Доклад на тему: "Возможности формирования нового результата средствами современных образовательных технологий"
статья

Переседова Елена Ивановна

В докладе рассматриваются некоторые современные образовательные технологии, которые могут быть использованы в предметно-образовательной сфере и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности формирования нового результата средствами современных образовательных технологий

                                                                                    Скажи мне, и я забуду.

                                                                             Покажи мне, и я запомню.

 Вовлеки меня, и я научусь».

(Китайская пословица)

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени.  Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии

Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

        Вот некоторый перечень технологий, используемых мной в предметно-образовательной сфере и внеурочной деятельности:

Игровые технологии

Технология проблемного обучения

Технология разноуровневого обучения

Информационные технологии

Технология проектной деятельности

Здоровьесберегающие технологии

Технология обучения в сотрудничестве

          Система инновационной оценки «портфолио»        

Игровые  технологии.  

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры помогают воспитывать чувство коллективизма, сопереживать радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игры учат не только приобретать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других.

Но пользоваться игрой надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, не придавать игре характер обычного упражнения.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

1. Игра «Твердый - мягкий»

Цель: развивать память учащихся, довести навык написания твердого и мягкого знаков до автоматизма, способствовать развитию особого чутья к русскому языку.

Учащиеся делятся на две команды и определяют правописание мягкого или твердого знака в словах: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Правила игры: команда «Камень» встает, если учитель называет слово с твердым знаком, если читает слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

2. Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его.

жыил               ански                  кьоинк

лыжи               санки                  коньки        

 

Технология проблемного обучения. 

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных  интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.

Учитель:

– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,эсн,ик].)

– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)

– Какой вопрос у вас возникает?

(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?)

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:

– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходит у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении темы: «Разделительные ъ и ь»

На доске запись: Не за то волка [б,й,ут], что сер, а за то, что овцу [c,й,эл]

-Почему два слова записаны звуками? (Есть звук [й?] - сигнал опасности, надо подумать, что писать.)

-Спишите пословицу в тетрадь, заменив звуки буквами.

Возникает затруднение, дети спрашивают, какую букву писать.

Почему этот вопрос у вас возник? (Работа у букв Ь и Ъ одинаковая — предупредить о наличии звука [й’], а перед ю и е может быть написана любая из этих букв.)

-У меня есть два варианта разрешения данной ситуации:

1) Я просто скажу вам, что писать.

2) Вы попробуете сами разрешить эту проблему.

Дети выбирают 2-й вариант.

В результате наблюдения за двумя группами слов,

съехал        вьюга

отъехал        колья

въехал        ульи

подъехал        варенье

дети легко находят объяснение написания ЬиЪ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.

Информационные технологии 

Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир «Путешествие по Москве», русский язык «Состав слова», литературное чтение «творчество В. Осеевой». Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык».

Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».

Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания на ПК. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности  при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное   время.

Применяю на уроке компьютерные тесты  и диагностические комплексы,  что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Здоровьесберегающие технологии

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке,  динамических пауз,  участие в спортивных соревнованиях школы и города, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», « Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч со школьной медсестрой, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой  именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, массаж и самомассаж, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.

Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Правый большой палец - это пальчик самый сильный,
Левый большой палец - самый толстый и большой.
Правый указательный - этот пальчик для того,
Левый указательный - чтоб показывать его.      
Правый средний палец - этот пальчик самый длинный
Левый средний палец - и стоит он в середине.
Безымянный правый - этот пальчик безымянный
Безымянный левый - он избалованный самый.
Мизинцы – а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.

Очень интересно проходят аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц).

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы,  мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).

Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешивается заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:

Я – способный!

Я – со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я – хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

Технология обучения в сотрудничестве

Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом.

Принципы обучения в сотрудничестве

1. Учащихся работают в группах (4-6 учеников). При этом в каждой группе должен быть «сильный», «средний» и «слабый» ученики. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять. Способы формирования групп могут быть самыми разнообразными: по типу работы, по теме работы, по уровню сложности задания, по желанию, случайным образом, по определённому признаку.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы.

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.

Урок технологии: изготовление сервиза.

Урок чтения: составление комикса к сказке «Как цыпленок голос искал», озвучивание комикса.

Урок окружающего мира: работа с энциклопедической литературой, поиск информации.

Урок математики: решение задач разными способами.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио может состоять из двух частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.  

1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

·  результаты обучения ученика по четвертям и за год;

· отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”,  конкурсах сочинений и т.п.  

·  самооценку школьника своей учебной деятельности.

2 часть. Участие в делах класса и школы.

Включает в себя:

·  результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;

·  отметку о посещении факультативов, кружков, секций;

·  спортивные достижения учащихся;

·  оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.

         Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников)  «Достижения», куда помещаются  грамоты, благодарности и т.п.

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.

В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....

Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.

В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся средствами современных образовательных технологий

Основная задача иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для реализации этого...