Анализ программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония` с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника
статья по русскому языку по теме

Аверьянова Ольга Викторовна

Основное содержание программы  и учебников по русскому языку УМК `Гармония`с точки зрения формирования культуры речи младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Астрахановская ООШ»

 Анализ программы и учебников по русскому языку  М.С. Соловейчик УМК «Гармония» с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника

Учитель начальных классов:

Аверьянова О.В.

2013 г.

Насущной потребностью времени, отразившейся в требованиях реформы школы, является дальнейшее совершенствование обучения и воспитания детей. К числу важнейших задач, поставленных обществом перед начальным звеном школы, относится повышение уровня практической подготовки учащихся, которая включает в себя совершенствование навыков чтения, воспитание потребности и умения обращаться к книге, повышение орфографической грамотности, развитие речи детей.

Работа по развитию речи многогранна. Учитель должен помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике. Хорошо известно, что направленность на развитие речи – это один из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В примерной основной образовательной программе начального общего образования четко формулируется: «Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной  речи школьников… Усвоение  грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме». В связи с этим одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителю начальных классов, является совершенствование урока русского языка с точки зрения его направленности на формирование культуры  речи школьников.

Основной базой для решения задач развития речевой  деятельности являются уроки русского языка.

 Рассмотрим основное содержание программ русского языка с точки зрения обучения культуре речи младших школьников.

В пояснительной записке программы по русскому языку для начальной школы системы «Гармония» (автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) подчеркивается, что развитие речи является одним из главным направлений работы в начальных классов. «Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие».

Содержание программы имеет практическую направленность. Оно ориентировано на слияние обучения, воспитания и развития младших школьников в единый органический процесс. При этом под учением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых – формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважение к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Как правило, обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно в слишком малом объеме. Одна из причин такого положения в том, что учителя не имеют ясной программы этой работы, не видят возможностей для ее систематического включения в уроки русского языка. А эти возможности есть.

В образовательной программе системы  «Гармония» главной задачей курса русского языка, которую ставят перед учителями авторы учебника "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко является: учить хорошей речи, устной и письменной. В  основу обучения языку, речи и правописанию  положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет  ребенку:  

 - осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность принятую за урочный вариант;

 - приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно,  коммуникативно-целесообразно  формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также  полноценно понимать чужие.

Особенности в решении вопросов развития речи:

1. Внимание учащихся  привлекается к тому,  что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма

 2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление,  письмо.

 4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся  приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

 5. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка  самостоятельно замечать   незнакомые  слова  и стараться выяснять их значения.

Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала  обсуждается на уровне морфологии, а затем  лексики; параллельно закрепляются знания  учащихся  о  назначении,   возможных значениях,  особенностях  использования и написания   различных морфем.

Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.  

В содержании приведенной ниже таблицы 1 представлено примерное распределение работы по культуре речи по различным грамматико-орфографическим разделам курса русского языка в начальной школе.

                                                                                                        Таблица 1

Разделы и темы курса

«Русский

язык»

                Содержание работы по культуре речи

           1

                                            2

Звуки и буквы

Состав

       слова

Части речи

Предложение

Работа над правильной постановкой ударения, над нормам произношения

Работа над нормами словообразования: обучение правильному образованию слов с помощью приставок, суффиксов, предупреждение ошибок типа «учувствовал», «тихота», «осинновик».

Повышение точности и выразительности речи путем использования нужных приставок ,суффиксов. Предупреждение повтора  однокоренных слов(«случаются случай»),(«празднуют праздник»). Работа над соответствием приставок и предлогов типа: «добрался до…», «зацепился за…», «вцепился в…».

Обучение правильному формообразованию,  предупреждению ошибок в формах рода, числа, падежа имен существительных («фамилие», «грабля», «делов»), личных глаголов («ездиет», «стери», «хотит»), личных местоимений («ихний», «к ей»). Работа над нормами согласования («огромный дупло», «вареная картофель»), над нормами управления («застрял в лужу», «описывать о природе»), над координацией главных членов («детвора веселились», «солнце села»).

Обогащение детской речи прилагательными. Обучению выбору более точного слова той или иной части речи; предупреждение повторов слов за счет синонимов в рамках той же части речи, местоимений. Предупреждение неумелого использования местоимений («Видели детей с шарами…Они были красивые, синие…»).

Работа над нормами согласования, управления, координация главных членов. Предупреждение ошибок в нарушении границ предложения («Когда прозвенел звонок. Все вошли в класс.»; «Мальчик пошел в лес. И заблудился.»), в использовании однородных членов («Все люди и дети шли на площадь»). Обогащение синтаксического строя детской речи.

В представленном обобщении нашли отражение не все вопросы культуры речи, выносимые на уроки русского языка, а только те, рассмотрение которых легко сочетается с изучением определенного грамматико-орфографического материала. Важно, чтобы работа над словом, над его значением и употреблением проводилось планово и как можно более органично вписывалась в ткань урока, соединялась с решением других учебно-воспитательных задач.

Таким образом, современная программа обучения русскому языку как предмету (авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) уделяет большое внимание вопросам культуры речи младших школьников. Содержание программы «Гармония» предполагает обучение культуре речи детей на уровне языковой системы.

       В настоящее время большое внимания уделяется развитию речи обучающихся, поэтому современные учебники содержат комплекс упражнений по обучению культуре речи младших школьников.

Учебник «К тайнам нашего языка», авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

Одной из особенностей учебника М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» является коммуникативная направленность. Учебник построен как интересная книга, работая с которой ученик общается с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами (дошкольником Антоном и мальчиком-иностранцем, который изучает русский язык), узнает при этом новое и делится своими знаниями со взрослыми дома. Организуются регулярные наблюдения за значением всех единиц языка, обеспечивается внимание к вопросам правильности, точности, богатства и выразительности речи;

В учебнике целенаправленно отбирается дидактический материал, в котором присутствуют детские высказывания как удачные, так и несовершенные (даже ошибочные), выполняющие функции обучения самоконтролю за речью – за ее содержанием и языковым оформлением.

В учебный материал заложены такие виды заданий:

работа над правильной постановкой ударения, над нормами произношения

Поучись находить слова в словаре. Узнай правильное ударение и верно произнеси слова.

Банты                      торты                   брала                    дала

Шарфы                    краны                     клала

На сколько групп можно разделить эти слова по вопросу, на который они отвечают?

Запиши в первый столбик (по алфавиту) ту группу слов, в которой их больше. Укажи ударение.

Из оставшихся слов во второй столбик сначала запиши то, где ударение на первом слоге, а затем два других. Ударение показывай.

С каким ударением нужно произносить эти слова? Проверь себя по словарю. К какому обратишься?

Позвонить - …   …   …

Включить  - …   …   …

Ты часто встречаешь в речи два глагола: одеть и надеть. Нередко ими пользуются неправильно. Прочитай об их употреблении, чтобы не допускать и рассказывать о секрете этих слов другим.

Составь по рисункам предложения, включив в них словосочетания со словами одеть и надеть.

Прочитай об истории одного слова и скажи, чего не знал малыш.

Когда-то было слово люд, означавшее народ. У него была форма множественного числам – люди. Со временем форма единственного числа исчезла, а форма множественного числа соединилась со словом человек.

Запиши слово человек в винительном, творительном и предложном падежах – сначала в единственном числе, а потом во множественном.

Скажи слово ребенок во множественном числе. Сколько слов назовешь? Почему так?

• выбор одной из двух или более возможностей

Прочитай предложение, пробуя подставлять в него каждое из слов, данных в скобках. Какое из них, по-твоему, было у автора? Он, конечно, выбрал самое точное.

Под бугром в глубоком овраге (текла, шумела, бормотала) речушка Вертушинка. К. Паустовский.

Почему третье слово точнее других?

Слов в русском языке очень много, и всегда нужно искать самое удачное. Поучись этому.

Спиши предложения, выбирая из слов в скобках  наиболее точное. Но сначала постарайся понять, чем по значению различаются слова. Отмечай все орфограммы.

Шла весна. У лесной опу.к. (бегали, ползали, сновали, двигались) ожившие мур.вьи. В г.лубоват.м неб. (пел, звенел, зал.вался) жаворонок.

                                                                              По А. Мусатову.

• умение безошибочно определять род имен существительных

Прочитай стихотворение-шутку. Какое имя существительное ведет себя в речи не так, как другие?

                                      Пальто

                   Я сам себя в пальто одел

                   И рукавом свой нос задел.

                   Решил пальто я наказать

                   И без пальто пошел гулять.

                                                      О. Григорьев.

Языковой   материал   этих   учебников   позволяет выделить следующие направления сопоставительного анализа:

1.Работа по формированию речевого этикета.

2.Работа по формированию произносительной культуры речи.

3.Ознакомление с литературными нормами образования слов, словосочетаний и предложений.

4.Редактирование текстов, предложений.

5.Подбор слов, составление словосочетаний и предложений для выражения определенной мысли.

Таким образом, современный учебник русского языка для начальной школы «К тайнам нашего языка» отражает не только работу над формированием правильности речи учащихся, но и работу над ее точностью и выразительностью, что значительно совершенствует преподавание родного языка.

Литература

  1. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка. // Начальная школа. – 1986. - № 7.
  2. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 1 класса общеобразоват. учреждений. – С.: Ассоциация XXІ век, 2008. – 136 с.
  3. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса, общеобразоват. учреждений, в 2 ч. – С.: Ассоциация XXІ век, 2007, - 144 с.
  4. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. – С.: Ассоциация XXІ век, 2007. – 144 с.
  5. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений, в 2 ч. – С.: Ассоциация XXІ век, 2007. – 160 с.
  6. Соловейчик М.С. Русский язык в начальной школе. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с.
  7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык» для четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2011. - 386 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речи младших школьников - важное условие развития личности

Дидактический материал, который можно использовать при формировании правильной речи у детей....

Педагогическая лекция "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературы".

Педагогическая  лекция была представлена на Муниципальном конкурсе педагогических лекций в рамках областного фестиваля "За чистоту русского языка", 2013г....

Формирование культуры речи младших школьников в процессе изучения русского языка (на материале имен существительных)

В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи. Основы речевой культуры закладываю...

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Формирование культуры речи младших школьников на уроках чтения и русского языка

Формирование культуры речи младших школьников                                             ...

Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...