Инновационные методы и технологии обучения изобразительному искусству в дополнительном образовании.
статья

Китаева Альбина Мирзабековна

Задача современного образования – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы и технологии обучения изобразительному искусству в дополнительном образовании.

                    Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.

Задача современного образования – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

                    Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, « портфолио воспитанника», модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как занятия по ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет педагога, а лишь дополняет.

                   Использование технологии мультимедиа сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность воспитанника.

В результате можно определить формы применения компьютера на занятиях:

1.как источник информации

2.поддержка педагога

3.организация проектной деятельности воспитанника

4.использование графических программ, в качестве инструмента художественной                деятельности.

                    В соответствии с Законом РК « Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в дополнительном образовании. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.

                   Занятие становиться более результативным, так как в его основу положено следующее:

- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;

- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;

- проведение урока с мультимедиа выступлением;

- выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся;

                      Новое поколение обучающихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.

                       В зависимости от типологии занятия используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.

                     Фильм – презентация – может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения., коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

                        Слайд – фильм – используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд - фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования.

                    Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности – творческий.

                    Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.

Преимущества использования компьютерных технологий в ИЗО очевидны:

- знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;

-«посещение» музеев мира;

- « погружение» в пространство и время;

-самостоятельная работа воспитанников;

- Активизация воспитательного процесса;

                      Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

                   Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности.

                 Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании.

В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в эмоциональной поддержке. Мы должны учить детей решать некоторые свои проблемы самостоятельно, учить ориентироваться в своих чувствах и переживаниях. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромные возможности, которые мы попытаемся реализовать.

                    Рисование, живопись, лепка, конструирование – это безопасные способы разрядки напряжения, возможность выразить свои мысли, переживания и конфликты, познать и утвердить свое «я». Занятия художественным творчеством рассматриваются как значимый психокоррекционный фактор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по изобразительному искусству в дополнительном образовании

Материалы включают в себя конспекты занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании. Занятия рассчитаны на возраст младших школьников (1-2 классы)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)                    ...

Реализм и стилизация. Дидактические презентации для занятий изобразительным искусством в дополнительном образовании

Данные материалы для занятий изобразительным искусством направлены на освоение учащимися понятия "стилизация", возможности его практического применения в творческой деятельности. При освоени...

Межпредметный инновационный проект «Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении изобразительному искусству»

Данный проект содержит в себе три мини-проекта, выполненных с учениками начальной школы, объединённых одной идеей - совместное использование компьютерных технологий и творческих работ учеников, выполн...

Формирование кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании

В методическом описании представлен опыт реализации заданий по формированию кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании...