Формирование навыков жизненной компетенции учащихся с тяжелой и умственной отсталостью на занятиях по программе внеурочной деятельности
статья

Савина Татьяна Сергеевна

встатье рассмотрены вопросывведения ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов,

МКОУ «Коррекционная школа №8»,

г.Арзамас, Нижегородская область.

Формирование навыков жизненной компетенции учащихся с тяжелой и умственной отсталостью на занятиях по программе внеурочной деятельности

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы введения ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), навыки самообслуживания, особенности психического развития.

          Я работаю учителем 1 «Б» класса, в классе обучаются дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В классе обучается 6 человек Пятеро учащихся класса воспитываются в полных и благополучных семьях, 1 ребенок из ДДИ (детского дома интерната для детей инвалидов). До поступления в первый класс дети посещали детский сад комбинированного вида, группу полного дня.

По уровню развития детей можно разделить на 2 группы: ниже среднего и низкий. К уровню ниже среднего относятся 4 учащихся, к низкому 2 учащихся на слайд. Характер заболеваний у учащихся класса разнообразный: 2 учащихся с синдромом Дауна, 1ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС), 2 с ДЦП. Все учащиеся класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, посещают и участвуют в школьных мероприятиях.

           Для реализации программы внеурочной деятельности мною была разработана рабочая программа, которая составлена в соответствии с требованиями к рабочим программам. Рабочая программа внеурочной деятельности включает в себя следующие разделы: 

Пояснительная записка

- Цели

- Задачи

Основные направления организации внеурочной деятельности:

- Спортивно-оздоровительное

- Нравственное

- Социальное

- Общекультурное

- Общеинтеллектуальное (познавательное)

Содержание направлений

Особенности реализации

Формы и способы реализации

Система оценки

Организационный раздел

          К рабочей программе разработано приложение, план - внеурочной деятельности с учащимися на 1 год, который отражает тематику и дату проведения занятия. Тематика занятий подбирается в соответствии с психофизическими особенностями и особо образовательными потребностями учащихся класса. План составлен таким образом, что каждый день недели реализует одно из направлений внеурочной деятельности (пан представлен на экране).

      Например, при реализации общекультурного направления изучалась тема «Части тела» занятие проводилось в кабинете ритмики с использованием больших зеркал, дети учились узнавать себя в зеркале, находить и показывать части тела на себе, что способствовало формированию образа «Я» у ребенка и осознанию гендерной принадлежности. Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия на «Части тела»

          В соответствии с возможностями учащихся у детей с тяжелой умственной отсталостью наибольший интерес вызывают игры. В начале мы использовали предметные игры, сейчас подвижные и ролевые игры с элементами драматизации. Важно при выборе игр соответствовать потребностям ребенка. Предлагаю вашему вниманию фрагмент демонстрирующий занятие по внеурочной деятельности по социальному направлению, которое через инсценировку формирует у ребенка представление о социальной роли и безопасности поведения с окружающими. (сказка Колобок)

    При реализации спортивно-оздоровительного направления мы используем музыкальные подвижные игры, игры с мячом, кеглями, скакалками, мягкими модулями. Занятия проводятся в рекреации, в кабинетах ритмики и адаптивной физкультуры. Хорошо зарекомендовала себя совместная форма проведения занятий, когда дети из разных классов играют вместе. Подобные занятия снижают утомляемость, повышают активность, формируют детский коллектив, учатся общаться с другими детьми. Основная задача спортивно-оздоровительного направления формирование двигательных качеств. Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия на тему: «Кому достанется кегля» 

    Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности реализуется с помощью дидактических игр направленных на формирование познавательных процессов и учебного поведения детей. Предлагаю вам посмотреть занятие на тему «Разноцветные яблоки»

Наиболее сложным во внеурочной деятельности для детей с тяжелой умственной отсталостью является нравственное направление, в связи с тем, что у детей данной категории с трудом формируются нравственные ценности и представления, поэтому вся работа направлена на формирование положительной эмоциональной реакции на результат своей деятельности и деятельности одноклассников. Вашему вниманию представляется видео фрагмент  занятия напрвленный на формирование этических представлений, через эмоции «Эмоции. Грустный, Веселый».

Оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности  складывается из 2 направлений. Первое направление отслеживает участие учащегося и носит количественный характер.

Второе направление это качественная оценка, когда мы оцениваем личностные результаты.

Оценка проводится по 10 бальной шкале методом экспертной группы, которая объединяет педагогов и специалистов, реализующих программу внеурочной деятельности. Результаты оценки фиксируются в соответствующем протоколе и карте личностных результатов освоения программы учащихся.

 Но самым важным результатом для педагогов, детей и родителей является умение ребенка применять полученные знания при посещении общественных мест нашего города. В каникулярное время в рамках внеурочной деятельности совместно с родителями мы ходим на экскурсии (театр, ФОК, батутный цент, ТРЦ «Квадратная птица У», Хиппо), ходим на мастер-классы пиццерия «Соренто», Раскрашивание пряников на фабрике ООО «Сладкий сувенир» (фото с выходов в каникулы).

Таким образом, программа внеурочной деятельности несет значительный потенциал для развития и социализации детей с тяжелой умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной компетенции через технологию системно-деятельностного подхода младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Обобщение педагогического опыта. По данной теме я работала пять лет. Выступала на районной конференции учителей начальных классов....

Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...

Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Занятие по программе внеурочной деятельности учащихся "Путешествие в Мир Эмоций"

- развитие эмоциональной отзывчивости детей, доброжелательнности- развитие способности распознавать и владеть собственными эмоциями- повышенние самооценки детей-развитие сплоченности коллектива....

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...