Апробация учебника Русский родной язык 1 класс
опыты и эксперименты (1 класс)

Саакова Амалия Аркадьевна

Учебник «Русский родной язык» составлен  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Работа с учебником позволит расширить представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст составлен учителем начальных классов Сааковой А.А.,МАОУСОШ №37,г.Таганрог.

Апробация учебника «Русский родной язык. 1 класс»

авторов О.М.Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова и  др.,

издательство «Просвещение», 2020 год.

1. Название учебника, автор, издательство; название курса, предметная направленность, класс.

Учебник «Русский родной язык. 1 класс» авторов О.М.Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова и  др. предназначен для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации и может использоваться с любым  УМК для общеобразовательных школ. Его содержание направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

2. В каких классах проходила апробация;

Апробация учебника проходила в параллели первых классов.

3. Соответствие содержания излагаемого в учебнике материала требованиям ФГОС по предмету (основные задачи изучения предмета надо проверить и воспроизвести по содержанию Основной образовательной программы соответствующего уровня образования и/или по учебному плану текущего учебного года, основная концепция предъявления материала в данном учебнике или разработанном курсе);

Учебник «Русский родной язык» составлен  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Работа с учебником позволит расширить представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Важнейшими задачами курса являются

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Работа по учебнику «Русский родной язык.1 класс» позволит достичь декларируемых ФГОС НОО метапредметных результатов:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
  • приобщение к литературному наследию русского народа;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях:

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

        осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

        осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

        осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

        распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

        понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;

        понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

        осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

        соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

        соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • соблюдение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка:

        произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов.

  • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

        выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;

        проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

        выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

        редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

        употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

        выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

        редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

  • совершенствование умений пользоваться словарями:

        использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;

        использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;

        использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

        владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

        умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;  выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

        умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

        умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

        уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

        уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога.

  • соблюдение основных норм русского речевого этикета:

        соблюдение принципов  этикетного  общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

        различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

4. Обеспечение условий преемственности с предыдущим уровнем (классом) образования по предмету (если подобное предусмотрено);

Учебник «Русский родной язык. 1 класс» не имеет преемственность с ПОУ ШРР «Дошкольник».

5. Структурированность теоретического материала;

Целевыми установками данного курса «Русский родной язык» являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
  • изучение исторических фактов развития языка;
  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе и в учебнике выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

6. Наличие методических и дидактических возможностей для:

А) диагностики,

Б) тренинга-закрепления материала,

В)  контроля знаний учащихся,

Г) организации самостоятельной/групповой работы на уроке при изучении нового или закреплении изученного на уроке;

Д) организации разноуровневой / индивидуальной подготовки учащихся на уроке и дома,

Е) формирования общеучебных компетенций учащихся (мыслительных функций сравнения, анализа, обобщения, выбора, сопоставления, интегрирования знаний данного предмета со сведениями из других предметных областей и т.д. в соответствии с ФГОС).

 Учебник «Русский родной язык. 1 класс» имеет методические и дидактические возможности для

-диагностики (нет разработанных к учебнику проверочных работ)

-тренинга - закрепления материала представлен в учебнике в виде практических работ:

Раздел1. Русский язык: прошлое и настоящее . Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. 

Раздел 2. Язык в действии. Практическая работа. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста.Практика составление устного диалога в общении со сверстником.

К учебнику нет разработанных тестов.

-контроля знаний обучающихся (фиксация и рейтинг учебных достижений по выполнению и освоению материала)

-организации самостоятельной / групповой работы  на уроке при изучении нового или закреплении изученного материала в виде проектных заданий.Проектное задание к разделу1: «Словарь в картинках». На станицах учебника имеются условные обозначения заданий «работаем самостоятельно» и «работаем в парах»)

-организации разно-уровневой / индивидуальной подготовки обучающихся на уроке (на станицах учебника имеются условные обозначения «задания повышенной сложности», «для любознательных»)

-формирования общеучебных компетенций обучающихся : мыслительных функций сравнения, анализа, обобщения, выбора, сопоставления, интегрирования знаний данного учебного предмета со сведениями из других предметных областей (на станицах учебника имеются условные обозначения «сравниваем, на разных этапах урока используются задания учебника и дополнительной дидактической литературы на выполнение анализа, синтеза, классификации, моделирования, установления причинно-следственных связей и т.д.)

7. Наличие в учебнике* дополнительных разделов (справочные материалы, словарь,

схемы разбора/анализа…), их необходимость и практическая востребованность;

В учебнике существуют  дополнительных разделы (справочные материалы), что необходимо и практически востребовано.

В Учебнике «Русский родной язык. 1 класс» по изучаемым темам имеются дополнительные поля «Словарики» (толковый), что необходимо для работы на уроке.

8. Язык изложения материала в учебнике;

Учебник «Русский язык. 1 класс» отражает интересы и потребности современного ребенка с учетом его возрастных особенностей. Учебник по русскому языку составлен в соответствии с принципами адаптивности и психологической комфортности детей. Тексты заданий к упражнениям интересны, понятны первоклассникам и помогают достижению целей уроков

9. Наличие и целесообразность размещения иллюстраций, схем, учебных рисунков и т.д.;

Каждая страница учебника «Русский язык. 1 класс» оформлена яркими иллюстрациями, учебными рисунками, соответствующими текстам  упражнений и облегчающими выполнение учебных заданий.

10. Наличие и практическая полезность дополнений к учебнику (рабочая тетрадь на печатной основе, тетрадь-тренажёр, тетрадь для проверки знаний и т.п.).

К учебнику не существует дополнительная «Рабочая тетрадь» на печатной основе, что затрудняет организацию различных видов деятельности обучающихся. Учителю необходимо обращаться к образовательным учебным платформам для эффективного использования современных методов и технологии организации учебно-воспитательной работы на уроке.

11. ВЫВОДЫ и рекомендации по обеспечению эффективности использования данного учебника / курса в практической учебной деятельности.

Апробация учебника «Русский родной язык. 1 класс» авторов О.М.Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова и  др.,издательство «Просвещение»показала эффективность изучения родного языка и направлена на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Данный учебник является важным условием реализации индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Это подтверждают задания разной степени сложности, задания на совместную работу с учителем, одноклассниками и самостоятельно. У обучающегося в процессе обучения формируются целеустремлённость, настойчивость, готовность преодолевать трудности, он переживает чувства успеха и гордости за свои достижения, так как предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Дата создания:8.06.2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. Русскому родному языку. Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса в 2-х частях.

Русский язык. Русский родной язык.(170 часов в год - 5 часов в неделю)Русский язык. Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса в 2-х частях.Программа составлена в соответствии с основной образовательной прог...

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)...

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 2 класс (учебник О.М.Александровой)

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 2 класс (учебник О.М.Александровой)...

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 3 класс (учебник О.М.Александровой)

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 3 класс (учебник О.М.Александровой)...

Проверочная работа по русскому родному языку по учебнику О. М. Александровой. 3 класс, 1 четверть

Тест подготовлен для проверки усвоения материала по темам: "Где путь прямой, там не езди по кривой", Кто друг прямой, тот брат родной", Дождик вымочит, а красно солнышко высушит". ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...