«Развитие субъектности образовательного процесса при использовании технологии электронного портфолио обучающихся»
статья

Веселов Виталий Сергеевич

В статье описывается проект опытно-экспериментальной площадки и решение одной из задач, направленной на развитие субъектности образовательного процесса при использовании технологии электронного портфолио обучающихся. Подробно изложена структура электронного портфолио и его принципы работы, а также особенности реализации данного проекта в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: субъектность, образовательный процесс, электронное портфолио, индивидуализация, персонализация, цифровая среда, информатизация, цифровая биография.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие субъектности образовательного процесса при использовании технологии электронного портфолио обучающихся»

Веселов Виталий Сергеевич,

Veselov Vitaliy Sergeevich,

педагог-психолог, ГБОУ Лицей №369

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Адрес: ул. Маршала Захарова, д. 52, Литер А,

Тел.:89650392840, email:psy369@mail.ru

Левых Марина Ивановна,

Levykh Marina Ivanovna,

заместитель директора по учебной работе, ГБОУ Лицей № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга

Адрес: ул. Маршала Захарова, д. 58 А,

Тел.:89111322017, email:marinalevyh@list.ru

 

Безлюдько Мария Николаевна,

Bezlyud’ko Mariya Nikolayevna,

педагог-психолог, ГБОУ Лицей №369

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Адрес: ул. Маршала Захарова, д. 52, Литер А,

Тел.:89218677726, email:mariebez@mail.ru

Аннотация

В статье описывается проект опытно-экспериментальной площадки и решение одной из задач, направленной на развитие субъектности образовательного процесса при использовании технологии электронного портфолио обучающихся. Подробно изложена структура электронного портфолио и его принципы работы, а также особенности реализации данного проекта в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: субъектность, образовательный процесс, электронное портфолио, индивидуализация, персонализация, цифровая среда, информатизация, цифровая биография.

Основная идея проекта опытно-экспериментальной работы заключается в создании в ОО условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого обучающегося и становление его субъектом образования на основе использования электронного портфолио.

А.В. Брушлицкий полагает, что «субъект - это высшая системная ценность сущности человека, совокупность его фундаментальных свойств и способностей превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования». [1]

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017-2030 г.г. в России должны быть построены общество знаний и цифровая экономика. Для системы образования это означает, что в течение этого времени должны быть сформированы цифровые модели образовательных инструментов и цифровой среды в целом, а также описаны подходы к реализации их на практике. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения. [3]

Преимущество проекта заключается в оптимальной организации образовательного процесса в ОО с использованием технологии электронного портфолио как основного инструмента развития субъектности образовательного процесса.

В нашем образовательном учреждении, в соответствии с программой развития, за последние три года были внедрены технологии дистанционного обучения – система онлайн-присутствия на уроке, внедрена система электронного документооборота «Электронная школа», разработаны и запущены порталы по онлайн-сопровождению образовательного процесса по всем направлениям. Активная работа по «цифровизации» ОО была сформулирована в инновационной образовательной программе «Unius», которая стала победителем конкурса инновационных образовательных программ Комитета по образованию Санкт-Петербурга в 2019 году. [5]

Данный проект станет составной частью формируемого цифрового пространства ОО. Уникальность данного проекта заключается в интеграции всех слоев образовательной среды путем «цифровизации» современной образовательной организации (дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, школьный музей, цифровой УМК, школьные лаборатории и др.)

Реализация проекта позволит устранить противоречие между декларируемыми в ФГОС задачами по обеспечению доступности образования и индивидуализации образовательных траекторий и существующей практикой организации учебного процесса (реализация принципа равных образовательных возможностей для каждого и доступности качественного обучения).

Проект позволит создать комфортные условия для освоения материала основной образовательной программы обучающимся разных образовательных потребностей. В ходе проекта будут созданы условия для взаимопонимания всех участников образовательного процесса, для совместной работы по решению проблемных ситуаций с обучением или для организации участия в различных образовательных мероприятиях (том числе направленных на поддержку одаренных детей) в целях углубленного изучения предметов в соответствии с принципами развивающего обучения. Проект позволит перенести фокус образовательной деятельности с ресурсного обеспечения образовательного процесса на организацию деятельности и фиксацию этих результатов этой деятельности средствами электронного образовательного пространства.

Цель проекта ОЭР – содействие развитию субъектности образовательного процесса на основе использования технологии электронного портфолио обучающихся.

Для развития субъектности главным условием становится субъектный опыт.

Субъектный опыт, по определению И. С. Якиманской, - «это опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях; где он знает правила организации собственных действий и собственного отношения; где зафиксированы значимые для него ценности и существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен отдать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет». [4]

Задачи проекта ОЭР:

1. Определить принципы и примерную структуру электронного портфолио обучающегося;

2. Разработать методические рекомендации для педагогов по проектированию «зон ближайшего развития» обучающегося;

3. Разработать методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации взаимодействия педагогов при проектировании и реализации программы развития обучающегося.

4. Создать онлайн-путеводитель для участников образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Опытно-экспериментальная работа ведется по реализации первого этапа:

  1. Информационно-аналитический этап, итоги которого предполагают:
  • Сформированные принципы и примерная структура электронного портфолио обучающегося;
  • Составление методических рекомендаций для педагогов по проектированию «зон ближайшего развития» обучающегося и руководителей образовательных учреждений по организации взаимодействия педагогов при проектировании и реализации программы развития обучающегося;
  • Составление онлайн-путеводителя для участников образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей.

В ходе опытно-практической работы были сформулированы основные принципы работы и структура электронного портфолио обучающихся.

В электронное портфолио входят следующие разделы:

Раздел 1 Мой профиль (общая информация);

Раздел 2 Картотека (личная информация): (раздел 2.1 Медицинская карта, раздел 2.2 Социальная карта, раздел 2.3 Психологическая карта);

Раздел 3 Портфолио документов: (раздел 3.1 Образовательная деятельность, Раздел 3.2  Внеучебная деятельность);

Раздел 4 Портфолио работ: (раздел 4.1 Образовательная деятельность, раздел 4.2 Внеучебная деятельность);

Раздел 5 Отзывы;

Раздел 6 Мои планы: (раздел 6.1 Цели, раздел 6.2 Рефлексия).

Основные принципы работы с электронным портфолио:

  1. В электронном портфолио контролируемый доступ к информации, используется механизм разграничения прав;
  2. Обучающимся будет предоставлена возможность самостоятельного формирования своей «цифровой биографии», оптимизации использования учебного времени, выбора учебного материала из информационного пространства знаний, подготовленного сотрудниками ОО и строго ориентированного на индивидуальные потребности обучающегося;
  3.  Обучающийся будет иметь возможность поставить перед собой цель. Родители, ресурсно и организационно поддержать своего ребёнка. Учителя, сформировать для него индивидуальный маршрут, обеспечить дополнительной образовательной литературой, включить в проектную группу;
  4. Интеграции всех слоев образовательной среды путем «цифровизации» современного образовательного учреждения (дополнительное образование, внеурочная деятельность, школьный музей, цифровой УМК, школьные лаборатории и др.);
  5. Формирование тиражируемого образа электронного портфолио, равно применимого в любой образовательной организации; 

Формирование субъектности в образовательном процессе будет способствовать выстраиванию взаимодействия между участниками этого образовательного процесса, в первую очередь между педагогом и обучающимся, на основе индивидуальности личности и ее самоценности. [2]

Таким образом, развитие субъектности образовательного процесса, в нашем понимании, это развитие принципа индивидуализации образовательного процесса. А это означает, что за обучающимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной траектории развития, что определяет важнейшую задачу учителя – проектирование «зон ближайшего развития» ученика и его педагогическое сопровождение на основе использования данных электронного портфолио.

В процессе инновационного поиска будут определены принципы формирования электронного портфолио на основе идей индивидуализации ребёнка в образовании и создания школы, обеспечивающей успешное развитие каждого ребёнка.

Развитие субъектности образовательного процесса ОО осуществляется в процессе педагогической деятельности по созданию и совершенствованию педагогических условий, способствующих включению детей в разнообразные виды деятельности, обогащению их субъектного опыта, освоению способов самостоятельного разрешения проблем, стимулированию рефлексивно-ценностного принятия решений относительно выбора содержания и форм дальнейшего саморазвития. Вместе с тем, демократизация общества, несущая на себе позитивные тенденции, одновременно ставит обучающихся перед многочисленными нравственными проблемами, разрешая которые, они сталкиваются с рисками деформации личности, выбора социально неодобряемых моделей поведения, снижения социальной активности. Пространство самоопределения детей сегодня оказалось суженным: часто содержание образования не становится для них материалом развития собственной субъектности; жизненный опыт детей также недостаточен для оптимального разрешения ими возникающих трудностей (выбор образования, профессии и др.). Для решения подобных проблем создаются условия развития субъектности образовательного процесса и в урочной системе, и во внеурочной деятельности, и в системе дополнительного образования. Это помогает учащимся превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приобретать способность к преобразующей мир субъектной активности.

Список литературы

  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение/А.В.Брушлинский//М. : МПСИ.-2003.-392с.;
  2. Гусакова М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики /М.А. Гусакова// Педагогическое образование в России. -2015. -№4-С.90-95;
  3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”;
  4. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе/И.С. Якиманская//М. : Сентябрь.-2000.-176с;
  5. http://лицей369.рф/ .
  6. http://imc.edu.ru/wp-content/uploads/2020/08/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D1%8B_20.06.2020.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий

Проектпо организации образовательного процесса с   использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой грамотности  По доминирующей дея...

Электронное портфолио обучающегося

Электронное портфолио обучающихся...

Проектирование образовательного процесса с использованием педагогических технологий, обеспечивающих современное качество образования

Проектирование образовательного процесса с использованием педагогических технологий, обеспечивающих современное качество образования...

Использование технологии электронного обучения на уроках английского языка в начальной школе

Каким должно быть современное образование? Влияние соременных электронных технологий на процесс преподавания....