Сообщение "Познаем ,играем, учимся".
методическая разработка (2 класс)

Воробьева Нина Сергеевна

 «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский В.А.) 

Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Использование различных игр позволит учителю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_mo_poznaem_igraem_uchimsya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Познаем ,играем, учимся. Дети с ОВЗ – это дети с особыми
образовательными потребностями

 «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский В.А.) 

Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Использование различных игр позволит учителю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

"Великая цель образования - это не знания, а действия" – писал Герберт Спенсер. Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний, умений и навыков, но и развитие их познавательной активности  : психических функций, обеспечивающих высокий уровень общего развития обучающихся.                                                                                            Познавательное развитие детей  младшего школьного  возраста характеризуется следующими тенденциями:                    

 1.Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 10-14  названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.                                                                                    2. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказывается способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме и  решать задачи. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате из взаимодействия.   

 3.Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут  самостоятельно придумать сказку по заданной теме. 

4.Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких – либо действий, несложное условие.

Чем менее адекватными состоянию детей были условия  среды, чем длительнее они находились в них, тем более выражены и стойкие трудности в развитии.                                                      

 В связи с этим  возникла  потребность в разработке и создании программы «Познаем, играем, учимся», предназначенной  для детей младшего возраста с диагнозом - задержка психического развития. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

В нашем классе дети с ТНР (тяжелым нарушением речи). Нарушения речи у детей очень разнообразны и могут проявляться в неправильности звукопроизношения, несовершенстве фонематических процессов, ограниченности словарного запаса, несформированности  грамматического строя речи. Нарушения носят стойкий характер и возникнув под влиянием того или иного фактора ,не исчезают самостоятельно. Кроме этого ,нарушения речи отрицательно сказываются на развитие познавательной сферы, поведения личности в целом. Для закрепления полученных речевых навыков дети с ТНР нуждаются в большом количестве повторений и для того, что бы сохранить у ребенка интерес ,необходимо использовать разнообразные игры и игровые ситуации.

Цель учебной работы– не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и его социальная реабилитация.

При обучении дети  испытывают значительные трудности и на уроках русского языка. Допускают большое количество ошибок, не запоминают правила, невнимательны на уроках. Для этого можно использовать следующие приёмы. Яркие дидактические задания. Которые привлекают внимание ребенка, стимулируют к его выполнению. Например:

1.Исключение лишнего: лесник, лесовоз, лесочек, лестница;

продавец, певец, кузнец, каменщик;

сугроб, мороз, снег, зима.

2. Части и целое.

а) Перья, клюв, хвост, крылья, когти. — Кто это?

Листья, ветки, корень, сучья, крона. — Что это?

б) «Где мы могли бы оказаться?»

Инструменты, пюпитр, ноты, музыканты, дирижер.

4. Обобщения.

Шкаф, диван...

Дерево, цветок...

Метла, лопата...

На каждом занятии имитируются проблемные ситуации, которые дети должны решать — сопоставляя, сравнивая звуки, слова, предметы, находя их общие и отличительные свойства. Можно использовать такие задания на таких этапах урока, как актуализация знаний, самоопределение к деятельности, также на обобщении изученного на уроке материала.

При прохождении темы «Антонимы, синонимы» дети могут выполнять следующие задания:

а) Выберите слова-антонимы (парами):

ссориться, забыть, потерять, найти, конный;

сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;

малый, великий, голодный, сытый, пеший.

б) Исправьте предложения:

Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.

Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.

5. Узнайте предмет по описанию.

Лохматый, косолапый, бурый — ...

Хищный, сильный, полосатый — ...

Яркое, теплое, лучистое — ...

Новая, интересная, библиотечная — ...

7. Выберите из трех слов два слова-«неприятели» (антонимы).

Друг, печаль, враг, высокий, большой, низкий, говорить, идти, молчать, ночь, сутки, день.

8. Подберите к словам слова-«приятели» (синонимы).

здание                боец

торопиться       лошадь

смелый             раньше

прежде             дом

конь                  спешить

солдат             храбрый

9. Приём: Письмо с «дырками». Учитель диктует слово, учащиеся при написании этого слова пропускают букву безударного гласного звука, например, м . сты, р. ка, гл . за и т.п. Таким образом, учащиеся учатся определять «опасные места» в слове, т.е. ставить орфографическую задачу.

Для развития логического мышления можно использовать разнообразные упражнения:

1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

5. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

При задержке психического развития имеется недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. 

Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы

Занятия по формированию внимания проводятся в виде обучения «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Например, детям предлагаются следующие тексты:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Вешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьютгнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Охотник вечером с охоты…». Каждому ребенку дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.

Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...

"Вместе играем, учимся, переживаем"

Планирование по внеурочной деятельности 1 класс...

Клубный час в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

В современной школе  мы часто сталкиваемся  с  такой  проблемой  как заниженная самооценка у детей, плохое настроение  из-за неудач, тревожность. Или наоборот, проявление...

Презентация к клубному часу в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

Презентация является электронным сопровождением  к  конспекту занятия: "Учимся играя.Учимся радоваться жизни". В ней находятся слайды с закодированной темы занятия, картинка солнышка и слова...

Дидактическая игра «Учимся вежливости»

беседа на тему учимся вежливости...

Дидактическая игра "Учимся читать". Часть 3

Дидактическая игра "Учимся читать", часть 3 создана для дошкольников и учащихся 1 класса с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Работа выполнена в программе MS O...

Дидактическая игра "Учимся читать". Часть 4

Дидактическая игра "Учимся читать", часть 4 создана для дошкольников и учащихся 1 класса с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Работа выполнена в программе MS Office...