Методический материал «Оценка как элемент управления качеством образования»
статья

Переседова Елена Ивановна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_kak_element_upravleniya_kachestvom_obrazovaniya.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

«Оценка как элемент управления качеством образования»

Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком;

отметка – результат этого процесса, его условно – формальное отражение в баллах (по Ш.А. Амонашвили).

Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Она оказывает огромное влияние на деятельность и поведение, на формирование личности учащихся, носит информативный характер, является внешним стимулом к обучению, формирует у учащихся ценностное отношение к результатам своего труда, а через них и к самому себе.

Методы и формы оценки должны определяться учителем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Если учитель ставит перед собой задачу оценить уровень знаний класса или отдельного ученика, сравнить этот уровень с заданным эталоном, то здесь на первый план выступает объективность оценки. Наиболее удобно и просто выразить отношение в виде балла. Другая задача – найти пробел в знаниях ученика, недостатки в усвоении изучаемого материала. Главное в этом случае выявить вопросы, которые плохо усвоил ученик, наметить систему мер по ликвидации отмеченных недостатков. Здесь достаточно качественно охарактеризовать ответ школьника, указать его положительные и отрицательные стороны; оценка в баллах совсем не обязательна.

Во всех случаях педагог должен предвидеть все положительные и отрицательные последствия оценки, ее воспитательный эффект. Оценка, которая не стимулирует дальнейшую работу школьника, лишается своей ценности.

Оценка является не только основным показателем успеваемости, но и тонким орудием воздействия учителя на ученика. Задумывались ли мы над тем, что происходит с ребенком, когда он получает низкий балл?

Неуспевающий ученик обнаруживает, что не в силах справится с тем объемом материала, который на него возлагают. Он терпит неудачу и настраивается на неё в будущем. Это негативно влияет на его самооценку и в дальнейшем может послужить причиной отставания от общего темпа обучения. Это не значит, что неуспевающим ученикам нужно завышать балл. Оценка, безусловно, должна быть объективной и отражать истинные знания ребенка. Ставя низкий балл, нужно дать ребенку понять, что оценивают не его лично, а лишь его знания. Ни в коем случае не сравнивать работу одного ученика, с работой другого, а только с его личными предыдущими работами. Обязательно нужно прокомментировать оценку, отметить положительные и отрицательные стороны выполненной работы. Ребенок должен четко понимать, чего от него ждут в дальнейшем.

Учитель должен создавать ситуации успеха, чаще хвалить отстающих детей и давать им понять, что они не хуже других и у них тоже есть способности, которые просто нужно развить. Если у ребенка что-то не получается, то нужно помочь ему поверить в свои силы и оценить так, что бы это было стимулом двигаться вперед, а не заглушало его естественную познавательную активность.

Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит ее на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчеркивать прилежность учеников, которым трудно дается учеба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.

Психологами было проведено одно исследование.

Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими: лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учитель делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

Подход к оценке знаний, навыков, умений.

Требования к оценке

- оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;

- оценка должна выполнять стимулирующую функцию;

- оценка должна быть всесторонней.

- объем знаний по учебному предмету (вопросу);

При оценке знаний нужно учитывать

- степень систематизации и глубины знаний;

- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом

Действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач

Для того чтобы не возникало противоречий между учеником и учителем при выставлении оценок, необходимо обучать ребёнка самому оценивать свою работу.

Поэтому большое влияние на все аспекты жизнедеятельности и поведение человека, имеет такое качество личности как самооценка.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, это - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет. В школьном возрасте она приобретает особое значение, но еще продолжает формироваться и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Одним из  приемов  в моей  работе  по  формированию самооценки является собственная оценка проверенной мною работы, в  которой  ошибки  уже исправлены. Получив работу с исправленными  ошибками, ребенок  на вертикальной  черте  оценивает  себя – ставит точку, высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. В результате  полученная  им  отметка не  является  неожиданной, поскольку  он  сам  уже  проанализировал  свою  работу.

При обсуждении выполненного задания или  в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы: «Какие открытия сделали на уроке?», «Что вы считаете нужным запомнить?», «Над чем ещё надо поработать?», «За что ты себя можешь похвалить?», «Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?»

Памятка для учащихся «Рефлексия» 

Сегодня на уроке я:

-научился ...

-было интересно ...

-было трудно ...

-я понял что ...

 

Урок:

-заставил задуматься ...

-навел меня на размышления ...

Своей работой на уроке я:

-доволен;

-не совсем доволен;

-я не доволен, потому что ...

В данном случае формируется  рефлексивная  самооценка,  где дети  учатся  не  только  оценивать  границы  своих  возможностей, фиксировать  трудность, но  и  анализировать  ее  причину, то  есть  выходить  за  границы собственных  знаний  и  умений, строить  догадки  о  неизвестном.

Такой прием я использовала на первоначальных этапах формирования самооценки.

На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат цветовой гаммой:

- зеленый – «нет ошибок» или «старался, и это умение у меня прибавилось»;

- синий – «1-2 ошибки» или «старался, но результатом не доволен»;

- красный – « 3 и более ошибок» или «над этим не работал».

Или использую такой прием: перед выполнением какого - либо задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.

После проведения проверки прошу определить этап на дорожке успеха, который послужит адекватной самооценкой.

Причем, замечаю, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его.

После самооценки ученика даю свою оценку. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом, тем самым показываю динамику его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при решении задач», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд,  принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даю советы: «Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции, памятке, правилу и т.д.», «Если ты не достиг цели, то выполни еще одно задание. 

Формирование самооценки происходит в групповой и парной работе, где младший школьник начинает обращать на себя внимание, оценивать свои умения, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

С самооценкой связана и взаимооценка.

Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с учениками. Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища. Необходимо учить детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе.

Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

Рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе

1. Помнить, что оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления и контроля.

2. При выставлении отметок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.

3. Иметь «установку на добро» - замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

4. Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

5. Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное количество баллов.

Оценка должна служить главной цели - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника и тем самым способствовать его развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксиро...

Мониторинг - как средство управления качеством образования.

Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.             ...

Диагностика обученности как способ управления качеством образования

Комплексное педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности образования. Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемо...

Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...

Методическая работа, как механизм управления качеством образования.

Анализ системы управления качеством образования в сельской школе...