Школьная среда, как фактор формирования социальных навыков у обучающихся с ОВЗ .
статья

Жаткина Виктория Николаевна

Выступление на региональной инновационной площадке "Детско-родительская школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx323.96 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная среда, как фактор формирования социальных навыков у обучающихся с ОВЗ .

                                                           Подготовила:

            Жаткина Виктория Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 58

Здравствуйте, уважаемые  коллеги.

Давным-давно в старинном городе самый способный  ученик Мастера задумался : «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».  Пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. На вопрос ученика: « Какая бабочка  в руках: живая или мёртвая?», Мастер  ответил: « Всё в твоих руках». Вот и в руках Учителя  помочь ребенку  сделать шаг и подняться  еще  на ступеньку  к вершинам своей значимости, вырасти и  стать личностью.

Образование детей с особыми потребностями  -это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

При реализации стандартов нового поколения большое внимание уделяется  формированию универсальных учебных действий. А детям с ОВЗ  формирование  УУД  наиболее необходимо , ведь развитие помогает детям социализироваться.

Имея опыт работы в коррекционных классах, я задумалась:

 каким образом  возможна успешная социализация детей в условиях введения инклюзивного образования.

Поставила цель: создание условий для формирования социальной адаптации   детей с ОВЗ через развитие  личности каждого ребенка.

 Были определены задачи, рассмотрена актуальность исследования проблемы социализации детей, названа тема «Школьная среда, как фактор формирования социальных навыков у обучающихся с ОВЗ».

Сама система инклюзивного образования является  достаточно  эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Я считаю, что именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Я считаю, что  социализация личности – процесс многогранный и достаточно обширный, что гармоничная социализация для всех граждан государства – залог более развитого, морально устойчивого сильного общества.

Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Я  рассматриваю понятие «социализация» как способность ребёнка  занять в обществе  определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития.

За всю историю инклюзивного образования в нашей школе  я работала  с одним ребёнком с нарушением опорно-двигательного аппарата, двумя детьми с тяжёлыми нарушениями речи, пятеро было  с ЗПР, один с расстройством аутического спектра.

В моем классе есть дети с ОВЗ. Коррекционно-развивающую  работу с ними  я  планирую так, чтобы ребята  имели возможность взаимодействовать с  учителем и одноклассниками,  что необходимо для формирования умения работать в коллективе. Для каждого ребёнка осуществляю  подбор наиболее эффективных методов и приёмов. Работа ведётся по индивидуальному образовательному маршруту.

Социализация ребёнка  на моих занятиях  осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:  

-игровой;  опытно-экспериментальной; проектной;  с применением здоровьесберегающих , информационных технологий, проблемно – диалогического обучения.

Для наиболее  успешной социализации на уроке я использую групповую ( парную)  форму работы, где более успешный ребенок  ведет за собой менее успешного,  также  особый  ребенок получает индивидуальные , дифференцированные  задания.

Считаю, что каждый урок –  это,  прежде всего,  коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараюсь включать детей с особыми потребностями  в разнообразную деятельность. Готовясь к  урокам, ставлю  важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию. Научиться учиться, а не только освоить  конкретные предметные знания – моя задача.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся. В моем классе на данный момент обучаются дети с ОВЗ по трем разным адаптированным программам (5.2 тяжелое нарушения речи, 6.2 нарушение опорно-двигательного аппарата, 7.2 ЗПР), что затрудняет процесс подготовки к урокам. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому приходится  постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Часто на занятиях я использую дидактические игры.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:

  •                 какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
  •                 какие  знания, навыки, умения нужно закрепить;
  •                 какие умственные операции развиваются;
  •                 какие личностные качества формируются.

Хочу показать некоторые из тех, которые я использую на уроке.

разрезанные-карточки-со-словами

буквы-прикрыты-линейкой

http://naymenok.ru/wp-content/uploads/2018/10/skorost-chteniya-rebyonka-6.png

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/e410e693aab0da9ff2dde90150aa52a0.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/311

Развитию УУД  поможет и внеклассная работа, ведь она предоставляет огромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания в классе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием.

Организация внеурочной деятельности, дополнительное образование – это еще один пласт социализации ребенка. Посещение кружков, секций  учреждений дополнительного образования важно для личностного роста каждого ребенка.

Дети  должны обучаться навыкам общения, способам  саморегуляции,  умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

        Приемы:

  • Снятие страха - «Ничего страшного...»
  • Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
  • Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
  • Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
  • Педагогическое внушение - «Приступай же...
  • Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
  • («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

В моем классе есть традиции, которые помогают сплотиться всем детям, родителям, помогают чувствовать личную значимость при проведении праздников, конкурсов, соревнований.

Социализация детей проходит не только на уроках, но и во время индивидуальных занятий, внеурочной деятельности, участие в секциях, конкурсах школьных и городских.  (видео)

Уверена, только совместными усилиями учителей и  родителей  дети с ОВЗ адаптируются и социализируются. Надеюсь, что мы  на правильном пути к достижению цели.

Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование как фактор формирования социально адаптированной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение ч...

Эссе Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальной компетенции учащихся

Здоровьесберегающие технологии по типологии делятся на 4 группы......

Методический комплекс коррекционно-развивающих программ направленный на формирование социально-личностной сферы обучающихся с умеренной умственной отсталостью 7-15 лет

Цель: Создание условий для гармоничной и естественной социализации личности обучающихся с умеренной умственной отсталостью.Основные задачи:1.Способствовать оптимизации эмоционального состояния и повед...

Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья....