Формирование УУД в процессе проектной деятельности младших школьников
статья (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Габышева Л.В., учитель начальных классов
МОБУ СОШ №7 г.Якутска
Формирование УУД в процессе проектной деятельности младших школьников (слайд №1)
В процессе реализации ФГОС нового поколения в начальной школе актуальным становится использование в образовательном процессе технологий деятельностного подхода.
(слайд №2) О значимости этого подхода писал еще в XIX веке Адольф Дистервег: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»
(слайд №3) Суть деятельностного подхода состоит в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Основным методом технологии деятельностного обучения выступает метод проектов.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
(Слайд №4) Учебно-познавательная деятельность, построенная на деятельностном подходе, имеет следующую структуру:
- Мотивация (самоопределение) к учебно-познавательной деятельности.
- актуализация требований к ученику («надо»);
- установление тематической рамки («могу»);
- создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности («хочу»).
- Пробное действие
- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
- выявление места и причины затруднения;
- выход из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Совершенствование темы и проблемы или развитие проекта в узком направлении.
Сквозным шагом в реализации учебно-познавательной деятельности выступает закрепление с проговариванием во внешней речи и рефлексия.
(Слайд №5) Разберем данный алгоритм работы на примере проекта «Съедобные растения народов Крайнего Севера (по рассказам эвенского писателя Андрея Кривошапкина)» Прохоровой Кристины.
- Мотивация (самоопределение) к учебно-познавательной деятельности.
К разработке темы исследования мы подошли с двух позиций.
Во-первых, перед нами стояла необходимость внедрения проектной деятельности младших школьников с целью актуализации знаний и умений, предъявляемых к общеобразовательной программе 2 класса.
Во-вторых, необходимо было укрепить мотивацию ученика. Для этого важна творческая активная позиция со стороны родителей (законных представителей). В реализации проекта основная роль отводится родителю. Именно через них происходит социальное партнерство и устанавливаются социально-культурные связи, необходимые для реализации проекта.
Таким образом, по своим личностным качествам, уровню мотивации выбор пал на Прохорову Кристину, ученицу 2 г класса. Ученица обнаруживала крепкие знания по всем учебным предметам. У нее сформированы учебно-познавательные мотивы и интересы, изъявляла желание участвовать. Со стороны родителей была обеспечена необходимая поддержка и понимание целей и задач проектной деятельности учащихся.
Следующий этап – определение проблемы и темы исследования. Исследователи проектной деятельности отмечают, что успешность реализации проекта во многом определяется актуальностью темы исследования. Необходимо было изучить предпосылки, актуализирующие тему.
(Слайд №6) 2014 год был объявлен годом Арктики. Это стало отправной точкой в замысле проблемы исследования. Рамки проектной деятельности растянуты во времени минимум на один учебный год. Поэтому тема исследования должна работать на будущее, идти с опережением, т.е. объявленный в 2015 году год Литературы, должен был найти отражение в исследовательском проекте.
Изучив литературу коренных народов Севера, нами был определен материал исследовательского проекта – произведение Андрея Кривошапкина «Ангелы снежных гор». Произведения Андрея Кривошапкина доступны для детского восприятия. Композиционно его произведения целостны, в то же время состоят из самостоятельных по тематике произведений, которые не нарушают целостность восприятия мира северного человека. При этом формируют грамотного читателя и направляют на поисково-исследовательскую деятельность. Нами был выбран отрывок «Растения». В ходе анализа отрывка мы определили тему проекта как «Съедобные растения народов Крайнего Севера».
Изучив данную тему, выступления других учащихся по данному направлению мы выяснили, что данная тема практически не представлена в исследовательских работах. С позиций употребления растений в пищу никто проблему не рассматривал.
- Пробное действие
(Слайд №7) На данном этапе мы выступили с докладом на научно-практической конференции МОБУ ДОД г.Якутска. После конкурса мы выявили слабые стороны проекта – отсутствие экспериментальной части исследования. Нами было предпринято решение продумать ход эксперимента.
В произведениях Андрея Кривошапкина переплетены принципы художественного текста и этнографические материалы. В части технологии хранения пищевых продуктов автор часто упоминает о том, что эвены хранили сушеные травы, мясо и рыбу в виде порошка. Нами была апробирована эта гипотеза. Мы выяснили, что при хранении ягод можно использовать эту технологию и пришли к выводу о том, что наша идея имеет под собой практическую основу.
Таким образом, на данном этапе работы наш проект был полностью сформирован и появились реальные практические результаты.
- Реализация построенного проекта.
(Слайд №8) На этапе реализации наш проект был высоко оценен в процессе работы двух научно-практических конференций учащихся – городском НПК, посвященной году Арктики и на школьном этапе НПК «Ступеньки к творчеству». Наиболее ценным результатом нашей работы можно считать высокую оценку со стороны автора. В рамках классного часа, посвященного Году литературы с участием Андрея Кривошапкина, мы получили хороший отзыв от автора и его оценку.
- Включение в систему знаний и повторение.
(Слайд №9) Проект со стороны руководителя преследует и чисто дидактическую цель. Полученные в ходе реализации проекта знания и умения должны включиться в систему знаний и умений учащихся. Только в этом случае реализуется механизм формирования универсальных учебных действий (см.Таблицу 1).
Таблица 1. Характеристика формирования универсальных учебных действий в проектной деятельности
Этапы | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебно-познавательной деятельности. | Личностные
|
Регулятивные
| |
Познавательные
| |
Коммуникативные:
| |
Пробное действие | Регулятивные:
|
Познавательные:
| |
Коммуникативные:
| |
Реализация проекта | Регулятивные:
|
Познавательные:
| |
Коммуникативные:
| |
Совершенствование темы и проблемы или развитие проекта в узком направлении. | Личностные:
|
Регулятивные:
| |
Познавательные:
| |
Коммуникативные:
|
Выполняя этот конкретный проект, ученик отрабатывает умения и навыки по общеобразовательным программам по предметам:
- «Математика» - понятия объем, пропорции, тема «Смысл умножения и деления»;
- «Окружающий мир» - классификация растений, понятие о народе, о культуре, о традициях, введение в курс «Биологии»;
- «Русский язык» - раздел «Текст и предложение», развитие речи, введение в курс терминологии, языкознания;
- «Технология» - техника аппликации.
Таким образом, у ребенка формируется представление о значимости получаемых знаний, о взаимовлиянии и интеграции научных знаний и областей.
- Совершенствование темы и проблемы или развитие проекта в узком направлении.
Проектная деятельность должна постоянно развиваться. Ребенок должен наглядно видеть развитие, процесс. Начинаешь с общей обобщенной темы и по ходу реализации ссужаешь тему и направление. С одной стороны, это углубляет содержание поисковой работы, с другой стороны, ребенок наглядно видит развитие своего проекта, определяет потенциал своей работы. С другой стороны, ищет себя, пробует возможные пути личностной самореализации посредством развития своих способностей.
На выходе на городской этап НПК «Шаг в будущее» мы развили свой эксперимент путем расширения социокультурных связей, появились научные консультанты.
Таким образом, мы на конкретном примере попытались раскрыть содержание и алгоритм проектной деятельности младших школьников. Эта работа не носит универсальный характер, поскольку личностно-ориентированное предполагает индивидуальную траекторию развития ребенка и соответствующее содержание проектной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-46415-1480175128.jpg)
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-335335-1383799871.jpg)
Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-782367-1460884589.jpg)
Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-759153-1657105115.jpg)
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-729198-1457807617.jpg)
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...