Формирование УУД в процессе проектной деятельности младших школьников
статья (2 класс)

Габышева Лена Васильевна
В данной статье описано  использование в образовательном процессе технологий деятельностного подхода во 2 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov_1.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Габышева Л.В., учитель начальных классов

МОБУ СОШ №7 г.Якутска

Формирование УУД в процессе проектной деятельности младших школьников (слайд №1)

В процессе реализации ФГОС нового поколения в начальной школе актуальным становится использование в образовательном процессе технологий деятельностного подхода. 

(слайд №2) О значимости этого подхода писал еще в XIX веке Адольф Дистервег: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»

(слайд №3) Суть деятельностного подхода состоит в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Основным методом технологии деятельностного обучения выступает метод проектов.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

(Слайд №4) Учебно-познавательная деятельность, построенная на деятельностном подходе, имеет следующую структуру:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебно-познавательной деятельности.
  • актуализация требований к ученику («надо»);
  • установление тематической рамки («могу»);
  • создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности («хочу»).
  1. Пробное действие
  • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
  • выявление места и причины затруднения;
  • выход из затруднения.
  1. Реализация построенного проекта.
  2. Включение в систему знаний и повторение.
  3. Совершенствование темы и проблемы или развитие проекта в узком направлении.

Сквозным шагом в реализации учебно-познавательной деятельности выступает закрепление с проговариванием во внешней речи и рефлексия.

(Слайд №5) Разберем данный алгоритм работы на примере проекта «Съедобные растения народов Крайнего Севера (по рассказам эвенского писателя Андрея Кривошапкина)» Прохоровой Кристины.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебно-познавательной деятельности.

К разработке темы исследования мы подошли с двух позиций.

Во-первых, перед нами стояла необходимость внедрения проектной деятельности младших школьников с целью актуализации знаний и умений, предъявляемых к общеобразовательной программе 2 класса.

Во-вторых, необходимо было укрепить мотивацию ученика. Для этого важна творческая активная позиция со стороны родителей (законных представителей). В реализации проекта основная роль отводится родителю. Именно через них происходит социальное партнерство и устанавливаются социально-культурные связи, необходимые для реализации проекта.        

Таким образом, по своим личностным качествам, уровню мотивации выбор пал на Прохорову Кристину, ученицу 2 г класса. Ученица обнаруживала крепкие знания по всем учебным предметам. У нее сформированы учебно-познавательные мотивы и интересы, изъявляла желание участвовать. Со стороны родителей была обеспечена необходимая поддержка и понимание целей и задач проектной деятельности учащихся.

Следующий этап – определение проблемы и темы исследования. Исследователи проектной деятельности отмечают, что успешность реализации проекта во многом определяется актуальностью темы исследования. Необходимо было изучить предпосылки, актуализирующие тему.

(Слайд №6) 2014 год был объявлен годом Арктики. Это стало отправной точкой в замысле проблемы исследования. Рамки проектной деятельности растянуты во времени минимум на один учебный год. Поэтому тема исследования должна работать на будущее, идти с опережением, т.е. объявленный в 2015 году год Литературы, должен был найти отражение в исследовательском проекте.

Изучив литературу коренных народов Севера, нами был определен материал исследовательского проекта – произведение Андрея Кривошапкина «Ангелы снежных гор». Произведения Андрея Кривошапкина доступны для детского восприятия. Композиционно его произведения целостны, в то же время состоят из самостоятельных по тематике произведений, которые не нарушают целостность восприятия мира северного человека. При этом формируют грамотного читателя и направляют на поисково-исследовательскую деятельность. Нами был выбран отрывок «Растения». В ходе анализа отрывка мы определили тему проекта как «Съедобные растения народов Крайнего Севера».

Изучив данную тему, выступления других учащихся по данному направлению мы выяснили, что данная тема практически не представлена в исследовательских работах. С позиций употребления растений в пищу никто проблему не рассматривал.

  1. Пробное действие  

(Слайд №7) На данном этапе мы выступили с докладом на научно-практической конференции МОБУ ДОД г.Якутска. После конкурса мы выявили слабые стороны проекта – отсутствие экспериментальной части исследования. Нами было предпринято решение продумать ход эксперимента.

В произведениях Андрея Кривошапкина переплетены принципы художественного текста и этнографические материалы. В части технологии хранения пищевых продуктов автор часто упоминает о том, что эвены хранили сушеные травы, мясо и рыбу в виде порошка. Нами была апробирована эта гипотеза. Мы выяснили, что при хранении ягод можно использовать эту технологию и пришли к выводу о том, что наша идея имеет под собой практическую основу.

Таким образом, на данном этапе работы наш проект был полностью сформирован и появились реальные практические результаты.

  1. Реализация построенного проекта.

(Слайд №8) На этапе реализации наш проект был высоко оценен в процессе работы двух научно-практических конференций учащихся – городском НПК, посвященной году Арктики и на школьном этапе НПК «Ступеньки к творчеству». Наиболее ценным результатом нашей работы можно считать высокую оценку со стороны автора. В рамках классного часа, посвященного Году литературы с участием Андрея Кривошапкина, мы получили хороший отзыв от автора и его оценку.  

  1. Включение в систему знаний и повторение.

(Слайд №9) Проект со стороны руководителя преследует и чисто дидактическую цель. Полученные в ходе реализации проекта знания и умения должны включиться в систему знаний и умений учащихся. Только в этом случае реализуется механизм формирования универсальных учебных действий (см.Таблицу 1).

Таблица 1. Характеристика формирования универсальных учебных действий                         в проектной деятельности

Этапы

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебно-познавательной деятельности.

Личностные

  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  • Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных и этических ценностей.

Регулятивные

  • Самостоятельно организовывать свою деятельность.
  • Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя  в ходе коллективного обсуждения (родитель, учитель и ученик)
  • Определять цель, план выполнения заданий под руководством учителя.

Познавательные

  • Ориентироваться в книгах: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  
  • Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книгах.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Пробное действие

Регулятивные:

  • Соотносить выполненное задание  с другими проектами.
  • Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с выступлениями других, или на основе различных образцов.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Познавательные:

  • Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.
  • Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.
  • Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.

Коммуникативные:

  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Реализация проекта

Регулятивные:

  • Оценивать самостоятельно задание по заранее установленным критериям оценивания.

Познавательные:

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,  иллюстрация и др.)
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Совершенствование темы и проблемы или развитие проекта в узком направлении.

Личностные:

  • Освоение желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

  • Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях

Познавательные:

  • Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
  • Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.

Коммуникативные:

  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Выполняя этот конкретный проект, ученик отрабатывает умения и навыки по общеобразовательным программам по предметам:

  • «Математика» - понятия объем, пропорции, тема «Смысл умножения и деления»;
  • «Окружающий мир» - классификация растений, понятие о народе, о культуре, о традициях, введение в курс «Биологии»;
  • «Русский язык» - раздел «Текст и предложение», развитие речи, введение в курс терминологии, языкознания;
  • «Технология» - техника аппликации.

Таким образом, у ребенка формируется представление о значимости получаемых знаний, о взаимовлиянии и интеграции научных знаний и областей.

  1. Совершенствование темы и проблемы или развитие проекта в узком направлении.

Проектная деятельность должна постоянно развиваться. Ребенок должен наглядно видеть развитие, процесс. Начинаешь с общей обобщенной темы и по ходу реализации ссужаешь тему и направление. С одной стороны, это углубляет содержание поисковой работы, с другой стороны, ребенок наглядно видит развитие своего проекта, определяет потенциал своей работы. С другой стороны, ищет себя, пробует возможные пути личностной самореализации посредством развития своих способностей.

На выходе на городской этап НПК «Шаг в будущее» мы развили свой эксперимент путем расширения социокультурных связей, появились научные консультанты.  

Таким образом, мы на конкретном примере попытались раскрыть содержание и алгоритм проектной деятельности младших школьников. Эта работа не носит универсальный характер, поскольку личностно-ориентированное предполагает индивидуальную траекторию развития ребенка и соответствующее содержание проектной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников

   Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...