Интерактивные методы с точки зрения формирования УУД на занятиях по изобразительной деятельности
статья

Китаева Альбина Мирзабековна

При преподавании ИЗО я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы с точки зрения формирования УУД на занятиях по изобразительной деятельности

При преподавании ИЗО я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.

Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: "Женский образ в искусстве", "Образ моря в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.")

Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев -защитников в искусстве").

Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.

Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

"Мозговой штурм" является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Можно предложить ученикам парные задания (например, "Праздник цветения сакуры", "Олимийские игры Древней Греции" и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должныобеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.

Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.

Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам.

Заключение.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на занятиях по  ИЗО способствуют формированию мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на занятиях изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную комп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

Анализ программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония` с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника

Основное содержание программы  и учебников по русскому языку УМК `Гармония`с точки зрения формирования культуры речи младших школьников....

«Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Пояснительная записка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного во...

Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...