"Проектная и исследовательская деятельность как фактор повышения качества естественнонаучного образования младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Савенкова Наталья Александровна

В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам осуществления естественнонаучного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность как фактор повышения качества естественнонаучного образования младших школьников

Аннотация

В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам осуществления естественнонаучного образования.

Ключевые слова:  проектно- исследовательская работа, научно -исследовательская деятельность, урочная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, развитие, исследование, проект, образование, стандарты.

В последние годы в образовании все чаще поднимается вопрос о важности и необходимости естественнонаучного образования, в том числе в начальной школе, которая формирует фундамент образования человека. Н. А. Васильева [1, с. 7] в своем диссертационном исследовании на основе анализа теоретического анализа педагогической литературы уточнила понятие: «естественнонаучное образование» – это «целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественнонаучных понятий, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений».

Интеграция основ естествознания, с одной стороны, и компонентов социальной науки – с другой, является очень значимой сферой образовательного процесса в начальной школе. При этом дети не только любят деятельность, основанную на научных методах и результатах исследований природы от простого наблюдения до примитивной обработки данных, но и сама эта деятельность стимулирует их интерес к природе и окружающей среде. Естественнонаучное образование в начальной школе основано на системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и является формой организации учебного процесса, когда ученики знакомятся с основными методами исследования (экспериментирование, наблюдение, изучение источников, способы фиксации результатов и др), получают знания и навыки для индивидуального или группового изучения явлений природы, окружающего их мира.

В начальной школе такой процесс, в первую очередь, происходит на уроках предмета «Окружающий мир». Данная программа значительно отличается от традиционных «знаниевых» программ, когда учителя сами активно объясняют, рассказывают  и устанавливают сходства и различия в природных явлениях, а школьники чаще всего остаются пассивными наблюдателями, которым предоставляется редкая возможность исследований.

Наибольшие трудности в результате  российские школьники испытывают в  применении методов естественнонаучного исследования [6, с. 102-104].

На уроках, уже в 1 классе, дети не просто изучают информацию об окружающем их мире, а знакомятся с первыми способами познания этого мира: учатся наблюдать, задавать вопросы, искать ответы в книгах. А уже второклассники учатся планировать и проводить  эксперимент: выдвигать гипотезы, проводить опыт с контрольной и экспериментальной группой, наблюдать за ходом эксперимента. Третьеклассники учатся фиксировать  результаты опытов, наблюдений в различных формах: текст, таблица, диаграмма, карта, схема, модель, рисунок и т.д.

Понятно, что знания учеников о природе, полученные в процессе естественнонаучного образования в начальной школе, не являются исчерпывающими, но детская когнитивная деятельность положительно влияет на качество их знаний [2, с. 42-45].

Естественнонаучное образование не может в полной мере реализоваться только на уроках. В начальной школе реализуется ряд программ внеурочной деятельности: «Занимательная экология», «Проектные задачи и эксперименты», «Учусь принимать решения», «Эврикум».

Программы решают следующие задачи: развитие познавательной активности учащихся как важнейшего компонента любой деятельности человека, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативныхумений, формирование лидерских качеств, инициативности и навыков сотрудничества. В целом данные программы помогают повысить интерес ребят  к исследовательской и проектной деятельности, а также выявлять детей, проявивших интерес к такой деятельности.

Новые стандарты образования предполагают вооружение школьников общеучебными умениями и навыками, как основой   учебной деятельности. В учебной деятельности ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения.

Одним из способов решения этой задачи является приобщение младших школьников к научно-исследовательской  деятельности, основанной на высокой мотивации большинства детей к такой деятельности.  Ученики, владеющие исследовательским опытом, умеют наблюдать, экспериментировать, доказывать и проверять гипотезы, сотрудничать с учителем и одноклассниками, работать в группе, планировать деятельность, у них расширяется кругозор.

Проектно – исследовательская деятельность учит детей ставить и решать проблемы, которые, в свою очередь,  требуют приобретения новых знаний и умений в рамках самостоятельного или совместного со взрослыми исследовательского поиска. Такая деятельность решает не только задачи естественнонаучного образования, но ираскрывает личность ребенка, повышает уверенность в себе, интерес к учебной деятельности, помогает ученикам чувствовать себя спокойнее в нестандартных ситуациях, повышает познавательный и творческий интерес.

Мы выстраиваем эту деятельность с детьми поэтапно. Первый этап – погружение в проект. На данном этапе учитель помогает младшему школьнику сформулировать проблему проекта, сюжетную ситуацию, его цели и задачи. Второй этап – организация проектной деятельности. На данном этапе учитель предлагает детям организовать группы, распределить задания в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, определить возможные формы презентации результатов.

Третий этап – реализация проекта. Деятельность учителя заключается в проведении консультаций по реализации проекта.

На четвертом этапе подводятся итоги проектной деятельности. Ученики демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, умение планировать и осуществлять работу, дают взаимооценку проектной деятельности и ее результативности.

Как правило, большинство исследовательских работ имеет естественнонаучную направленность. Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей любят изучать природу, мир вокруг. К примеру, учениками были выполнены и представлены следующие работы: «Исследование наличия нитратов в продуктах питания на примере клубники», «Мёд – щедрый дар природы», «Экологический портрет реки Волга», «Есть ли сок в соке?», «Мой любимый дождик», «Разнообразие животных» и др.

Уроков, занятий внеурочной деятельностью и дополнительного образования должно быть больше, на мой взгляд.  Для младшего школьника важно осознавать, что он занимается полезной и интересной деятельностью не только для себя, но и для окружающих.

 Возникает вопрос социальной значимости деятельности. В связи с этим в начальной школе сформировалось объединение учащихся «КОТ»(Клуб Открытий и Творчества). Это добровольное творческое объединение ребят, желающих расширить знания в различных областях науки, развивать свои способности, приобретать навыки исследовательской деятельности, и что важно, общаться с ровесниками, интересующимися вопросами исследования и проектирования.

Ценность данного объединения заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь объем требований к научному исследованию, методам научного познания. Осознанная работа в объединении  помогает обучающимся создавать новые проекты и исследовательские работы (задуманные самим ребёнком, группой или при участии руководителя), ставит их перед потребностью решать  интересные, полезные и связанные с реальным миром задачи. От младшего школьника  требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится получать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Из года в год количество членов Клуба возрастает.

Ребята учатся  работать с литературой, средствами массовой информации и сетью Интернет, а также цифровым оборудованием, развивая тем самым критический подход к источникам информации, показывая значимость теоретических исследований для практической деятельности.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская работа, безусловно, - одна из самых важных и эффективных. Лучшим считается тот проект, для выполнения которого необходимы различные знания, помогающие решить целый комплекс проблем. Значимым является то, что младшие школьники  имеют возможность делиться опытом не только с одноклассниками, но и другими ребятами общеобразовательных учреждений района и региона.

Результатами работы членов творческого объединения является участие в конкурсах проектов «Хочу всё знать!», научно-исследовательских конференциях различного уровня.

По итогам изучения уровня сформированности учебной деятельности (методика Г.В. Репкина, Е.В. Заика)[4] наблюдается рост следующих показателей:  уровень сформированности учебно-познавательного интереса на  32%,

 уровень сформированности целеполаганияна на 23%, уровеньсформированности учебных действийна 21%,

 уровень сформированности действий контроля на 30%,

уровень сформированности действия оценки на 18%.

Естественнонаучное образование – это целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественнонаучных знаний, картины мира, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

В процессе естественнонаучного образования опосредованно осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения.    Использование исследовательской деятельности в учебном процессе помогает усилить индивидуализацию обучения, позволяет решать и такие задачи, как дальнейшее развитие у школьников коммуникативных, организаторских способностей; функциональной грамотности.

Я считаю, что такое образование может быть качественно высоким только в результате интегрированного и целостного подхода к нему.

Библиографический список

  1. Васильева Н. А. Становление естественнонаучного образования в России в ХVIII- первой половине ХIХ вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 2008. – 24 с.
  2. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы //Биология в школе. №6.– 1999. – с.42-45.
  3. Концепция развития естественнонаучного образования в Ямало-Ненецком автономном округе, утверждена приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2017 года № 102
  4. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов /Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.
  5. Сборник примерных программ для начальной школы/ Под ред. А.Б. Воронцова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 384 с.
  6. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA Пентин А. Ю. , Ковалева Г. С. , Давыдова Е. И. , Смирнова Е. С.

(https://vo.hse.ru/data/2018/03/26/1164862749/04%20Pentin.pdf, дата обращения 17 мая 2020г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей дете...

Роль проектной и исследовательской деятельности в приобщении к историко-культурному наследию младших школьников

В условиях модернизации образования актуальными становятся вопросы выделения общекультурной компетенции, составной частью которой является историко-культурная компетенция, позволяющая формировать школ...

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира...

Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения

В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...

Проектная и исследовательская деятельность как фактор повышения качества естественнонаучного образования младших гимназистов

В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам ...

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность  как средство повышения мотивациик обучению младших школьников...