ПК 4.3. Технологии обучения
материал

Истомина Александра Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья,    привитие    навыков    здорового    образа    жизни     с     раннего детства. Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС НОО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию    у    учащихся    культуры    здоровья.    формирование     у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Фрагмент урока окружающего мира в 2-м классе по теме

«Проект-родословная», УМК «Школа России»

Динамичес- кая пауза

2

мин

-Сейчас встаньте рядом с партами и повторяйте движения. Раз, два, три, четыре

Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчитать Папа, мама, брат, сестра

Кошка Мурка, два котёнка Мой сверчок, щегол и я - Вот и вся моя семья.

-Садитесь!

(хлопаем в ладоши) (шагаем на месте) (прыжки на месте)

(шагаем на месте)

(хлопаем в ладоши) (наклоны туловища п/л)

(повороты туловища п/л)

(хлопаем в ладоши)

Р.:

саморегуляция как способность к        мобилизации силы и энергии.

Фрагмент урока по русскому языку в 2-м классе по теме

«Разделительный ъ и ь знак», УМК «ПНШ»

Динамичес- кая пауза

2

мин

С при - приставкою присесть, С по - приставкой потянуться,

С под - подпрыгнуть, подмигнуть, Без приставки улыбнуться.

С вы - вытягиваем руки, С о - опустим их опять, Вот и всё, настало время

С за - разминку завершать.

Выполняют динамическ ую паузу за учителем.

Р.:

саморегуляция как способность к        мобилизации силы и энергии.

Фрагмент урока по ОРКСЭ в 4-м классе по теме

«Защитники Отечества», УМК «Основы светской этики»

Динамичес- кая пауза

2

мин

Сейчас встаньте из-за своих парт. Выполним пару упражнений.

Ровным строем мы идём-раз, два, три.

В барабаны звонко бьём- раз, два, три.

.

Мы летим, как самолёт-раз, два, три

Ускоряется полёт-раз, два, три. Пересели в вертолёт-раз, два, три

Поднимает в верх пилот - раз, два, три.

Выполняют динамическую паузу.

(Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте) (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)

(руки в стороны, раскачивание) (ускоряем движение) (руки перед собой, изображаем пропеллер)

(медленно поднимаем руки

над головой, продолжая

Р.:

саморегуляц ия        как

способность к мобилизаци и        силы        и энергии.

На ракете полетим - раз, два, три.

И всех-всех опередим- раз, два, три.

Поплывем на корабле - раз, два, три.

Нас качает на волне - раз, два, три.

Наши пушки метко бьют- раз, два, три.

Нашей Армии салют! Раз, два три!

Присаживайтесь на места

изображать пропеллер) (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони) (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)

(руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)

(руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону) (боксирующие движения руками)

(Подпрыгиваем, вскидывая

вверх руки с раскрытыми ладонями)



Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения

Игровая технология – целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры очевидна. Игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

  • Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
  • развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
  • сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Значение игры в обучении

Вместе с тем, игра учит. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения определенного понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии;
  • в качестве целого урока и его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, если:

  • игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
  • уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр.

Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает

самостоятельность.

Достоинства

  • способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления;
  • несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
  • идет передача опыта старших поколений младшим;
  • способствует использованию знаний в новой ситуации;
  • является естественной формой труда ребенка, подготовки к будущей жизни;

-способствует сплочению коллектива и формированию ответственности.

Недостатки

  • сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
  • подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

-увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание;

  • невозможность использования на любом материале;

-сложность в оценке учащихся.

Задачи учителя начальной школы

  • Сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной.
  • Составлять игровые технологии из отдельных игр и элементов.

Учитель должен стараться активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные формы и виды работ, задания творческого характера. Одним из эффективных средств является дидактическая игра.

Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.

Примеры игр, которые можно использовать на уроках Русский язык. Игра «Живые слова». Работа в группах: по картинке дети составляют предложение, например: Ёжик несёт яблоко. Белка сушит грибы. Медведь собирает малину.

Ученики распределяют, в роли какого слова они будут выступать. Группе дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение. Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно. Расстановка

«живых» слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять правильно предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

Литературное чтение. На уроках в классе происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Карлсон, Чебурашка, Винни-Пух и Буратино, веселые мультяшные человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят.Дети, которые хорошо научились читать, перевоплощаются в роли и показывают театральные инсценировки.

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки, Потому что … (пожелтели листья на осинке) Осень – вкусненькое слово, варится варенье, Потому что… (фруктов много, много угощенья)

Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются, Потому что … ( снова в школу, вот как получается)

Математика. Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях: «Кто больше?»,

«Чей ряд быстрее?». Можно использовать при работе в парах и группах (командах).

Игра «Полет в космос». Винтик и Шпунтик пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.

Игра «Математическая рыбалка». На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Рыбок можно ловить по командам, а можно использовать игру в паре. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Темы:

-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10;

-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 20;

-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 100. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

Игра «Математический футбол». В ворота попадают мячи только с ответом 7, при этом слышится звук аплодисментов. В противном случае, мячи крутятся на месте.

К сожалению, не все кабинеты в начальной школе оборудованы интерактивными досками, и в эту игру можно играть только индивидуально на компьютере. Надеюсь, в будущем все изменится.

Окружающий мир. Игра «Загадай желание». Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы… Если бы я стал птицей, я бы …

Если бы я был деревом, я бы…

Если бы я стал нашей страной, я бы…

Если я бы был иностранным государством, я бы… и т.д.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия школьников. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а также при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока. Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни обучающиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы. Школьники, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории обучающихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Различают понятия внутренней и внешней дифференциации.

Внешняя дифференциация. Создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями.

Внутренняя дифференциация. Организация учебного процесса внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же устойчивыми индивидуальными особенностями.

Чаще всего учитель разбивает класс на три группы в соответствии с уровнем сформированности их умений.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один-два шага, не умеют вести поиск решения. Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей учащихся, входящих в первую группу. Здесь могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу плохой систематической подготовки к урокам. Вместе с тем эту группу составляют учащиеся, относящиеся к разным уровням, обучаемости. Те из них, кто имеет

высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении обычно быстро переходят на более высокий уровень развития.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач. У этих учащихся не сформированы эвристические приемы мышления.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия.

В        настоящее        время        в        российском        образовании        применяется дифференциация:

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);
  • по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);
  • по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.).

Существует дифференциация как предоставление разноуровневых заданий:

  • по уровню сложности;
  • по объёму;
  • по степени креативности: по образцу / творчески;
  • по обязательности выполнения;
  • по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с алгоритмом (образец выполнения), с учителем.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности, индивидуальные дифференцированные задания, групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся, общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного

выполнения.

Русский язык.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и     прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:

    1 группа: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

    2 группа: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными; поставить в них ударение.

    3 группа: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными; поставить в них ударение; выяснить: какое слово будет проверочным.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.  (Обсуждение в парах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....