Разнообразные приемы и формы работы крышками на коррекционных занятиях, как средство развития сенсомоторных навыков детей с ОВЗ.
методическая разработка (1, 2 класс)

Петрова Наталья Геннадьевна

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно способствует интеллектуальному и речевому развитию детей. Благодаря сенсомоторному опыту у ребенка возникает представление о себе, о предметах, пространстве, времени, причинности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разнообразные приемы и формы работы крышками на коррекционных занятиях, как средство развития сенсомоторных навыков детей с ОВЗ.

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм.)  И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно способствует интеллектуальному и речевому развитию детей. Благодаря сенсомоторному опыту у ребенка возникает представление о себе, о предметах, пространстве, времени, причинности. В результате движения и получения информации от анализаторов происходит с одной стороны возникновение и уточнение сенсорной информации, с другой – развитие двигательной функции.

Задачами сенсомоторного развития являются:

1. Развитие двигательных функций: совершенствование общей, мелкой  и артикуляционной моторики; поддержка физического тонуса детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2. Стимуляция накопления сенсомоторного опыта: создание условий для ознакомления детей с цветом, величиной, осязаемыми свойствами предметов; закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам — величине, форме, цвету; обогащение чувственного опыта детей, показ разных способов обследования предметов, совершенствование восприятия детей, активное включение всех органов чувств;

Игры с цветными крышками способствуют развитию мелкой моторики рук, дадут понятие о величине, научат детей ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, развивают внимание, воображение, творческие способности. Во время игр у детей развивается восприятие: зрительное и осязательное, формируются навыки самостоятельного и совместного выполнения задания, формируется и активизируется словарь. Пластмассовые крышечки от бутылок, различных баночек, тюбиков и косметических средств — замечательный материал не только для творческих экспериментов, занимательного конструирования и изготовления полезных для детских ножек массажных дорожек. Их смело можно использовать также в разнообразных развивающих занятиях с детками

Хочу поделиться своим опытом работы, как можно использовать цветные крышки в обучающем процессе работы с детьми.

Дидактические игры с цветными крышками                                                                            

1. Развивающая игра «Найди цвет и сосчитай»

Графический диктант

Довольно интересный вариант обычного графического диктанта.

Подготовка. На картонном листе большого формата чертится поле с клеточками в соответствии с размером используемых крышек (у нас 4 х 4 см) — чем больше размер игрового поля, тем увеличиваются возможности для создания разнообразных больших фигур. У меня на тот момент была пустая коробка от игрушечного набора среднего размера, поэтому я вырезала из нее два картонных листа, которые перед началом занятия просто располагаю рядом горизонтально или вертикально.

Впоследствии же можно выкладывать фигуры просто на столе или на полу на воображаемом клеточном поле — это посложнее, но зато лучше тренируется пространственная ориентация и координация движений.

Также заранее самостоятельно составляются или используются уже готовые варианты графических заданий (можно найти в интернете), в которых прописывается направление движения (вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали) и количество клеток.

Занятие. Взрослый диктует ребенку, в какую сторону и на сколько клеточек надо размещать крышки, а малыш выполняет задание. В итоге получается заданная объемная фигура. Начать лучше с выполнения простых заданий, постепенно переходя к более сложным схемам.

Графический диктант, в том числе и в таком исполнении, отлично развивает пространственную ориентацию, ну и, конечно, мелкую моторику.

Геометрические цепочки

Подготовка. Для этого занятия потребуется заранее изготовить карточки с образцами соединенных между собой простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, полукруг, овал, треугольник, трапеция, ромб). Для этого я использовала линейку с фигурными трафаретами, но можно рисовать просто от руки.

Виды соединений фигур также могут самыми разнообразными — горизонтальная и вертикальная дорожка, разнонаправленные дорожки с ответвлениями от центральной фигуры вправо, влево, вверх или вниз, симметричные и ассиметричные. Возможности схем и узоров ограничиваются лишь рамками фантазии взрослых. Можно периодически создавать все новые варианты схематических комбинаций.

Занятие. Ребенок берет первую карту из стопки и приступает к выполнению задания по образцу. Желательно каждую фигуру выкладывать одним цветом — тогда на общей схеме все фигуры хорошо просматриваются.

Важный момент — малышу для начала лучше потренироваться просто в выкладывании геометрических фигур из крышек, чтобы выполнение заданий по карточкам проходило легче и динамичнее.

Ребенок, собирая геометрические цепочки из крышек, и фигуры отлично запоминает, и цвета постоянно повторяет.

Решение примеров и задачек на счёт

Это хорошее наглядное пособие для знакомства ребенка с математическими действиями на сложение и вычитание.

Подготовка. Заранее необходимо изготовить небольшие картонные карточки одного размера (у нас 3 х 10 см) с математическими заданиями. Самый простой вариант — написать на них цифры фломастером или ручкой, но можно сделать карточки поярче и повеселее — для этого я приклеила цифры-вырезки из журналов и рекламных проспектов (такая подборка журнальных цифр и букв у меня всегда хранится в кармашках специального фотоальбома и регулярно пополняется).

Также необходимо заранее определиться, что будет использоваться ребенком для обозначения математических действий: магнитные знаки, любые карточки или малыш будет сам выкладывать знаки из крышек.

Рекомендации. Начинать играть лучше с цифрового ряда до 10 — в этом случае в игре участвуют цифры от 1 до 5. Примеры заданий:

Желательно вырезать карточки усложненных примеров из картона другого цвета, отличного от карточек с простыми заданиями, чтобы было проще их разделять при необходимости. В дальнейшем можно увеличивать сложность игровых заданий по нарастающей, если ребенок продолжает проявлять интерес к этой игре.

Как мы играем? Перед ребенком лежат перемешанные карточки изображением вниз и коробочка с крышками. Он берет любую карточку и приступает к выполнению обозначенных на ней математических действий. Для этого надо выложить указанное количество крышек и поставить между ними соответствующий знак.

Дидактическая игра «Выложи букву» (для детей 4-7 лет)

Цель: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, учить детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы, закреплять навыки самоконтроля над деятельностью, закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.

Материал: карточки для наложения, изготовленные с помощью компьютера или же  нарисованные, с образцом и пустые, цветные крышки.

Краткое описание  игры: детям предлагают —

1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на карточке слева + три крышки в одну строку сверху. Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».)

2. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква «Т»).

3. Выложить по образцу букву, для получения объемного изображения.

4. Назвать   её.

5. Соединив 2 карточки, прочитай что получится. Придумай слова, из составленных букв.

6. Далее используются пустые бланки, для закрепления знакомых букв.

Дидактическая игра «Запомни и повтори» (для детей 4-7 лет)

Цель: формировать зрительную память и зрительное внимание, устойчивое зрительное восприятие, закреплять в речи детей слова, обозначающие пространственные отношения (красный — рядом с ним синий, желтый после красного, синий — под красным).

Материал: плана-схемы (демонстрационный материал), карточки для наложения, изготовленные с помощью компьютера, цветные крышки.

Краткое описание  игры: детям предлагают —

1. Для малышей сначала наложить  крышки на цветные кружочки, назвать цвета.

2. План-схему и за 4-5 секунд запомнить её и выложить по памяти  с учетом  цвета.

3. Сравнить её с образцом.

4. Пустые таблицы можно использовать как игру «Чего не стало?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы и формы работы над развитием орфографической зоркости "

Потребность в качественнообразовании человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний сделала проблему грамотности чрезвычайно актуальной. Причиной недостаточности грамотности  учащих...

Формирование навыка чтения на коррекционных занятиях на основе развития познавательных процессов.

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов у младших школьников....

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных навыков учащихся

Коррекционное занятие направлено на формирование умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объясня...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...

Выступление "Малые формы фольклора как средство развития образной речи детей"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и связанным с сознанием и познанием окружающего мира.   С введением нового Федерального государственног...