Что значит современный урок в начальной школе?
статья

Бикмурзина Ольга Николаевна

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Таким образом, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем, субъектом учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennyy_urok_21_veka.ppt234 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что значит современный урок в начальной школе?

Слайд 2

Современный урок – это урок актуальный для настоящего времени; урок действенный, имеющий непосредственное отношение и личности ребёнка, и родителей, и обществу, и государству. Модели современного урока: ТРАДИЦИОННАЯ 1. Три единые цели урока; 2. План-конспект урока; 3. Фронтальная форма обучения урока; 4. Методы, приёмы, типы урока. ИННОВАЦИОННАЯ Развивающая * Деятельностная 1. Ориентация на развитие личности (может быть одна цель); 2. Ключевые и базовые компоненты; 3. Практический опыт + жизненный опыт ребёнка; 4. Технологическая карта урока (не календарно-тематический план урока); 5. Разнообразные формы.

Слайд 3

Характеристика современного (традиционного) урока: «Знаниевая педагогика» Цель урока – формирование ЗУН. Формула обучения : репродуктивная деятельность (в готовом виде). Принципы обучения: продавливание. Методы обучения: объяснительно-иллюстративные методы. Формы организации: фронтальная, в какой-то мере индивидуальная. Стили взаимодействия и характер: монологичность (авторитарность, закрытость). Девиз педагога: делай как Я. Интегральная характеристика: школа памяти (запоминание). Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций. Позиция ученика на уроке: пассивность, объектная деятельность, субъекно–объектное отношение.

Слайд 4

Современный (традиционный) урок: Часть жизни, которую ребёнок проводит в школе. Основной механизм усвоения школьниками стандартов. Средства соорганизации субъектов. Основная организационная форма обучения. Форма индивидуального подхода, учёта его интересов и способностей и развития личностных качеств.

Слайд 5

Характеристика современного (инновационного) урока: «Способностная педагогика» Цель урока – развитие личности. Формула обучения: проблемная, деятельностная, рефлексивная деятельность. Принципы обучения: выращиванием. Методы обучения: деятельностные методы, проблемные методы. Формы организации: групповая (несколько групп), у ребёнка самовыражение. Стили взаимодействия и характер: диалогичность, демократичность, рефлексия для учителя и для ученика (самооценка, самокритичность, умение высказывать свою точку зрения). Девиз педагога: не навреди! Интегральная характеристика: школа развития. Функция учителя: фасилитатор (консультант, организатор, сотрудничество). Позиция ученика на уроке: активность, наличие мотива самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности, субъектно – субъектное отношение.

Слайд 6

Современный (инновационный) урок: Личностно-ориентированный индивидуальный характер. Создание условий для формирования компетенции школьника, чтобы он мог работать самостоятельно с помощью учителя. Использование образовательных технологий, в том числе информационных. Практически – деятельностный характер. Четыре компонента содержания: знания, умения и навыки, эмоционально-ценностный опыт ребёнка. Главное – самостоятельная работа учащихся, а не учителя.

Слайд 7

Проблемы современного урока Неоднородность состава детей в классе – очень способные и очень трудные дети в классе. Требуются изменения позиция учителя: от человека знающего к человеку фасилитатору. Нужна новая система оценивания достижения детей. Отсутствие культуры проектирования урока.

Слайд 8

Младший школьник на современном уроке Цель: Готовность к саморазвитию: Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям; Умение ставить перед собой цель, принимать решение; Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации; Умение проконтролировать себя, свои действия; Умение адекватно оценивать свои действия, выявить и скорректировать возникшие затруднения. Умения согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Слайд 9

Самоанализ современного урока Определить место в теме и в общем курсе урока, задать себе вопрос, на сколько ясным стало данное место для учащихся после урока. Попытаться совместить поставленные цели урока для учащихся и для учителя достигнутыми на уроке. Определить причины успехов и неудачи. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, доступность, нестандартность); умений (соответствие путей формирования специальных общепринятых умений). Ответить на вопрос: что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умеет ли слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Слайд 10

Самоанализ урока Подумать, на сколько оптимально был выстроен урок. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Каким был темп урока. Поддерживался ли интерес учащихся к уроку. Как была организована смена видов деятельности. Как был организован учебный материал. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания.

Слайд 11

Самоанализ урока Контроль за деятельностью учащихся: на сколько быстро и эффективно был организован данный процесс. Домашнее задание: как задавалось, был ли инструктаж. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока: степень доброжелательности, психологическая комфортность урока. Настроение учителя после урока: изменилось ли оно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.

Выступление на тему "Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" -  применение технологии проекта....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...