Проектная деятельность как часть системно-деятельностного подхода в обучении
статья

МО учителей начальных классов

Автор представляет опыт работы по организации проектной деятельности с обучающимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_kak_chast_sistemno_akulova.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как часть системно-деятельностного

подхода в обучении» .

из опыта работы

учителя начальных классов Акуловой Т.Л.

МБОУ СОШ №2 г. Новопавловска

  «Если мы будем сегодня

учить, так как вчера, то мы

украдем у детей завтра»   Джон Дьюи

     Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В основе стандарта  лежит системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники. Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико - ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом  личностных, предметных, метапредметных результатов.

     Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место в моей педагогической деятельности занимает  организация  проектно - исследовательской деятельности.

     Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

  • Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
  • создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

     На мой взгляд, проект – это:

П – практическое;

Р – решение;

О – обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива;

Е – единое;

К – коллективное;

Т – творчество.

     Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно - репродуктивными методами обучения. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.

     Всю деятельность ребенка невидимой нитью пронизывает проектная деятельность, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников, творчески решать учебные и практические задачи. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции. Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых  ими знаний. Уроки - проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. 

     Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных  навыков:

  • Социальных - умение работать в группе; умение  выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.
  • Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
  • Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

     Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения.

     В проектной деятельности выделяются следующие этапы подготовки проекта:

  • Организационно – подготовительный;
  • Информационно – операционный;
  • Рефлексивно – оценочный.

     Организационно – подготовительный этап (планирующий) начинается с планирования работы по созданию проекта. В ходе работы определяются: тема,  цели, подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. Каждый проект начинается с постановки практической задачи для детей. При постановке  задачи учитель должен максимально конкретно указать результат – что мы хотим получить в результате выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна.  Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель – для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-то компьютерных навыков, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать  на  приобретение новых знаний.

     Информационно – операционный этап.  Начинается исследовательская работа. Этапы исследования можно представить в виде:

 

  • теоретическая часть – формирование понятийного аппарата и основ исследовательской деятельности;
  • обоснование практической части;
  • исследовательская часть - опросы, наблюдения, эксперименты, анализ, описание.

     После проведения исследований можно начинать  анализ собранной информации, обобщение данных и их анализ, оформление и рецензирование результатов исследования, т. е провести оформительский этап. 

     Рефлексивно - оценочный этап. Теперь подошла очередь представления проекта  и  оценки  результатов работы.

     Обобщив накопленный материал в группах, готовится  общая  презентация. Важно, чтобы это был не просто отчет, а наглядный, ощутимый результат работы над проектом.

      Возможные формы:

  • выставка;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • праздник или инсценировка;
  • выпуск печатного издания;
  • участие в конкурсе проектов;
  • мультимедийная презентация;
  • фото и видеодокументы.

     На каждом этапе работы над проектом могут возникнуть трудности. На этапе планирования работы учащиеся не всегда еще умеют работать с научно - познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели. На данном этапе важно обратить внимание на групповое взаимодействие детей. Роль учителя здесь заключается в том, чтобы правильно организовать работу внутри микрогрупп, выработать правила группового общения. Здесь обязательно используются приемы и техники группового сплочения.

   

     Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую.

     Сегодня я предлагаю вашему вниманию именно технологию работы над групповыми проектами, которая предполагает участие всех учащихся класса. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей детей.

     При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

     В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость.

     Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

     В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности.

     В соответствии с методом,  лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, информационные, практико - ориентированные, моно – проекты, межпредметные   проекты. 

     Вашему вниманию я хотела бы представить разные виды проектов, в которых принимают участие мои ученики.

     Творческие проекты  и проекты игр не имеют детально проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся  -  она только намечается  и  далее  развивается  в соответствии  с  требованиями  к  форме  и  жанру конечного  результата.  Это может быть стенная  газета,  сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д. 

     Проект «Я и мое имя» и «Наша дружная семейка»  проводится в начале адаптационного периода. Работая над этим проектом, дети учатся:  придумывать разные варианты своего имени, составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера, вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка», «Солнце из ладошек». Целью этих проектов является участие детей в групповой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

     Проект «Цветочная азбука», «Мохнатая азбука» способствует закреплению изучения алфавита.

     Проект «Моя школа», «Герб нашего класса»  воспитывает  у детей  любовь к школе, к учебе, к классу.

     Проект «Моя первая книжка – самоделка» направлен  на развитие навыка  учебной деятельности, расширение кругозора,  интеллектуального развития.

     Творческие  проекты максимально свободные авторские подходы в решении проблемы.   Проекты: «Золотая осень», «Арт - елка», «Сделай город ярче – укрась  вязаными цветами!», «Тепло твоих рук». Целью этих проектов является раскрытие  творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. В процессе проектной деятельности ребенок  не только получает новые знания, расширяет кругозор, приобретает навыки самостоятельной работы,  но и получает удовлетворение в своей деятельности, проявляет интерес к творчеству, к созиданию.

 

     Исследовательские проекты имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически совпадает со структурой реального научного исследования. Исследовательские проекты  -  одна из наиболее  распространенных форм  данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения.

     Исследовательский проект – первый научный труд школьника, но в дальнейшем может стать основой в выборе профессиональной деятельности.   Проект «Путешествие в космический мир». В этом проекте  дети рассказали   о тайне космических планет, раскрыли  важность научных исследований, совершили    необычное путешествие в  космос. Цели и задачи, которые  поставили перед собой: подробнее изучить материалы о космосе; рассмотреть известные научные теории о планетах; создать макеты  космических ракет.   Проект  «Чистая вода» - цель – исследование чистоты воды и ее полезных свойств.

     Со своими  исследованиями  дети выступают перед сверстниками,   на городских научно – исследовательских конференциях.   Широко используют средства ИКТ для раскрытия темы проекта.

     Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком - либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

     Практико-ориентированные проекты  отличает  четко обозначенный  с  самого начала  характер  результата деятельности  его участников.  Этот проект требует четко продуманной структуры.   Это проекты: «Академия дорожных наук», «Библиотека – волшебная страна», «Пейте, дети,  молоко – будете здоровы!»,  «Огонь – друг или враг?». Результат этого проекта ориентирован на социальные интересы детей, сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города.

     Моно - проекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Это проекты по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку. Проекты: «Природная зона – Тундра», «Моя страна», «Жители Антарктиды», «Самый читающий класс», «Мир сказок».

     Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

     

     Следующий не менее важный вопрос – помощь детям в выполнении их работы. Проект – очень хорошее средство, чтобы организовать совместную деятельность детей, родителей и учителя. Основная трудность – выполнить эту работу так, чтобы взрослые работали вместе с ребенком, а не вместо него. В идеале помощь родителей используется на каждом этапе проектной деятельности. Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации.

     Выбор тематики проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися. Мои ученики с большим увлечением выполняют именно тот вид деятельности, который выбран ими самими. Методы  исследования  и  проектов  предоставляют ребенку  уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости.  Педагог выступает  в  роли  скрытого или явного координатора  деятельности ребенка. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых.

     Таким образом, проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. В процессе проектной деятельности ребенок  реализует свои скрытые возможности, раскрывая личностные качества, повышая свою самооценку, интерес к учебной деятельности.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.

     Реализация  проектного метода  в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, мониторинги, проведённые  среди  моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.   Мои ученики с удовольствием осваивают метод проектов, проявляя творчество, самостоятельность и инициативу. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе. 

     Главным результатом своей работы я считаю радостные  лица своих детей, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения.

Статья:"Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения." В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на резул...

Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС

Список литературы:1.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.2....

Программа опытно-экспериментальной работы школы №18 по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации и персонализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных це...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...