Адаптация детей с ОВЗ
материал

Гвоздкова Елена Евгеньевна

доклад на ШМО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_adaptatsiya_detey_s_ovz.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО ( 2019-2020 уч.г.)

                                                    Гвоздкова Е.Е. учитель начальных классов

Адаптация первоклассников

с ограниченными возможностями здоровья

         Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии.

         Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всём многообразии  

различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке учителя и родителей.

    Что же является наиболее сложным для первоклассников?

      Прежде всего, им очень непросто ориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика   на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднимать руку), стали привычными.

        Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью своё поведение. Часто учителю достаётся роль внешнего контролёра, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением и с удовольствием нарушает их, как только контроль ослабевает.

Кроме того, первоклассникам предстоит построить свои отношения друг с другом.

Для успешной адаптации ребёнка в школе осуществляется следующее:

 - проведение занятий с обучающимися по программе сопровождения адаптации (знакомство друг с другом, с правилами школьной жизни), что способствует интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников (используются техники  и приёмы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры);

 - развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка;

 - субъективное отношение к ребёнку;

 - индивидуальный подход к обучающимся;

 - проведение занятий в игровой форме, вызывающей живой интерес;

 - доброжелательность и дружелюбие;

  - ребёнок должен иметь право на ошибку;

 - положительная эмоциональная оценка любого достижения обучающегося (успех должен трактоваться как радость);

 - формирование у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

 Необходимо использовать развивающие игры (на расширение кругозора и словарного запаса, на развитие логики, внимания, памяти, мелкой моторики). Дети очень любят инсценировки прочитанного, сюжетно-ролевые игры и игры на развитие фантазии.

Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных способностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В моём 1 «Б» классе из 9 обучающихся с ОВЗ на конец III четверти 78% детей

успешно вошли в школьную жизнь. 22% - это ребята с неустойчивыми формами поведения,  отрицательными эмоциями, они требуют повышенного внимания. С ними постоянно работают психологи, дефектологи, логопед. Также систематически поддерживается связь с родителями. И эта работа даёт свои плоды. Дети вливаются в коллектив и успешно овладевают учебной деятельностью.

Список используемых источников

1. Абрамова И.Г., Евсеев С.П. Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. –М.;Советский спорт, 2002. С.5-28.

2.Артюхова И. В первом классе без проблем. Библиотека «Первое сентября»/cерия «Школьный психолог», 2008.№22.С. 3-5.

3.Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. Библиотека «Первое сентября»/ cерия«Школьный психолог», 2008. №23. С 3-5.

4.Соловьёва Т.А. Первоклассник: адаптация в новой среде.  –М.: ВАКО, 2009.С.-368.

5. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. –М.:Просвещение, 2009.С.84-108.

6.Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. г. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 с. 49-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы адаптации детей к школе

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...

Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....

Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...

Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...

Проект по социальной адаптации детей 1 класса детей с ОВЗ

Проект направлен на социальную  адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1....