Математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грмотности
методическая разработка
Мастер - класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Великанова Елена Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ НШ с. Красноармейское
Мастер-класс
«Математическая грамотность младшего школьника,
как компонент функциональной грамотности»
Цель: формировать математическую грамотность младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций.
Ход мастер – класса
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Добрый день уважаемые коллеги!
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
- Конечно это и самостоятельная работа по приобретению знаний, и «обучение в сотрудничестве», и значимость практических знаний.
- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение в сотрудничестве» даёт положительные результаты, это интерактивный метод; умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений озвучить)
- Спасибо!
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Если предположить, что «Функциональная грамотность» это пазл, которые очень любят собирать дети, то элементами его будут: «Математическая грамотность», читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. Это основы функциональной грамотности, которые мы должны закладывать уже в начальной школе!
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.
Сегодня хочу показать один из приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию математической функциональной грамотности.
Для любого ребёнка игра - это жизнь. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем». Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление где и как эти знания использовать в повседневной жизни. И сегодня я предлагаю поиграть.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Приложение. Видеоролик)
Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?
- Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.
Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах.
Задание 1. Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.
1 карточка.
А 54:2:9
Л 72:3:6
М 12*6:72
Р 34+9*4
Я 50-54:6
Числа | |||||
Буквы |
2 карточка.
П 9*4:9
Т 3*(16:4)
Н 32:8*7
И 9*8:2
К 35:5*7
О 81:9
Л 36*2:9
Числа | |||||||
Буквы |
3 карточка.
К 32*2:8
Т 60:2:5
О 18*2:4
Е 56:8
С 100:5:4
К 6*7
И 7*5
Щ 3*9
Л 3*(16:4)
Ь 9*2
Числа | ||||||||||
Буквы |
Проверка работы бригад.
1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
1 | 3 | 4 | 41 | 70 |
М | А | Л | Я | Р |
2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
4 | 8 | 9 | 12 | 28 | 36 | 49 |
П | Л | О | Т | Н | И | К |
3 бригада – Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | 18 | 27 | 35 | 42 |
С | Т | Е | К | О | Л | Ь | Щ | И | К |
Задание 2. А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.
Задачи – расчеты.
- Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина | Ширина | Решение |
- Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина | Ширина | Решение |
- Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 5м. Найдите площадь этого стекла.
Длина | Ширина | Решение |
Проверка работы бригад.
1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м
2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м
3 бригада – квадрат – площадь квадрата 25 кв.м
Задание 3. Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.
1 бригада.
На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?
2 бригада.
1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.
3 бригада.
1 м2 стекла стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно?
Проверка работы бригад.
1 бригада – 15 кв.м*2*130=3900 руб.
2 бригада – 20м*60=1200руб.
3 бригада –25 кв.м*300=7500руб.
- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?
- Конечно же финансовая грамотность. И это лишь одна часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.
ИТОГ
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
РЕФЛЕКСИЯ
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...

Презентация на тему: "Формирование математической грамотности как компонента функциональной грамотности"
Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Выступление на тему математической грамотности, как компонента функциональной грамотности....

«Математическая грамотность младших школьников, как компонент функциональной грамотности»
Проект"Математическая грамотность младших школьников, как компонент функциональной грамотности"...
