слову.

Упражнения: «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Продолжи ряд», «Спрятавшиеся слова», «Вставь недостающее слово» и др. составлены по материалам учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, которые способствуют не только коррекции и развитию когнитивной сферы обучающихся, а также позволяют закрепить учебный материал, изученный ранее.

В каждое занятие стараюсь включать упражнения, направленные на развитие внимания (формирование устойчивости, распределения, объёма). Ребятам предлагаю выполнение «Корректурной пробы», «Письмо с пропусками», «Шифровальщик». Для формирования мотивации к выполнению задания на внимание использую прием взаимопроверки работ детьми.

Таким образом, содержание занятий должно быть направлено не только на усвоение предметных знаний, но и на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, речи. Обязательно нужно сотрудничать с родителями учеников, обсуждать с ними неудачи и успехи детей, выявлять причины.

Тогда возможно преодолеем трудности в обучении детей и будет решаться одна из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005

2. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Чтобы не возникли трудности: Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы /Под редакцией Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002.

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/09/20/sistema-raboty-s-detmi-ispytyvayushchimi-zatrudnenie-v

4. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/03/07/aktualnost-problemy-obucheniya-i-obrazovaniya-detey

5. https://multiurok.ru/files/doklad-korriektsionno-razvivaiushchaia-rabota-s-di.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогичсекая поддержка в развитии детей в условиях безотметочного обучения в 1 классе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся. К личностным требованиям относится сформированность мотивации к о...

Индивидуальный подход к детям, имеющим трудности в обучении

В этой презентации вам предоставлены различные подходы к детям , имеющим трудности в обучении...

Выявление, развитие и реализация способностей одаренных детей. Поддержка обучающихся, имеющих трудности в обучении. Из опыта работы

Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. ДидроОдарённый ребенок.… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог св...

Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога для детей, имеющих трудности в обучении

Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога на развитие внимания, мышления, памяти и письменной речи будет полезен не только специалистам школ, но и учителям начальных и коррекционных классов....

Организация работы в Центре ранней помощи и поддержки детей, имеющих ограничения жизнедеятельности

Цель работы Центра ранней помощи - повышение эффективности служб ранней помощи за счёт определения основных функций различных участников взаимодействия, выработки алгоритма их межведомственного взаимо...

Методические рекомендации для родителей детей, имеющих трудности в обучении

В документе содержатся рекомедации для родителей детей, имеющих нарушения письменной речи. Здесь представлены различные игры, которые можно использовать в домашних условиях для развития тех высших пси...

Конспект логопедического занятия в период обучения грамоте для детей имеющих трудности в обучении. Тема: Звуки [К], [К’], буква К, к.

Конспект логопедического занятия в период обучения грамоте для детей имеющих трудности в обучении.  Тема: Звуки [К], [К’], буква К, к....