Работа с одарёнными детьми
материал

Никонова Гюзель Агсамутдиновна

Выступление на МО учителей начальных классов с темой "Работа с одарёнными детьми

(из опыта работы учителя начальных классов)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми

(из опыта работы учителя начальных классов Никоновой Г.А.)

        Одарённый ребёнок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одарённый, т.е. наделённый определённым даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися  способностями. Кто вырастет из него? Может быть, гениальный учёный, знаменитый художник, программист, способный возглавить лучшие мировые фирмы, виртуозный скрипач или…  заурядный чиновник.

   - Но что же такое одаренность вообще?

Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?

Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?

Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.

Я хочу сказать, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и Человек! Сама профессия учитель предполагает одаренность человека в чем-то.

        Хотелось бы рассказать о роли учителя в развитии способностей одарённого ребёнка, включении его в деятельность на уровне его возможностей, ощущение успеха от достижения поставленной цели. Кто-то из великих сказал, что талант – это природный дар плюс огромный труд. Вот помочь ребёнку найти то единственное, в чём он может быть успешен, а далее организовать деятельность в этой сфере – задача педагогов.

        Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдения, общение с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, поэтому, в связи с этим возрастает роль педагога-психолога, которые помогают учителю выявить потенциальные возможности обучающихся.

СЛОВО ПСИХОЛОГУ.

     

       Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
       Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным
разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию
работы. Широкое распространение получили  групповые формы работы,
различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Я часто в конце изученной раздела применяю такую форму - конференция,  где есть эксперты, специалисты и журналисты. Совместно со  старшеклассниками проводим 1 раз в четверть кружок «Юный физик».

  Работа в группах.

Давайте попробуем создать образы интеллектуально одаренного ученика (1 группа) и учителя, работающего с одаренным ребенком (2 группа).

Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:

  • нравственность,
  • мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися,
  • знание психологии одарённых учащихся,
  • эрудированность,
  • знание всех областей человеческой жизни,
  • любознательность,
  • поисковая активность,
  • увлечённость своим делом,
  • желание работать нестандартно.

Посмотрим, какая картинка у нас получилась. Мы можем отметить, что некоторые качество схожи у одаренного ребенка и учителя. И это правильно, ведь только тогда, когда качества учителя и ученика схожи (хотя бы некоторые), работа будет наиболее плодотворной.


      Особенно важно в начальной школе продолжить работу по развитию творческой одарённости учащихся. И здесь я использую систему доп.образования (школьный хор, театр. кружок, творческие кружки дети посещают в лагере «Энергетик», с 6 классом мы съездили 6 раз, с 12.04.2021 поедут развиваться 55 человек).

        В конце учебного года провожу конкурс «Портфолио», по результатам которого дети принимают участие в конкурсе «Ученик года», участвуют в конкурсе «Губернаторская ёлка», «Кремлёвская ёлка». Так, в 2019г. – 1 ученик съездил на Кремлёвскую ёлку и в 2020г. – 1 ученик на губернаторскую.

        Мои ученики активно принимают участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее», так:

2016 – 7 человек

2017 – 5 человек

2018 – 6 человек

2019 – 4 человека

2020 – 4 человека

Видео Рябикова Дамира, 2Ж класс

Роль семьи в воспитании одарённого ребёнка.

        Работу с одарёнными детьми я веду уже в течение нескольких лет. Данная работа ведётся и с родителями: работа родительского комитет, группы по интересам (группа рукодельниц, группа «Грация» (танцуют), группа вокала). Родительские собрания, на которых я делюсь успехами и достижениями детей в тех или иных конкурсах, даю информацию об олимпиадах, смотрах, конференциях и др. И соответственно, оказываю помощь в оформление работ по данным вопросам.

Благодаря кропотливой, поисковой и творческой работе, рождаются «звёздочки» среди моих учеников, способных достичь положительных, высоких результатов.

Видео родительницы (Рябикова Гульнара) , 2Ж класс

Рекомендации:

А теперь мне хотелось бы услышать от вас рекомендации друг другу при работе с одарёнными детьми

(каждый учитель зачитывает рекомендации по очереди, готовые на столах)

• Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.

• Подумайте о методике обученияОдарённые ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.

• Центральной задачей педагога в работе с одарённым ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

• Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обострённой чувствительностью – и не удачная шутка может на долго выбить их из колеи.

• Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одарённые дети наиболее восприимчивы.

• Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

• Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в тоже время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

• Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте, в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

И в завершении хочу прочитать притчу:

- Притча “О переменах”.

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– Что изменилось? — спросил Учитель.

– Ничего..., — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– Что изменилось? — опять спросил Учитель.

– То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, — ответил Ученик.

– Это лишь поверхностный взгляд на вещи, — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.

“Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо “непреодолимые внешние обстоятельства”.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно “деревья” показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг “твердеют” и упорно преодолевают “внешние обстоятельства”.

- А как же кофе? — воскликнул Ученик.

“О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!” — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих”.

 – Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

        Делая вывод по сегодняшней встрече, хочется сказать, что одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми диктует определенные требования, которым мы должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин.

План защиты проекта такой:

  1. Тема проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи.
  4. Гипотезы (если это требуется в работе).
  5. Методы и средства исследования.
  6. Актуальность проекта.
  7. Этапы работы.
  8. Полученные результаты.
  9. Выводы.

Несмотря на большую работу с одарёнными детьми, всё-таки:

 1.Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

2.Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

3.Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников.

     Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....